Программа ВПК "Звезда"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Никитов Сергей Дмитриевич

Программа предназначена  для  воспитания  в  подростках нравственных, морально-психологических      и          физических    качеств,          а          также приобретения            ими специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vpk_zvezda.docx51.19 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г.Павлово

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета МАОУ СШ №10 г.Павлово

Протокол от 30.08.2022г. № 1

Утверждаю

                директор МАОУ СШ №10 г.Павлово

_______________А.В. Кочедыкова

01.09.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА»

Возраст учащихся: 14-17 лет

Срок реализации – 1 год

Авторы-составители:

Никитов Сергей Дмитриевич

педагог дополнительного образования, преподаватель-организатор ОБЖ

г. Павлово, 2022г.

Пояснительная записка

        Проблема         патриотического         воспитания,         гражданского         становления и физического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требует укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Потому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм - система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно- нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

        Патриотическое         воспитание         представляет         собой         организованный         и

непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-спортивному воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Актуальность программы: в настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.  

В связи с этим на базе МАОУ СШ №10 г.Павлово организован военно-патриотический клуб «Звезда». Программа дополнительного образования клуба «Звезда» составлена на основании Устава ВПК.

В ходе занятий Клуба, обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создании Вооруженных Сил, боевых традициях и символах воинской чести. Знакомятся с историей родного края в ходе экскурсий и походов. Повышают с спортивный уровень в ходе спортивных соревнований, ведут здоровый образ жизни.

Курсантами Клуба «Звезда» являются обучающиеся 8-11 классов. Программа рассчитана на 1 год.  

Отличительной особенностью программы является то, что в ней объединены три вида деятельности:  

  1. Туристско - краеведческая (краеведение);
  2. Познавательная (основы медицинских знаний и самосохранения);
  3. Спортивно-оздоровительная (основы военной и общефизической подготовки).

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 14-17 лет.

Цель:         создание         условий,         способствующих         патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

Предметные:

- познакомить обучающихся с основами строевой подготовки;

- познакомить обучающихся с основами медицинских знаний и самосохранения.

Метапредметные:

 -формировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;

- формировать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам.

  • Личностные:
  •  развить физические и духовно-нравственные качества;
  • развить         ценностно-ориентированные         качества         личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Объем и срок освоения, режим занятий.

Программа ВПК  «Звезда» рассчитана на обучение учащихся 14-17 лет в течение всего учебного года 37 недель. Занятия проходят в двух группах 3 раза в неделю, по одному академическому часу в каждой группе, с перерывом 10 минут.

Формы организации обучения

Формы обучения- групповая, очная. Две разновозрастные группы, при работе в таких группах применяется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок.

Формы проведения занятий: тренировочные занятия, беседы, товарищеские встречи, соревнования, праздники, просмотры соревнований.

Методы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи. Выбор метода определяется задачами, содержанием учебного материала, особенностью и подготовленностью учащихся и условиями занятий (место, оборудование, инвентарь).

Планируемые результаты.

Предметные:

- обучающиеся знают о ВС РФ, историю их создания, предназначения, структуру;

- обучающиеся знают об основных видах вооружения, основах тактики и ведения боя, устройство и назначению автомата АК-74, наступательных и оборонительных ручных гранат РГД-5 и Ф-1, противогаза, пневматической винтовки, пистолета Макарова;

- обучающиеся умеют выполнять приемы строевой подготовки, знают порядок действий в случае применения оружия массового поражения, алгоритм действий при различных повреждениях здоровья.

Метапредметные:

-  сформированы навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия, чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом; - сформированы чувство патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству.

Личностные:

- развито правовое мышление и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- развита потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

По окончании обучения учащиеся должны:

- владеть основными терминами и определениями Строевого устава ВС РФ, знать и правильно практически выполнять основные строевые приемы, воинские ритуалы;

- знать технику безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, материальную часть стрелкового оружия ВС РФ (АК-74, ПМ, ПВ), уметь им пользоваться, правильно осуществлять разборку и сборку;

- уметь правильно действовать в различных чрезвычайных ситуациях, уметь обезопасить себя в случаи нахождения на местности, зараженной отравляющими веществами, иметь навыки одевания противогаза и общевойскового защитного комплекта, знать основные гражданские сооружения для укрытия в случае возникновения опасности;

- знать основные воинские памятные даты, иметь представление о современных видах вооружения и военной техники, знать организационно-штатную структуру современных ВС РФ;

- иметь навыки в оказании первой медицинской помощи при отравлениях, переохлаждениях, травмах, ранениях, уметь накладывать бинтовые повязки, способен оказать первую помощь пострадавшему.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода с целью  систематического  контроля  уровня  освоения  учащимися  тем,  разделов дополнительных  общеобразовательных  общеразвивающих  программ,  прочности формируемых  предметных  знаний  и  умений,  степени  развития  деятельностно ­ коммуникативных умений.

Текущий контроль осуществляется систематически по итогам изучения разделов программы. Формы текущего контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос, викторина, игра, творческое выступление, самостоятельная   работа, творческая работа, собеседование, презентация работы,  защита проектных и  исследовательских   работ.

Промежуточная аттестация – это выявление результативности освоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей.

В рамках аттестации проводится оценка теоретической подготовки. Форма аттестации – зачет. Теоретическая подготовка проверяется через опрос.

Критерии оценивания

Высокий уровень – учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий.

Средний уровень - учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Допустимый уровень – учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.

Задания для проведения промежуточной аттестации

  1. Выберите из указанных ниже ситуаций в походе те, которые можно считать экстремальными: а) неумение ориентироваться на местности; б) переезд на новое место расположения; в) вынужденное автономное существование; г) потеря одним из членов туристской группы личного снаряжения; д) заболевания и повреждения участников похода, требующие экстренной медицинской помощи; е) автономное существование в природных условиях туристской группы, идущей по разработанному маршруту и имеющей необходимое снаряжение и продукты питания.

2. Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются: а) выпадение осадков; б) авария транспортных средств (автомашин, самолетов, речного и морского транспорта); в) потеря части продуктов питания; г) потеря компаса; д) потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора; г) несвоевременная регистрация группы перед выходом на маршрут; ж) резкое понижение температуры воздуха. 3. Какая задача при проведении туристского похода является главной: а) выполнение целей и задач похода; б) обеспечение безопасности; в) полное прохождение маршрута.

4. Какую цель преследует руководитель похода, обязательно сообщая в поисково-спасательную службу (ПСС) маршрут туристской группы: а) чтобы ПСС выделила представителя для сопровождения группы на маршруте; б) чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных на маршруте; в) чтобы ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута; г) чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несчастного случая оперативно оказать ей помощь?

5. Наиболее удобной обувью в походе являются: а) туристские ботинки; б) сапоги резиновые; в) сапоги хромовые; г) кроссовки; д) полуботинки; е) легкие спортивные тапочки; ж) кеды; з) туфли.

6. Укажите, какие из нижеперечисленных веществ относятся к дезинфицирующим средствам: а) синтомициновая эмульсия; б) перекись водорода; в) настойка йода; г) мазь на основе змеиного яда; д) борная кислота; е) бриллиантовая зелень.

7. Перечислите, для чего применяется бриллиантовая зелень: а) для обработки ссадин и царапин; б) для растирания; в) при аллергических заболеваниях.

8. Назовите, для чего применяется двухпроцентная борная кислота: а) для растирания; б) для промывания глаз; в) для присыпки обморожений и ожогов.

9. Назовите, для чего применяется синтомициновая эмульсия: а) как наружное средство при ожогах и обморожениях; б) как антишоковое средство; в) как слабительное.

10. Смещение костей относительно друг друга в области сустава это: а) перелом; б) сдавление; в) вывих.

        11. Подготовка граждан к военной службе включает Обязательную Добровольную Обязательную и добровольную

12. Герой Российской Федерации получает: а) Медаль «Золотая звезда» и Орден Мужества; б) Медаль «Золотая Звезда», орден «Знак Почета» и грамоту о присвоении звания Героя России; в) Медаль «Золотая звезда» и грамоту о присвоении звания Героя России

13. Могут ли офицеры проходить военную службу по призыву: а) Да; б) Нет; в) Да, если они призваны из запаса.

14. Граждане РФ проходят военную службу: а) По призыву и добровольно (по контракту); б) По призыву, по достижении определенного возраста; в) По контракту, после прохождения обучения.

 15. Кто руководит Вооруженными силами РФ: а) Президент; б) Начальник Генерального штаба; в) Главнокомандующие видами ВС.

Рабочие программы по модулям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Военно-патриотический клуб «Звезда»»

Наименование раздела

количество часов

п/п

теор.

практ..

всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по правилам  техники безопасности при проведении практических занятий.

1

-

1

2.

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия.

2        

-

2

3.

Обеспечение безопасности в походах

2

-

2

4.

История родного города Павлова

1

-

1

5.

Как организовать туристическое путешествие? Формирование группы, разработка маршрута. подготовки к путешествию

2

2

4

6.

Обучение вязке узлов

2

2

4

7.

Спортивное ориентирование

2

4

6

8.

Оказание ПМП при кровотечениях и ранениях.

1

1

2

9.

Наложение жгута и повязок.

1

1

2

10.

Оказание ПМП при переломах. Правила наложения шины.

1

1

2

11.

Индивидуальные средства защиты органов дыхания

2

-

2

12.

Изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевых повязок).

-

2

2

13.

Правила использования противогаза.

1

1

2

14

Проведение СЛР на манекене

1

1

2

15

Изучение ПДД

6

-

6

16

Военная история России

2

-

2

17

Основы обороны государства

2

-

2

18

Строевая подготовка

2

16

18

19

Инструктаж по правилам  техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.

2

-

2

20

Тренировка по стрельбе.

-

10

10

21

Назначение и боевые свойства АК

2

-

2

22

Основные части и механизмы автомата.

-

2

2

23

Сборка и разборка автомата Калашникова.

-

13

13

24

Участие в разработке сценария праздника, посвященного  Дню Победы.

2

-

2

25

Одевания ОЗК. Отработка нормативов

-

6

6

26

Соревнования в клубе «Меткий стрелок»

-

2

2

27

Пожарная эстафета

-

2

2

28

Приведение в порядок территории обелиска

-

2

2

29

Митинг у стелы советским летчикам.

Поздравление ветеранов и гостей из воинской части.

-

2

2

30

Промежуточная аттестация

2

-

2

31

Итого:

41

70

111

Содержание программы ВПК «Звезда»

  1. Раздел. Краеведение.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по правилам  техники безопасности при проведении практических занятий в клубе.
  1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия.
  1. Обеспечение безопасности в походах.
  1. История родного города Павлова.
  1. Как организовать туристическое путешествие? Формирование группы, разработка маршрута. План подготовки к путешествию
  1. Обучение вязке узлов
  1. Спортивное ориентирование

  1. Раздел. Основы медицинских знаний и самосохранения.

  1. Оказание ПМП при кровотечениях и ранениях.
  1. Наложение жгута и повязок.
  1. Оказание ПМП при переломах. Правила наложения шины.
  1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания
  1. Изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевых повязок).
  1. Правила использования противогаза.
  1. Проведение СЛР на манекене
  1. Изучение ПДД

 

  1. Раздел. Основы военной и общефизической подготовки.

  1. Военная история России
  1. Основы обороны государства
  1. Строевая подготовка
  1. Инструктаж по правилам  техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Правила стрельбы.
  1. Тренировка по стрельбе.
  1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
  1. Основные части и механизмы автомата.
  1. Сборка и разборка автомата Калашникова.
  1. Разработка сценария художественно-литературной композиции, посвященной  Дню Победы.
  1. Одевания ОЗК. Отработка нормативов
  1. Соревнования в клубе «Меткий стрелок»
  1. Пожарная эстафета
  1. Приведение в порядок территории обелиска
  1. Митинг у стелы советским летчикам. Поздравление ветеранов.

Методические материалы и условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.

Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор.

 При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.

Протокол выполнения контрольных тестов и нормативов

п/п

Ф.И.О. учащегося

Результат выполнения

Календарный учебный график                              

2022-2023 учебный год

Комплектование групп проводится с 1 по 12 сентября 2022 года.

Продолжительность учебного года составляет 37 учебных недель.

Учебные занятия  в МАОУ СШ №10 г.Павлово начинаются с 01 сентября 2022г. и заканчиваются 28 мая 2023г.

Занятия проходят в двух группах 3 раза в неделю, по одному академическому часу в каждой группе, с перерывом 10 минут.

Каникулы: зимние 29.12.2022г. по 11.01.2023г., летние с 01.06.2023г. по 31.08.2023г.

В каникулярное время занятия в объединении не проводятся.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных недель/ часов

01.09-04.09

05.09-11.09

12.09-18.09

19.09-25.09

26.09-02.10

03.10-09.10

10.10-16.10

17.10-23.10

24.10-30.10

31.10-06.11

07.11-13.11

14.11-20.11

21.11-27.11

28.11-04.12

05.12-11.12

12.12-18.12

19.12-25.12

26.12-01.01

02.01-08.01

09.01-15.01

16.01-22.01

23.01-29.01

30.01-05.02

06.02-12.02

13.02-19.02

20.02-26.02

27.02-05.03

06.03-12.03

13.03-19.03

20.03-26.03

27.03-02.04

03.04-09.04

10.04-16.04

17.04-23.04

24.04-30.04

01.05-07.05

08.05-14.05

15.05-21.05

22.05-28.05

29.05-30.06

01.07-31.07

01.08-31.08

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

33

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

К

К

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

33/

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

4

К

К

К

37/111

2

Условные обозначения:        

Итоговая аттестация –                                      Каникулярный период   –

Ведение занятий по расписанию –                

Протокол промежуточной аттестации учащихся за 20_- 20_ уч.г.

Дата проведения ______________________________________________________

Название детского объединения_________________________________________

ФИО педагога______________________________________________________________

Группа_______________________________________________________________

Форма проведения___________________________________________________________

Члены комиссии_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 п/п

ФИО учащегося

Год обучения

Форма аттестации

Итоги аттестации

(высокий, средний, допустимый  уровень)

По итогам промежуточной аттестации _______ учащихся переведены на /следующий год обучения.

Подпись педагога________________________/____________________________/

Подпись членов комиссии_________________/___________________________/

                                             _________________/___________________________/

                                             _________________/___________________________

Список литературы:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.;
  2. Декларация прав ребенка 20.10.1959г.;
  3. Конвенция о правах ребенка 20.10.1989г.;
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016 - 2020 годы” (утв. пост. Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493);

  1. Федеральный закон от 19.05.1995г. №282-Ф3 «Об общественных объединениях» Главы1-5;
  2. Федеральный закон от 25. 12.2000г. №1-ФК3 «О государственном флаге РФ»;
  3. Федеральный закон от 25. 12.2000г. №2-ФК3 «О государственном гербе РФ»;
  4. Федеральный закон от 25.12.2000г. №3-ФК3 «О государственном гимне РФ»;  
  5. Постановление правительства РФ от 24.07.2000г. №2551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ (протокол N22(12)-П4 от 21.05.2003)
  7. Федеральный закон «Об образовании»;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;  
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков;
  10. Муниципальная программа «Развитие образования  Павловского муниципального района на 2018-2020 годы, утверждена Постановлением администрации Павловского муниципального района от 05.09.2017г. №1210;
  11. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений./ Марков В.В., Латчук В.И., Кузнецов М.И., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа; 2010г;