Беседа с элементами игрового практикума «Конфликт и пути его разрешения»
методическая разработка (5, 6 класс)

Кабанова Светлана Владимировна

Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и предполагает ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов во взаимодействии с многообразным социальным окружением: семья, соседи, одноклассники, учителя и т.д.

Знания и навыки, полученные в ходе занятия, способствует развитию у детей и подростков коммуникативной и психологической грамотности, правосознания, гражданско-правовой активности и ответственности, необходимые для дальнейшего эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе и снижения вероятности попадания в асоциальную среду.

Занятие проводится в форме беседы с элементами игрового практикума, что является достаточно действенным в работе с детским коллективом, в частности при проведении профилактических мероприятий. Главной особенностью данной формы работы являются игровые упражнения, способствующие снятию напряженности в межличностных взаимоотношениях со сверстниками, разрешению между ними сложившихся противоречий конструктивным путем, а также практическому овладению восстановительным способом разрешения конфликтов через взаимодействие сторон.

Новизна разработки заключается в развитии конфликтной компетенции у детей и подростков посредствам использовании восстановительных технологий, что позволяет продуктивно проводить профилактическую работу с несовершеннолетними в образовательном учреждении и эффективно проработать все возможные пути по снижению правонарушений в детской и подростковой среде.

Данная разработка мобильна в своём использовании. В зависимости от материально-технических условий, количества участников возможна замена содержания описанного мероприятия без ущерба для его структуры. Кроме того, в разработке даны подробные методические рекомендации по его подготовке и проведению. Это расширяет возможность применения данной разработки в работе по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях всех типов. Поэтому представленный методический материал будет интересен как педагогам общеобразовательных учреждений, так и педагогам дополнительного образования для проведения тематических профилактических мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_i_puti_ego_razresheniya.docx92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина» г. Балахна

Беседа с элементами игрового практикума

«Конфликт и пути его разрешения»

Автор-составитель:

 Кабанова Светлана Владимировна,

социальный педагог МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина» г.Балахна,

Балахна 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.        3

Пояснительная записка.        5

Ход занятия.        7

I.        Организационный момент………………………………………………..7

II.        Введение в тему.        7

III.        Основная часть.        8

IV.        Заключение.        13

Список использованной литературы.        14

Методические советы организаторам по подготовке и проведению мероприятия        15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4        22

ПРИЛОЖЕНИЕ 5        28


Введение.

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.»

Г.Александров

По мере взросления человек осваивает множество различных ролей и вступает во взаимодействия с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Для того, чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства.

Отсутствие у детей и подростков навыков правильного взаимодействия с людьми приводит к развитию конфликтов между ними, а отсутствие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций многие из них начинают все богатство отношений и различные способы их регулирования подменять одним силовым взаимодействием. Более того, замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки дальше в социум. Следствием всего этого являются показатели роста детской и подростковой асоциальности (правонарушений, аддиктивности, безнадзорности и пр.).

Поэтому одной из социально значимых задач, стоящих перед школой сегодня –это формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов и проблемных ситуаций путем внедрения в образовательный процесс восстановительных технологий, которые являются современной и достаточно эффективной альтернативной формой работы с детьми существующей в практике школы и соответствуют требованиям Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Восстановительные технологии по разрешению конфликтов в образовательной среде – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений между участниками конфликта, и предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения, исправление причиненного конфликтом вреда.

Восстановительный подход, используемый в работе с детьми и подростками для разрешения конфликтов, основан на гуманистических ценностях человеческой жизни, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

Использование в профилактических мероприятиях по профилактике правонарушений восстановительного подхода позволяет минимизировать развитие асоциальности среди подрастающего поколения, позволяет сдерживать и корректировать поведение подростков, а также предотвращать или устранять относительно слабые антиобщественные изменения их личности, не ставшими еще устойчивыми.  


Пояснительная записка.

Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и предполагает ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов во взаимодействии с многообразным социальным окружением: семья, соседи, одноклассники, учителя и т.д.

Знания и навыки, полученные в ходе занятия, способствует развитию у детей и подростков коммуникативной и психологической грамотности, правосознания, гражданско-правовой активности и ответственности, необходимые для дальнейшего эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе и снижения вероятности попадания в асоциальную среду.

Занятие проводится в форме беседы с элементами игрового практикума, что является достаточно действенным в работе с детским коллективом, в частности при проведении профилактических мероприятий. Главной особенностью данной формы работы являются игровые упражнения, способствующие снятию напряженности в межличностных взаимоотношениях со сверстниками, разрешению между ними сложившихся противоречий конструктивным путем, а также практическому овладению восстановительным способом разрешения конфликтов через взаимодействие сторон.

Новизна разработки заключается в развитии конфликтной компетенции у детей и подростков посредствам использовании восстановительных технологий, что позволяет продуктивно проводить профилактическую работу с несовершеннолетними в образовательном учреждении и эффективно проработать все возможные пути по снижению правонарушений в детской и подростковой среде.

Данная разработка мобильна в своём использовании. В зависимости от материально-технических условий, количества участников возможна замена содержания описанного мероприятия без ущерба для его структуры. Кроме того, в разработке даны подробные методические рекомендации по его подготовке и проведению. Это расширяет возможность применения данной разработки в работе по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях всех типов. Поэтому представленный методический материал будет интересен как педагогам общеобразовательных учреждений, так и педагогам дополнительного образования для проведения тематических профилактических мероприятий.

Цель: способствовать формированию у детей и подростков навыков бесконфликтного поведения.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Знакомство с понятием «Конфликт» и способами его разрешения
  2. Обучение выбору эффективных стратегий поведения в конфликте
  3. Отработка навыков бесконфликтного поведения (кейс-технологии)

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов (11-13 лет) не более 20 человек

Форма проведения: лекция с элементами игрового практикума

Используемые методы и приемы: психологический прием: положительный настрой на занятие «Карлики и великаны», игровые упражнения, решение кейсов, тестирование.

Материалы и оборудование: небольшие листы для каждого участника – по 2шт., коробочка или мешочек, 2 стола, 2 стула, ремень, счетные палочки или карандаши (40-50 шт.), скакалка или веревка, бланки для теста, кейсы (проблемные ситуации), презентация, мультимедийное оборудование, секундомер.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Я очень рада вас видеть. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на нашу встречу? (предполагаемые ответы детей)

Педагог: Предлагаю немного поднять себе настроение с помощью упражнения «Карлики и великаны». (Все стоят. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны»). Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

  1. Введение в тему.

Педагог: Хочу рассказать вам об одном случае. Дело было так. Два мальчика после звонка зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» — крикнул второй мальчик и толкнул одноклассника.

Тот, сжав кулаки, бросился на товарища.

Педагог: Что же произошло между мальчиками?

(Спор, ссора, драка, конфликт).

Педагог: Верно, между мальчиками произошел конфликт, который привел их к драке.

Педагог: Исходя из рассказа, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

(предполагаемые ответы детей)

Педагог: Верно, о конфликтах, а если быть точнее мы сегодня познакомимся с вами не только с понятием конфликт, но и с различными моделями поведения, которые способствуют конструктивному выходу из него, чтобы не допустить чреватых последствий, например, драк, и проиграем их с помощью игровых упражнений. (тема представлена на слайде)

  1. Основная часть.

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка или мешочек) складываются листки с ответами и перемешиваются. После чего приглашается один желающий и вытягивает из «мешочка» листочек с определением и читает вслух (достаточно прочитать пять определений).

Педагог совместно с участниками обобщают прочитанное и выводят свое определение конфликта, которое сравнивают с определением психологов, представленное на слайде.

После чего педагог предлагает ответить на вопрос, зачем нужно правильно разрешать конфликты?

(предполагаемые ответы детей)

Педагог: Да, действительно, любой конфликт может привести к разным последствиям, в том числе и к дракам, за которые предусмотрена уголовная ответственность (немного рассказать о правовой ответственности для несовершеннолетних за драки – Приложение 1).

Педагог: Ребята, очень хотелось бы отметить, что помимо того, что конфликты могут привести к уголовной ответственности, они еще разрушают общество изнутри. Каким образом? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, предлагаю провести небольшой эксперимент:

Перед тем как преступить к эксперименту участникам задается вопрос, какие эмоции испытывают конфликтующие стороны по отношению друг другу? (предполагаемые ответы детей: злость, гнев, агрессию и пр.).

Далее участникам дается установка сделать с листом бумаги (перед каждым участником лежит небольшой листок бумаги) все то, что они сделали бы в состоянии агрессии (помяли, порвали, разрисовали и пр.). После чего детям предлагается вернуть лист к первоначальному виду и сделать вывод данного эксперимента.

Педагог: Итак, что же получается? Вывод: после агрессивных действий вернуться к первоначальным отношениям невозможно, внутри у каждого человека остается обида, недоверие, предвзятость и пр. Это и есть ответ на наш вопрос, как разрушается общество изнутри. Поэтому, очень важно правильно выбирать ту модель поведения, которая поможет выйти из конфликта без последствий для конфликтующих и сохранить порядок в обществе, дружеские взаимоотношения межу людьми. Психологи выделяют всего пять моделей или как их еще называют стратегий поведения, позволяющих избежать конфликта, либо выйти из него без ущерба для конфликтующих. Некоторые из них мы с вами сейчас постараемся определить с помощью игровых упражнений:

Упражнение «Ослиный спор».

Цель: осознать, что совместная деятельность (кооперация) приносит больше пользы, чем конкуренция, выработать конструктивное решение конфликтных ситуаций.

Материалы: ремень, 2 стола, 2 стула, счетные палочки.

Инструкция: стулья стоят напротив столов на расстоянии примерно 3 метров. На столах лежат счетные палочки одинакового количества для каждого участника. Из класса выбирается два игрока одинаковой «весовой категории», остальные остаются на своих местах, наблюдают. Оба участника располагаются между стульями спиной к спине и прикрепляются ремнем друг к другу в районе бедер. Задача для игроков, перенести как можно больше палочек со своего стола на стул, причем брать можно только по одной палочке. Ремень развязывать нельзя. Игра длится 30 секунд. После чего идет подсчет палочек, результат которых фиксируется на доске или листочке. Потом приглашаются следующие участники, которым дается та же установка и тоже время на проигрывание упражнения. Упражнение достаточно проиграть три раза. Игра должна строиться по принципу конкуренции, причем, чтобы следующие участники воспринимали ее именно так. После чего идет обсуждение с классом (наблюдателями) поведения, играющих. Во время обсуждения педагог делает акцент на том, что игра началась с модели поведения «конкуренции/соревнования», и задает вопрос, является ли данная игровая ситуация конфликтной и почему? Может ли данная модель поведения («конкуренции/соревнования») стать решением конфликта или она только усугубит его? (предполагаемые ответы детей). Совместно с детьми делается вывод о первой модели поведения «конкуренции/соревновании» и является ли данный метод конструктивным выходом из конфликтной ситуации.

Педагог: Следующее упражнения позволит нам определить еще две модели поведения в конфликте и сделать правильный выбор для его избежания.

Упражнение «Встреча на узком мостике». Цель: научить правильно выбирать стратегию поведения, чтобы избежать конфликта.

Инструкция: Пары участников подбираются случайным образом. Достаточно прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту» (можно через жеребьевку):

- Установка для первой пары – договориться, как пройти мост;

- Установка для второй пары – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

- Установка для третьей пары – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Объяснение педагога: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. Мостик – это разложенная на полу скакалка. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись, согласно вашим установкам. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Итак, двое участников, согласно жеребьевке становятся на импровизированном мостике (разложенная на полу скакалка) друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Остальные учащиеся наблюдают за поведением участников упражнения, для последующего его обсуждения: Обсуждение проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации по следующим вопросам:

- Как вы думаете можно ли сказать, что данная ситуацию (встреча на узком мостике) является конфликтной? Почему?

- Вспомните, что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Дополнительные вопросы:

- Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

- Было ли решения ситуации эффективным?

- Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации? Соответствует ли такая стратегия поведения вашему внутреннему состоянию или вы бы выбрали другую? (вопрос для играющих)

Педагог: Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных моделей поведения. Как я уже говорила ранее в психологии выделяют всего пять стратегий поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление (определения моделей поведения выносятся на слайд и обращается внимание детей на экран). Некоторые из них мы с вами наблюдали, проигрывая упражнения. Как вы думаете, какие модели поведения мы наблюдали?

(предполагаемые ответы детей: конкуренция, компромисс и избегание)

Далее педагогом разъясняются другие модели поведения, которые не были проиграны в упражнениях, выделяются их отличия, достоинства и недостатки (Приложении 2). Информацию, представленную в приложении 2 можно вынести на слайд.

Педагог: Всем понятно? Нет вопросов? Отлично. Следующим упражнением мы с вами закрепим полученные знания о стратегиях поведения. 

Упражнение «Праздничный торт». (Приложение 3) Цель: закрепление полученных знаний. Инструкция: представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник, поэтому право разрезания торта за вами, как вы себя поведете?

Варианты поведения можно представить на слайде или прочитать. Задача для участников определить стратегию поведения в данной ситуации:

1.Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

- А сейчас, когда вы уже многое узнали о моделях поведениях в конфликтах, предлагаю с помощью небольшого теста определить особенности своего поведения в конфликтных ситуациях. (детям раздаются бланки для ответов и зачитывается инструкция проведения тестирования). Подсчет и интерпретация результатов, вслух не озвучивается (Приложение 4).

Педагог: следующее задание – это решение кейсов (ситуаций) с точки зрения различных стратегий поведения, которые позволят правильно применять их на практике (Приложение 5). Для этого вам необходимо разделиться на четыре группы, каждой из которой будут даны ситуации. Необходимо продумать их решение. (для выбора ситуаций можно провести жеребьевку)

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

- Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации? (название)

В ходе всех обсуждений важно подвести учащихся к пониманию того, что самым эффективным способом разрешения конфликта – это сотрудничество!

  1. Заключение.

Педагог: Конфликты являются частью нашей каждодневной жизни и их исход зависит только от того какую модель поведения мы выберем. Поэтому я желаю вам, чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтов, а в случае их возникновения вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству.

В течение всего занятия вы были активны, правильно анализировали ситуации и теперь я попрошу вас оценить свою работу на занятии:

  • ЗЕЛЕНЫЙ – Занятие мне понравилось, было интересно
  • ЖЕЛТЫЙ – Узнал много нового и многому научился
  • ОРАНЖЕВЫЙ – Хотелось бы продолжать такие занятия

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы.

  1. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2017 № 07-7657 «О направлении методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»
  2. Кучур В.Ю. Работа социального педагога с детьми «группы риска» // Работа социального педагога в школе и районе. 2012. № 5. С. 45-49.
  3. Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога», Москва, 2001 г
  4. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально-опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г
  5. Мурашова С.В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 246–250.  URL: http://e-koncept.ru/2013/64051.htm.

Методические советы организаторам

по подготовке и проведению мероприятия

  1. Подготовка к проведению мероприятия (организационные моменты):
  • подготовить необходимый материал: два небольших листочка для каждого участника мероприятия; мешочек или коробочку; для упражнения «Ослиный спор»: 2 стула и 2 стола, расположенные напротив друг друга на расстоянии 2-3 метров, счетные палочка по 40-50 шт. на каждом столе, ремень, секундомер, флипчарт или листок для фиксирования результатов игрового упражнения; для упражнения «Встреча на узком мостике»: скакалка, текст с моделями поведения (для установки); 4 кейса (ситуации); бланки для теста К. Томаса; жетоны зеленого, желтого и оранжевого цветов.
  • назначить из учащихся ответственных за встречу гостей и участников мероприятия;
  • подготовить посадочные места для гостей и участников мероприятия (в соответствии с количеством участников);
  • в случае фото/видеосъемки мероприятия заранее предупредить об этом участников мероприятия
  1. Проведение мероприятия.
  • Провести инструктаж для участвующих в проведении мероприятия
  • Мероприятие рекомендуется начать с положительного настроя на него, используя различные психологические приемы. В данном мероприятии используется прием «Великаны и карлики».
  • В ходе диалога педагога с учащимися, а также ответов учащихся на задаваемые вопросы постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе, создавать ситуацию успеха, помогать детям подходить к правильным суждениям, ответам.
  1. Подведение итогов.

После проведения необходимо выявить оценку мероприятию:

Обучающимся предлагаются жетоны зеленого, желтого и оранжевого цветов (каждый участник выбирает цвет жетона по своему усмотрению, ведется подсчет жетонов, делается вывод);

  1. Анализ мероприятия.

После проведения необходимо провести анализ проведённого мероприятия. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • достигнута ли цель, поставленные задачи;
  • всё ли из задуманного получилось;
  • что нужно доработать;
  • каково общее впечатление от мероприятия.
  1.  Последействие (по желанию).

Можно подготовить репортаж о прошедшем мероприятии для СМИ: видеоматериал для сайта школы, информацию с фотографиями для печатных изданий в местной газете.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Школьная драка – правовые последствия.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. К числу таких преступлений относятся, в том числе, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Данное причинение вреда здоровья происходит как правила в драке, а значит драка – это уголовная ответственность, наступающая с 14 лет.

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

вред, опасный для жизни человека;

•потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

•прерывание беременности;

•психическое расстройство;

•заболевание наркоманией либо токсикоманией;

•неизгладимое обезображивание лица;

•значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

•полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

•длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);

•значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

•кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);

•незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

За причинение легкого вреда здоровью или побои уголовная ответственность наступает лишь с 16 лет. При наличии смягчающих обстоятельств, положительной характеристики личности ребенка, который первый раз совершил преступление, уголовное наказание скорее всего будет заменено мерами воспитательного воздействия, и ребенок будет направлен в специализированное воспитательное учреждение. В случае, если это невозможно в силу тяжести совершенного преступления, суд будет решать вопрос об условном осуждении. Помимо этого, ребенок будет находиться под пристальным вниманием в Отделе по делам несовершеннолетних в местном отделе внутренних дел и районной Комиссии по делам несовершеннолетних.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конкуренция - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.

Приспособление - этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Сотрудничество - ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером. На час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

КОНКУРЕНЦИЯ/СОРЕВНОВАНИЯ

– отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому.

Все твои интересы соблюдены.

Репутация скандалиста и неприятного человека.

ИЗБЕГАНИЕ

– откладывание решения конфликта

Выигрываешь время

Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь

СОТРУДНИЧЕСТВО

– взаимовыгодный вариант решения конфликта

Учтены интересы обеих сторон

Требует много сил и времени

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

– игнорирование своих интересов в пользу другого

Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены

Твои интересы остались без внимания

КОМПРОМИСС

– взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все

Часть интересов обеих сторон соблюдена

Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнение «Праздничный торт»

1.Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Текст опросника (К. Томас)

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1. 

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. 

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. 

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. 

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. 

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7. 

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9. 

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. 

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. 

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13. 

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. 

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. 

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16. 

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. 

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. 

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. 

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22. 

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23. 

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. 

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. 

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. 

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. 

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. 

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

https://www.psychologos.ru/images/e299abda4fe2153570517cd89c3497bc.png

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Кейсы

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".

Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы)

Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы) Задачи: 1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении  в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путе...

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА« Конфликт и пути его разрешения»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКонфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.(Георгий Александров)Человек – удивительное создание, обиды помнит доль...

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»

Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...

Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения".

Конспект беседы с учащимися 8-11 классов "Конфликт и пути его разрешения"....

Беседа с элементами игрового практикума «Конфликт и пути его разрешения»

laquo;Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.»Г.Александров...