Занятие по экономике на тему: "Из чего, с помощью чего и как изготавливают вещи"
план-конспект

Чернова Светлана Евгеньевна

Занятие по экономике на тему:  "Из чего, с помощью чего и как изготавливают вещи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temaiz_chego_s_pomoshchyu_chego.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Из чего, с помощью чего и как изготавливаются вещи».

Цели:- обобщить и систематизировать знания учащихся  о материалах, из которых изготавливаются вещи; формировать понятие о материальных ценностях качества товара (материала), показать от чего зависит процесс изготовления вещей;

- развивать и коррегировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе;

- воспитывать интерес к экономическим знаниям, бережность к изготовленным вещам.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, опорные таблицы, жетоны.

Содержание занятия.

1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Вступительное слово учителя.                                              

Мы с вами живем в  мире и нас окружает множество вещей и предметов.

- Перечислите, что окружает вас постоянно? А задумывались  ли вы когда-нибудь над вопросами из чего и как изготавливают эти вещи и предметы? Я предлагаю вам в течение занятия найти ответы на следующие  вопросы:

- Из чего изготавливают вещи?

- С помощью чего изготавливают вещи?

- Как изготавливают вещи? (вопросы вывешиваются на доске).

За правильные ответы каждый ученик будет получать жетоны: красного цвета – ответ точный и правильный , желтого цвета – ответ требует дополнения другими учащимися.

3. Основная часть занятия.

Задание №1.

- Учащимся предлагается список из 10 весьма распространенных, широко используемых вещей и предметов и список материалов.  Нужно выбрать предмет или вещь и материал из которого он может быть сделан.

Стул                                                      дерево

Телефонный аппарат                          шерстяные ткани

Туфли                                                   хлопчатобумажные ткани

Брюки                                                 кожа

Книга                                                  пластмасса

Холодильник                                     стекло

Авторучка                                          резина

Дверь                                                  бумага

Электрическая лампочка                  железо

Одеяло                                                

- Учащиеся самостоятельно обдумывают, затем идет проверка и обсуждение. Разберем теперь, что же делают из каждого материала.        

        В Росси много лесов, поэтому дерево широко применяется в качестве материала для производства самых разных предметов. Чаще всего эти предметы изготавливаются из деревянных досок и брусьев, бревен. Так же используются деревянные опилки и стружка.

       В нашей стране распространены такие породы дерева, как  ель, сосна, береза, дуб, осина (название пород деревьев вывешиваются на доску).

- Назовите самые важные, нужные людям предметы, которые изготавливаются из дерева.(ответы учащихся).

Задание №2.- выполняется в группах по два человека.

- Постарайтесь назвать породы дерева,  которые следует выбрать для следующих целей:

А) Разведение костра в туристическом походе(береза).

Б) Забивание в землю свай, образующих опору, фундамент зданий и сооружений (дуб).

В) Строительство бани ( осина, сосна – царское дерево)

Г) Заготовка дров (береза, ольха).

Д) Изготовление удилища к удочке(орешник).

Проверка!

                        Где и как применяются металлы.

Известно, что разнообразные металлы широко используются людьми для изготовления самых разнообразных металлических предметов. Наиболее широко в производстве необходимых человеку вещей применяются черные и цветные металлы.

На доске:                         металлы

        

  черные                                                                цветные

железо                                                                  алюминий

сталь                                                                    никель

чугун                                                                    цинк

                                                                              медь

                                                                              золото

                                                                              серебро

- Прежде чем применять материалы в виде металла, надо знать их свойства

( разбор свойств металлов вместе с учителем).

Тяжелые – железо

Легкие – алюминий

Прочные – сталь

Твердые – цинк

Нержавеющие – никель

Редкие и дорогие – золото, серебро

Самые распространенные металлы – железо, сталь, чугун.

Задание №3.

Зная основные свойства  металлов необходимо определить какие металлы используются для производства следующих вещей (заполняется таблица).

Предметы

Металлы

Посуда

Электр.провода

Замки

Сейфы

Молоток

Украшения

Гвозди

В ходе заполнения таблицы учащиеся объясняют почему выбрали тот или иной металл.

                      Строительные материалы.

       Для строительства люди используют самые разные материалы. Уже в раннем детстве каждый из вас строили небольшие сооружения из песка, глины, земли, снега, льда, дерева в виде разных домиков, шалашей.

        Взрослые люди для строительства  применяют строительные материалы: кирпич, бетон, стекло, глина, песок, гравий, цемент.

Задание №4.

Учащимся предлагается назвать вид  материалов, которые используются при строительстве данных объектов.(У каждого учащегося свой объект)

! Кто больше назовет строительных материалов – тот получает дополнительный жетон).

Жилые дома

Мосты

Железная дорога

Шоссе

Стадион

                      Горючие материалы.

Еще в древности, как только человек узнал, что такое огонь и научился его разжигать, они стали жечь костры, обогревать себя и свое жилище, готовить пищу. Чаще всего для этого использовались дрова, теперь же люди используют разнообразные виды топлива: горючие материалы: дрова, уголь, нефть, бензин, природный газ.

Задание №5. «Вопрос – ответ».

- я называю объект, а учащиеся называют вид топлива, который используется в качестве источника тепла:

Домашняя печь

Плита для приготовления пищи

Автомобильный двигатель

Паяльная лампа

Авиационный двигатель

Зажигалка

От цены топлива зависит цена других услуг.

В большинстве случаев люди производят вещи не вручную, а с помощью машин, которые принимают на себя тяжелую физическую нагрузку.

        Так, например, для резания металлов применяются токарные станки, машины; для пошива одежды – швейные машины.

Задание №7. Определить с помощью чего выполняются данные операции.

1. Обработка дерева, изготовление деревянных предметов.

2. Приготовление пищи.

3. Изготовление и ремонт одежды.

4.Стирка, глажение.

5. Обработка  земли.

6. Перевозка пассажиров.

        Наряду с машинами, люди используют различные инструменты, например, человеку трудно разрезать хлеб рукой или хлебать рукой суп, поэтому люди применяют инструменты (нож, вилка и т.д.).

       Известно очень много разных ручных  инструментов, которые применяет человек в производстве, при обработке материалов, изготовлении предметов.

 Знакомы ли вам такие инструменты?.

Задание №7.

Учащимся предлагаются различные виды работ, а они должны назвать инструменты, которые используются. Задание предлагается   в виде ромашки – для девочек и для мальчиков.

1. Столярные и плотницкие работы.

2. Слесарные работы, обработка металла.

3. Изготовление и ремонт обуви.

                                            1.Шитьё, вязание.

                                            2. Приготовление и прием пищи.

                                            3. Ремонт квартиры.

Задание №8.

Учащимся предлагается рассказать об изготовлении каких-либо вещей, например, мальчикам -пошив тапочек, девочкам – пошив фартука) по плану:

-Какова цена, расход материала?

-Сколько по времени шьется изделие?

ІV. Итог.

Из чего

С помощью чего                                   изготавливаются вещи?

Как

Учащиеся, набравшие большее количество жетонов, являются лидерами занятия.

ТЯЖЁЛЫЕ
ЛЁГКИЕ
ПРОЧНЫЕ

ТВЕРДЫЕ
НЕРЖАВЕЮЩИЕ
ДОРОГИЕ
РАСПРОСТРАНЕН-

НЫЕ

ЕЛЬ
ОЛЬХА
СОСНА
БЕРЁЗА
ДУБ
ОСИНА

ДРОВА
УГОЛЬ
НЕФТЬ
КЕРОСИН
БЕНЗИН
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

КИРПИЧ
БЕТОН
ГЛИНА
ПЕСОК
ГРАВИЙ
ПЛАСТИК
ЛАМИНАТ
ДВП
ДСП

ЗОЛОТО
СЕРЕБРО
ОЛОВО
МЕДЬ
ЖЕЛЕЗО
СТАЛЬ
ЧУГУН
АЛЮМИНИЙ
НИКЕЛЬ
ЦИНК

-ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
-ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ
-ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ ОДЕЖДЫ
-СТИРКА, ГЛАЖЕНИЕ
-ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
-ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Тема: "От чего зависит наше здоровье?"

На примере двух  комнатных растений здорового и больного рассмотрим, от чего зависит их состояние. Чтобы быть здоровым, человеку нужны не только вода, воздух, пища, движение, но ещё и хорошее нас...

Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"

В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...

Презентация к уроку экономики по теме "Деньги", выполненная с помощью Конструктора тестов в MS PowerPoint

Презентация выполнена в Конструкторе тестов в MS PowerPoint. Предназначена для проверки знаний темы "Деньги"....

Презентация к занятию по "Экономике" тема :Тариф.

1)Знать словарные слова.2) Развитие понятийного аппарата3)Успешная адаптация в быту...

Методическая разработка занятия на тему "С чего начинается Родина".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "С чего начинается Родина"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....