Классный час: «На пользу всему человечеству»
классный час (10 класс)

Иващенко Ольга Анатольевна

 воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего материальную основу “победы человека над космосом”; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_kosmonavtiki.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час в 10-11 классе по теме: «На пользу всему человечеству»

Цель:  в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего материальную основу “победы человека над космосом”; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

- развивающая: развивать интерес к физике, технике и отечественной истории. Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом, находить и отбирать требуемую информацию, отбрасывая всю постороннюю, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

                                               Ход классного часа.

1.Организационный момент

2. Основная часть.

Вос-ль:   – Ребята, послушайте  пожалуйста,  отрывок из книги Виктора  Александровича Степанова: 

Он родился на третьей по счету от Солнца планете ,Планете Земля. В двадцатом веке нашей эры- 9 марта 1934 года.

Второй день его рождения-12 апреля 1961 года. Тот день, когда он воспарил над планетой на такой, недосягаемой никогда высоте, где тьма оказалось больше, чем света, где в бесстрастном молчании звезд запульсировало переливами жизни голубое окружье Земли. При взгляде на неё, присыпанную облаками, тоской отдаления сжало сердце: а вдруг туда уже нет возврата? Нужно было побороть себя и в готовности ко всему как можно бодрее крикнуть человечеству: «Красота-то какая!»

Он был первым, единственным из рода людей, из всего сущего, кто оглянул моря и сушу совсем иными глазами, кто там, на орбите, явился на свет вторично- новорождённым всей планеты Земля.

Вос-ль:   -  Ребята о ком из замечательных людей идет речь? 

                                          Ю.Гагарине

Вос-ль:     И сегодня наш классный час посвятим конструкторам, космонавтам, которые внесли огромный вклад в развитие космоса. Поэтому тема классного часа звучит так :

     Слайд 1.            «На пользу всему человечеству»

Вос-ль:   - Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К.Э.Циолковского- учителя из Калуги, хорошо знавшего физику, математику, химию, астрономию, механику.

Вос-ль:   -  Итак ребята,  вам было дано задание подготовить краткие сведения.

1-ый ученик приготовил сообщение о Циолковском.      Слайд 2.            

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович(1857—1935) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

1903 г. Публикация труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:

впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя;

пришёл к выводу, что твёрдые виды топлива не годится для космических полётов, и предложил двигатели на жидком топливе;

полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия;

вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения;

высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам;

проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

О своём смысле жизни Циолковский говорил так:

“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.

Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время.

2-ой ученик  рассказывает о строительстве и испытаниях космических аппаратов под руководством С.П. Королева.                   Слайд 3.            

КОРОЛЕВ Сергей Павлович -  советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Сергей Королёв является известным создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

3-ий ученик  расскажет о запуске первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года и о полетах различных животных в космос.                                                   Слайд            

04.10.1957. С космодрома Байконур  осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

Первой собакой, которая вышла на орбиту, стала двухлетняя Лайка. Эту кличку ей дали сотрудники центра испытаний за то, что она часто и звонко лаяла. Настоящая её кличка была Кудрявка.

3.11.1957 года был произведён запуск Лайки в космос. Изначально планировалось, что её полёт будет продолжаться на протяжении недели, но животное погибло, совершив 4 витка вокруг Земли за 6-7 часов. Причиной смерти стал перегрев в следствие конструкторской ошибки.

Следующим этапом на пути исследования космоса стала задача успешного возвращения живых существ на землю

19.08.1960 году был запущен Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.

Хэм— первый шимпанзе-астронавт.31 января 1961года Хэм был помещён в космический корабль “Меркурий – Редстоун 2” и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. Полёт Хэма был последней репетицией перед первым суборбитальным полётом американского астронавта в космос

Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю после орбитального полёта. Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Жаклин Кеннеди, жене президента США Джона Кеннеди.
Целью эксперимента по запуску животных в космос была проверка эффективности систем жизнеобеспечения в космосе и исследование космического излучения на живые организмы.

4-ый ученик  рассказ о полетах в космос: первого человека - Ю.А. Гагарина, первой женщины – В.В. Терешковой.                          Слайд            

12.04.1961.Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель "Восток" вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток" с советским космонавтом Юрием Гагариным. Протяженность полета первого космонавта: 40 868 км. Максимальная скорость полета: 28 260 км/ч. Максимальная высота полета: 327 км. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Полет проходил в автоматическом режиме и длился 1 ч 48 мин.

Цель первого полета: изучение переносимости человеком условий космического полета (наблюдение за параметрами, характеризующими функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма, энцефалограмма и другие физиологические характеристики).

Задача первого космонавта: оценка своего состояния, исследование устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете.

После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником.

После полёта на корабле “Восток” Ю. А. Гагарин стал самым известным человеком на планете. О нём писали все газеты мира.

16 июня 1963 годав 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной - гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.

В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины.

Специально для полёта Терешковой была разработана конструкцию скафандра приспособленная для женского организма, так же некоторые элементы корабля были изменены под возможности женщины. Этот полёт доказывал надёжность советской космической техники, которая символизировала надёжность всего советского строя.

5-ый ученик  расскажет  о первом выходе А.А. Леонова в открытый космос в марте 1965 года.                                         Слайд             

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым18 марта 1965 годас борта космического корабля “Восход-2” с использованием гибкой шлюзовой камеры.

Во время выхода проявил большое мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд, по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе. При возвращении космического корабля на Землю отказала система ориентации и космонавты, вручную сориентировав корабль, совершили посадку в запасном районе.

                             3.   Физминутка - на внимание.

  • Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая делает точно такие же круги, но в обратную сторону.
  • Правая рука движется вверх - вниз. Левая делает круги.
  • Правая рука делает круги. Левая треугольники. Нога рисует на полу квадрат.

Вос-ль:  - Ребята я думаю, что каждый из вас мечтает побывать в космосе.

               - А какими качествами должен обладать человек?

Сильный характер, профессиональный опыт, выносливость, стремление к цели, отменное здоровье, трудолюбие, упорство.

А сейчас давайте закрепим наши знания.

4. Викторина.

1.Российский и советский учёный самоучка. Один из родоначальников космонавтики
Чайковский
Циолковский
Толстой
Конев

2. Ученик Циолковского и создатель первого космического корабля
Царев
Королев
Соловьев
Федоров

3.Кличка первого космонавта- собаки.

Жучка
Белка Бобик
Лайка

4.Название космического корабля, в котором Ю.Гагарин совершил свой полет
Зенит
Космос
Восток
Заря

5.Назовите первого космонавта женщину
Светлана Савицкая
Елена Кондакова
Валентина Терешкова
Елена Серова

6.Космонавт, который первым вышел в космос
Юрий Гагарин
Павел Попович
Алексей Леонов
Валерий Быковский

5.  Конкурс "Доскажи словечко"


Необходимо назвать как можно больше слов, подходящих к предложенным словам.

КОСМИЧЕСКАЯ…                   ракета, скорость, еда..и т.д.
     

КОСМИЧЕСКИЙ…                  скафандр, полет, спутник...

КОСМИЧЕСКОЕ…                   пространство, путешествие...       

                                           

КОСМИЧЕСКИЕ...                    пришельцы, тела... 

 6.  Конкурс "Соедини слоги и получи слова"

Шельприцы                                  Пришельцы

Фандрска                                      Скафандр

Ляземне                                        Земляне

Странпроство                               Пространство

7.Заключительное слово:

Сегодня мы многое узнали  о конструкторах, космонавтах, которые внесли огромный вклад в развитие космоса.  Многое сделали они для человечества и я вам желаю, чтобы вы в  своей жизни достигли высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Классный час "СПИД -смертельная угроза человечеству".

Классный час для учащихся 10-11 классов....

Презентация к классному часу: «На пользу всему человечеству".

воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего материальную основу “победы человека над космосом&rdq...

ГМО-вред или польза для человечества

Интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создании и модификации пород животных, сортов растений, продуктов ...

Технологическая карта урока английского языка с применением технологии case-study "Космические исследования - угроза или польза для человечества?"

Данный урок разработан в рамках празднования Дня космонавтики с применением современной технологии кейс-стади, которая является очень эффективной для развития как критического мышления учащихся, так и...

классный час "Открытия и изобретения человечества" 5 класс

Цель:Расширение кругозора путём популяризации знаний о великих открытиях и изобретениях мираЗадачи:1.Расширять представление детей обистории российской науки и техники2.Формировать положительную нравс...