Главные вкладки

    День Российской науки
    презентация к уроку (10 класс)

    Рябых Татьяна Алексеевна

    Работа выполнена к 295 летию со дня основания Российской академии наук. В интерактивной форме рассказ преподавателя об основных вехах в развитии Российской науки. Закрепление полученной информации осуществляется во время проведения викторины. Работа состоит из 4-х частей: методическая разработка урока, приложение 1 (рассказ о истории развия Российской науки), приложение 2 (гимнастика для глазной мышцы), приложение 3 (викторина).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodichekaya_razrabotka_uroka.docx30.29 КБ
    Файл prilozhenie_1.pptx2.98 МБ
    Файл prilozhenie_2.docx14.55 КБ
    Файл prilozhenie_3.pptx2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное профессиональное образовательное учреждение

    Воронежской области

    «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

    Методическая  разработка

    открытого  урока

    по предмету: «Информатика и ИКТ»

    тема: Великие достижения великого народа

    Разработала: Т.А. Рябых

    г. Воронеж

    2019

    Содержание.

    Введение

    1. План занятия

    2. Методика проведения

    2.1. Организационный момент.

    2.2. Сообщение темы, целей, задачи.

    2.3. Просмотр презентации по теме урока.

    2.4. Письменный опрос.

    2.5. Подведение итогов

    Заключение

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3.

    Введение

    Восьмого февраля 2019 года исполняется 295 лет со дня основания Российской академии наук, основанной по указу Петра I в 1724 году.

    В это время в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Сама жизнь требовала развития науки для использования её результатов в разных областях человеческой деятельности. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления  страны,  проводимого Петром Первым. Он стремился преодолеть отставание  России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития.

    Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. 

    Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию  Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. 

    Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании  ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками.

    Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами.    

            На уроке информатики средствами этой науки будет рассказано о важнейших достижениях русских, советских и российских учёных, сделанных ими во имя науки и для блага России.

            Урок проводится два учебных часа. Первый час просмотр презентации по теме урока. Второй час письменный опрос по рассмотренной теме.

     

    Тема   урока:  Великие  достижения  великого  народа.

    О сколько нам открытий чудных

    Готовит просвещенья дух

    И опыт, сын ошибок трудных,

    И гений, парадоксов друг!

                                                                                                                             (А.С.Пушкин)

    Тип  урока:   интегрированный;

    Цели  урока: 

    1. Напомнить студентам  историю  возникновения  Дня российской науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях  знаменитых русских ученых в различных областях науки и техники;
    2. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению предметов как основ научных знаний;

    3.  Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине;

    Задачи урока:

    Формирование умения работать с информацией, выделять нужное, анализировать, обобщать, развитие связной устной речи учащихся, коммуникативной культуры, формирование умения применять знания на практике.

    Время проведения:  2 учебных часа.

    Оборудование:

    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, файл с презентацией «День российской науки», файл с материалами для проведения письменного опроса «По итогам просмотра презентации».

    Ход  урока.

    1. Организационный момент (1-2 минуты):

    – взаимное приветствие преподавателя и студентов;

    – готовность студентов к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей;

    – вступительное слово учителя, который настраивает учащихся на урок.

    1. Формулирование темы урока, его целей, задач ( 2-3 минуты).
    2. Основная часть урока.
    • Вступительное слово преподавателя.
    • Просмотр презентации с комментариями преподавателем информации, содержащейся на каждом слайде (приложение 1).
    • Выполнение комплекс упражнений для глаз (приложение 2:  2 – 3 минуты ).
    1. Письменный опрос – просмотр презентации, содержащий вопросы по материалам просмотренной презентации.
    2. Подведение итогов урока.
    3. Получение домашнего задания.
    4. Завершение урока (1 – 2 минуты).

    1. Организационный момент (1-2 минуты).
    2. Формулирование темы урока, его целей, задач.
    3. Основная часть урока.
    • Вступительное слово преподавателя.

          8 февраля 1724 года  указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств.

          В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР.

          В 1991 - в Российскую академию наук.

          В этом году отмечается 295 годовщина этого Дня. Наука прошла большой и сложный путь развития — от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов.

         Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, А.П. Александров, С.П. Королев и многие другие.

          Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

          Сейчас мы посмотрим презентацию «День российской науки». В  этой  презентации  рассказывается о  достижениях  русских, советских и российских   учёных, учёных  разных  периодов  становления  и  развития  нашей  страны.  Этот  список  не  полный.  Потребуется   добавить  не  один слайд,  чтобы  перечислить всё,  что сделано  во  имя  науки  и  для  блага России.  

          Внимательно смотрите презентацию и слушайте мои комментарии к слайдам. После просмотра во время второго часа будет проведен опрос. Каждый студент должен будет ответить на 20 вопросов. Вопросы будут заданы в презентации «По итогам просмотра».

         

    • Просмотр  презентации «День российской науки – 8 февраля» (приложение 1). Во время просмотра будьте внимательны, можно вести краткие записи.

    • Выполнение комплекса упражнений для глаз (приложение 2).

    1. Каждый студент получает опросный лист. Заполняет поля: фамилия, имя, номер группы.

    Просмотр презентации, содержащей вопросы (приложение 3). Ответы записываются в опросном  листе.

    1. Подводятся итоги урока, оценку получает каждый студент.
    2. Выдаётся домашнее задание.
    3. Завершение урока.

    Заключение.

    В процессе проведения такого занятия повторяется большой объём учебного  материала по разным направлениям учебного плана, т.к. урок интегрированный. Идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к предмету, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

         Проведение контроля знаний при помощи наглядных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

         Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс нахождения правильных ответов на поставленные вопросы, т.к. содержание рассматриваемого материала ему знакомо из разных источников, но на данный момент может быть частично забыто. Дать  правильный ответ – это значит одержать победу над своим невежеством, обрести гордость за достижения отечественных ученых. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    День Российской науки – 8 февраля

    Слайд 2

    февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.

    Слайд 3

    7 июня 1999 года в ознаменование 275 – летия со дня основания в России Академии наук был учреждён День российской науки Российская академия наук в Санкт-Петербурге

    Слайд 4

    НАУКА , сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности ; Науки бывают фундаментальные и прикладные. Фундаментальные: естественные и гуманитарные. Прикладные: математические.

    Слайд 5

    Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица , И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

    Слайд 6

    ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ УЧЁНЫЕ Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

    Слайд 7

    Менделеев Дмитрий Иванович ( 1834— 1907), химик, создатель периодической системы химических элементов .

    Слайд 8

    СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ Русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина - профессор математики .

    Слайд 9

    ИВАН ПАВЛОВ – создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы.

    Слайд 10

    Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда россияне считают уральца Ефима Артамонова . Его били розгами за то, что в 1800 году ездил на диковинном «самокате» по улицам и пугал лошадей . 1800 – год изобретения велосипеда ( 219 лет назад!)

    Слайд 11

    Первый русский паровоз был построен Ефимом и Мироном , отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Нижнетагильских заводах .

    Слайд 12

    Мечников Илья Ильич (1845—1916), зоолог, натуралист, микробиолог, создатель теории фагоцитоза. П роцесс , при котором клетки захватывают и переваривают твёрдые частицы.

    Слайд 13

    Николай Миклухо-Маклай – российский биолог и путешественник. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Его называют Берег Маклая .

    Слайд 14

    Андрей Сахаров – советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы . Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

    Слайд 15

    АНДРЕЙ КУРЧАТОВ Советский физик, «отец» советской атомной бомбы . Трижды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР и АН Узб . ССР, доктор физико-математических наук, профессор. Основатель и первый директор Института атомной энергии.

    Слайд 16

    Изобретение и использование электрической лампочки в 1876 году Павел Яблочков

    Слайд 17

    Александр Попов Создал радиоприемник (1895 год).

    Слайд 18

    Константин Циолковский Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос , пришёл к выводу о необходимости использования « ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. В 1896 году (122 года назад) он придумал использования ракет для межпланетных сообщений, придумал конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя

    Слайд 19

    Сергей Королёв Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник космонавтики. Руководил первым полетом в космос

    Слайд 20

    Андрей Туполев Великий российский авиаконструктор Знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского самолета . .

    Слайд 21

    И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя , Ту-154, Ту-160 перевозят пассажиров в дальние точки России, и многих стран мира.

    Слайд 22

    Он способен лететь 1200 километров на 1 заправке, складывать крылья на большой высоте

    Слайд 23

    Сверхзвуковые самолеты , разработанные Микояном, стояли и стоят на вооружении нашей армии. На истребителях МИГ было установлено в свое время 55 мировых рекордов. Артем Микоян

    Слайд 24

    МиГ-35

    Слайд 25

    – знаменитый русский химик Учёный впервые использовал хлор для отбеливания бумаги и тканей, открыл гипохлориты щелочных металлов и хлорат калия (так называемую «бертолетову соль»). Николай Николаевич Бекетов Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель, исследователь Тянь-Шаня. Организатор первой переписи населения России в 1897 году. Пётр Петро́вич Семёнов- Тян-Ша́нски й

    Слайд 26

    Лев Ландау изучал происхождение энергии звезд, дисперсию звука, сверхпроводимость, магнитные свойства материалов, свойства жидкого гелия. Он удостоен множества советских наград и наград иностранных государств, в том числе Нобелевской премии 1962 года.

    Слайд 27

    Иван Владимирович Мичурин Ему принадлежит большой вклад в развитие генетики , в особенности плодовых и ягодных растений. Он стал одним из основоположников научной селекции сельскохозяйственных культур.

    Слайд 28

    Российские ученые из университета нефти и газа доказали, что нефть и газ никогда не закончатся. Путем экспериментов ученые доказали ,что нефть и газ могут формироваться не в результате разложения органических веществ небиологическим путем

    Слайд 29

    Третий вид людей Работа сибирских археологов под руководством академика Деревянко позволила обнаружить новый , третий по счету вид человеческих существ – Ученые считали, что есть два типа древних людей- неандертальцы и кроманьонцы денисовцев

    Слайд 30

    Мамонты — современники древних греков Мамонты были современниками критской цивилизации и вымерли уже в историческое время, а не в эпоху каменного века, как считалось ранее . Открытие российских учёных.

    Слайд 31

    Экзаваттные лазеры В России создана технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле. В 2006 году построена установка PEARL, основанная на технологии параметрического усиления света в нелинейно-оптических кристаллах. Эта установка выдала импульс мощностью 0,56 петаватта , что в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли.

    Слайд 32

    Сверхмощные магнитные Поля Физики из российского ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей.

    Слайд 33

    Метан и вода на Марсе Хотя в постсоветский период России не удалось осуществить успешных самостоятельных межпланетных миссий, российские научные приборы на американских и европейских зондах и наземные наблюдения принесли уникальные данные о других планетах.

    Слайд 34

    Рошаль Леонид Михайлович Советский и российский педиатр и хирург, общественный деятель. Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Президент Национальной медицинской палаты. «Детский доктор мира ». Доктор медицинских наук , профессор.

    Слайд 35

    Советский и российский физик, единственный из проживающих сейчас в России лауреатов Нобелевской премии по физике. Вице-президент РАН с 1991 до 2017 года. Председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. Член КПСС с 1965 года .

    Слайд 36

    Петр Капица . Удостоен Нобелевской премии за открытие сверхтекучести жидкого гелия (1978 год). Разработчик промышленной установки для сжижения газов. Один из основателей Московского физико-технического института.

    Слайд 37

    Святослав Федоров Офтальмолог, микрохирург. Создатель линзы Федорова-Захарова (1962 год) – одного из лучших жестких искусственных хрусталиков в мире. Первым в мире сделал операцию по лечению глаукомы на ранних стадиях (1973 год). Впоследствии его метод стал применяться повсеместно.

    Слайд 38

    Евгений Касперский Российский программист, известный в мире эксперт в сфере IT-безопасности. Создатель антивирусного программного обеспечения, защищающего от вирусов, троянских, шпионских программ и неизвестных угроз. Вошел в сотню глобальных мыслителей ( Global Thinker ) по версии американского журнала Foreign Policy (2012 год). Почетный доктор наук Университета Плимута (Великобритания).

    Слайд 39

    В оронежский Г осударственный У ниверситет Воронежский университет включает 18 факультетов. В Университете обучается более 20 тысяч студентов . За вековой срок существования, университет подготовил более 100 тысяч специалистов. Среди выпускников университета — Нобелевский лауреат П.А. Черенков , лауреаты государственных премий СССР и России, академики, министры, деятели науки и культуры. Выпускники университета работают в 90 странах мира.

    Слайд 40

    В этой презентации рассказывается о достижениях русских учёных разных периодов становления и развития нашей страны. Этот список не полный. Потребуется добавить не один слайд, чтобы перечислить всё, что сделано во имя науки и для блага России .

    Слайд 41

    Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований , важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны – это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития, повышения благосостояния населения страны.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2.

    Комплекс упражнений для глаз.

    1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

    2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

    3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Да здравствуйте российская наука ! Я с этим днем хочу поздравить вас. Пускай удача вам протянет руку , Пускай мечты сбываются сейчас . викторина

    Слайд 2

    Вопрос 1 . Кто изображён на фотографии? Где родился этот человек?

    Слайд 3

    Вопрос 2 . На этой фотографии изображена Софья Ковалевская. Она первая в мире женщина – . . . . . . . . продолжить в опросном листе.

    Слайд 4

    Вопрос 3 . Как фамилия изобретателя первого велосипеда, как эту машину называли её современники?

    Слайд 5

    Какое устройство изображено на этих фотографиях ? Вопрос 4 .

    Слайд 6

    Вопрос 5 . Его считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его с самого старта. «Отец» советской атомной бомбы. Под его руководством разработана, построена и запущена 26 июня 1954 года Обнинской АЭС . Она стала первой в мире атомной электростанцией . Назовите фамилию этого учёного

    Слайд 7

    Что находится в этом здании? Вопрос 6 .

    Слайд 8

    Назовите фамилию и имя создателя антивирусного программного обеспечения , защищающего от вирусов , троянских, шпионских программ и неизвестных угроз, изображённого на этой фотографии. Вопрос 7 .

    Слайд 9

    Первым в мире сделал операцию по лечению глаукомы (болезни глаз) на ранних стадиях (1973 год ). Впоследствии его метод стал применяться повсеместно. Вопрос 8 .

    Слайд 10

    Вопрос 9 . Первый русский паровоз был построен , отцом и сыном в 1833 году на Нижнетагильских заводах . Назовите фамилию и имена .

    Слайд 11

    Вопрос 10 . Сахаров Андрей Дмитриевич Напиши то, что вы запомнили из его достижений в науке.

    Слайд 12

    Вопрос 11 . советского и российского педиатра и хирурга, общественного деятель . Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии , директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии . Президент Национальной медицинской палаты. « Детский доктор мира ». Доктор медицинских наук , профессор. Назовите фамилию

    Слайд 13

    Вопрос 12 . На какой из планет Солнечной системы Российскими учёными обнаружены ВОДА и МЕТАН

    Слайд 14

    МиГ-35 Назовите фамилию конструктора этого самолёта Вопрос 13 .

    Слайд 15

    Вопрос 14 . Химик , создатель периодической системы химических элементов.

    Слайд 16

    Вопрос 15 . Назовите имя и фамилию создателя, изображенного на этих фотографиях.

    Слайд 17

    Великий российский авиаконструктор, создатель знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского самолета . Назовите фамилию… Вопрос 16 .

    Слайд 18

    Вопрос 17 . Изобретение и использование электрической лампочки в 1876 году было придумано … назвать фамилию

    Слайд 19

    Вопрос 18 . Основоположник научной селекции сельскохозяйственных культур . Яблони – Антоновка, Пепин-шафранный… Вишни – Краса севера… Груши – Толстобежка … Сливы – Десертный…

    Слайд 20

    № вопроса Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Фамилия , имя_______________________________ Группа № ____


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-практическая конференция «День российской науки»

                                                          ...

    Внеклассное мероприятие «ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»

    Цель:содействовать расширению представлений обучающихся об истории и достижениях российской науки; способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса; в...

    Презентация на День Российской науки

    Презентация подготовлена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню Российской науки....

    Методическая разработка "День российской науки"

    Цели: День науки проводится с целью-популяризации достижений российской и мировой науки, лучших образцов искусства  обучающихся школы,-формирования у них интереса к научному поиску, стремлен...

    Дидактический материал (презентация) "День российской науки"

    Презентация для знакомства детей с днем науки России...

    Образовательный ресурс "День Российской науки"

    Данный продукт содержит информацию об  известных учёных Тамбовского края....

    Оразовательный ресурс "День Российской науки" (с дополнением)

    Данный продукт содержит информацию о великих учёных Тамбовского края...