Главные вкладки

    Методическая разработка Сценарий творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»
    методическая разработка (9, 10, 11 класс)

    Методическая разработка

     

    Сценарий

    творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»

     

    В связи с развитием научно-технического прогресса в современном обществе школьники всё больше и больше предпочитают виртуальное общение реальному. В "живом" общении человек реализует себя: выражает свою жизненную позицию; чувствует себя частью социума; самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности. Именно поэтому сегодня разработка мероприятий для развития навыков "живого" общения у школьников становится актуальной проблемой.

    Одним из главных направлений работы классного руководителя в старших классах является формирование навыков  межличностного общения. Для осуществления целей и задач данного направления используется такая эффективная технология, как проектная деятельность. В течение текущего года классный коллектив 9 а класса работал над исследовательским проектом "Разработка внеклассных мероприятий, способствующих развитию навыков общения у школьников».

     

    Цель проекта: Разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения для обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат". Предполагалось, что решение поставленных в ходе реализации проекта задач повысит уровень  коммуникативности  лицеистов 9-11 х классов.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

    Республики Марий Эл

                    «Многопрофильный лицей-интернат»

    «Конкурс классных руководителей»

    Методическая разработка

    Сценарий

    творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»

                                                         

            

     автор работы:

                                                                                             

                                                                                  Желтикова Ирина Сергеевна,  

                                                                                            классный руководитель

    Марий Эл, п. Руэм

     2018

    В связи с развитием научно-технического прогресса в современном обществе школьники всё больше и больше предпочитают виртуальное общение реальному. В "живом" общении человек реализует себя: выражает свою жизненную позицию; чувствует себя частью социума; самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности. Именно поэтому сегодня разработка мероприятий для развития навыков "живого" общения у школьников становится актуальной проблемой.

    Одним из главных направлений работы классного руководителя в старших классах является формирование навыков  межличностного общения. Для осуществления целей и задач данного направления используется такая эффективная технология, как проектная деятельность. В течение текущего года классный коллектив 9 а класса работал над исследовательским проектом "Разработка внеклассных мероприятий, способствующих развитию навыков общения у школьников».

    Цель проекта: Разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения для обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат". Предполагалось, что решение поставленных в ходе реализации проекта задач повысит уровень  коммуникативности  лицеистов 9- х классов.

            Задачи проекта:        1) методом социологического опроса определить необходимость выполнения проекта; 2) проанализировать информацию в области, связанной с общением людей; 3) выявить барьеры, возникающие в общении людей, и определить пути их преодоления; 4) с помощью тестирования исследовать индивидуальный стиль общения и уровень коммуникативности в 9-х классах ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»; 5) разработать сценарии внеклассных мероприятий для развития навыков общения у обучающихся ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»; 6) оценить эффективность разработанных сценариев на основе экспертного опроса.

             В период с сентября 2017 г. по октябрь 2017г., был проведен социологический  опрос  среди  лицеистов с целью выяснения необходимости  организации работы по развитию компетентности в общении. Результаты опроса показали: только 43 % понимают, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении, и считают, что развивать навыки уверенного общения просто необходимо; 35 % обучающихся считают дискуссии, деловые игры самой  эффективной формой  для развития коммуникативных навыков; тест, оценивающий уровень коммуникабельности,

     определил, что только 32 % от всего количества девятиклассников имеют нормальный уровень коммуникабельности, больше половины лицеистов 9-х классов   стеснительны, застенчивы, чувствуют неуверенность в общении, что мешает им нормально жить и учиться; 10% общительны сверх меры, им не хватает усидчивости, терпения, что доказывает необходимость проводить в классном коллективе работу по развитию навыков общения.

            С точки зрения психологии и педагогики, общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. История формирования понятия «общение» начинается с период Древнего Египта, Древней Индии. Еще тогда было замечено, что общение друг с другом обогащает людей и влияет на развитие общества. Аристотель   первым ввёл в оборот термин «общение». По его мнению, общение является основой для возникновения искусства, культуры, языка. В XVI-XVII века немецкая философия И.Канта и Г.Гегеля использует понятие «общение» как характеристику межличностных отношений. Вопросами общения занимались отечественные философы и психологи. Они рассматривали общение как нравственную ценность в духовной жизни общества. Считали, что процесс общения регулируется идеалами, принципами и нормами. Так, в начале XX века А.Н. Леонтьев рассматривал данную тему в педагогическом аспекте. Он считал, что общение - это средство приобщения личности к общественным знаниям как возможность усвоения накопленного обществом опыта и как условие развития мышления. В исследованиях прошлого и настоящего есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.

            Для подростков ценным является вовлеченность в сам процесс общения, где он реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Но   его взгляды, интересы еще не сформированы, неустойчивая самооценка порождает сомнения в себе. Именно такое неустойчивое, зыбкое положение может спровоцировать возникновение различных барьеров коммуникации. Существует несколько коммуникационных барьеров: барьеры речи, барьер характера, барьер манеры общения, барьер самооценки. Часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения: социальные, политические, религиозные различия между партнёрами по общению.

             Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков, являются эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль.

            Преодолеть барьеры возможно в любом возрасте, минимизировать их поможет, во первых, изучение этикета, во вторых, тренировка способности сопереживать другим людям, а также способность чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. И только сотрудничая со сверстниками и со взрослыми, подросток сможет осознать себя как личность, раскрыть свои возможности, научится устанавливать близкие отношения.        Активистами-добровольцами 9 А класса был  разработан  и проведен творческо-игровой вечер  «Рождественское чудо», включающий в себя мастер-класс по оформлению пирогов «Рождественский Чудо-пирог» и творческую игру «Разговор при свечах». В ходе разработки мероприятий были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, требования к содержанию программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС по теме «Коммуникативные навыки». Лицеисты учились слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Организаторы и участники игр смогли пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки.

            Для определения эффективности проекта среди школьников был проведен повторный тест уровня коммуникабельности и уровня стиля общения в коллективе.  Результаты, полученные по итогам тестирования  свидетельствуют динамику  уровня коммуникабельности «Нормальный» с 32% до 44%, показатели стиля общения «Уверенный»  с 34% до 47%, и доказывают достаточную эффективность использованных для развития  навыков уверенного общения школьников технологий: мастер-класс, технология Коллективно-творческого Дела.

    Таким образом, можно сделать выводы: 1) большинство ученых рассматривают процесс общения как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом; 2) уменьшение «барьеров» общения приводит к улучшению понимания, т.е. эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности; 3) разработан и реализован на базе ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат" сценарии творческо-игрового вечера  «Рождественское чудо» 4) апробация мероприятий выявила улучшение показателей уровня коммуникабельности «Нормальный» и показателей уровня стиля общения «Уверенный». Показатели уровня коммуникабельности «Нормальный» улучшились с 32% до 44%, а стиль общения «Уверенный» - с 34% до 47%.

    Сценарий творческо-игрового вечера «Рождественское чудо», может быть использован в работе со старшими школьниками, испытывающими трудности в общении.

    Сценарий

    творческо-игрового вечера «Рождественское чудо»

    Форма проведения: мастер-класс по оформлению пирогов «Рождественский Чудо-пирог» и творческая игра «Разговор при свечах».

    Оригинальность идеи состоит в том, что школьники готовят   пироги в стенах школы под руководством родителей и других членов семей.

    Цель: познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры, христианства.

    Задачи:

    • формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно готовить изделия из дрожжевого теста(пирогов в ассортименте: открытые, полуоткрытые, закрытые),оформлять различными способами пироги из дрожжевого теста;
    • познакомить с историей и символикой праздника «Рождества»; с правилами проведения подвижных и народных игр;
    • развивать потребность в созидательной деятельности, творчестве; навыки эффективного общения: устанавливать контакт, поддерживать разговор, учить договариваться друг с другом;
    •  воспитывать  чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде;  дружеское отношение друг к другу;
    •  привлечь  родителей и других членов семьи  к участию в проекте.

    Оборудование:        

    • Для изготовления пирогов:

    оборудование: столы, одноразовые перчатки, шапочки, фартуки;

    инвентарь, инструменты, посуда:  кастрюли, миски, ножи поварские, шумовки, дуршлаг, сито, скалки;

    сырьё: готовое тесто 15 килограмм (1,5 кг на один пирог) яйцо, творог, соль,  масло растительное, масло сливочное, мука,  яблоки, груши, повидло, сахарная пудра.

    • Для проведения творческой игры «Разговор при свечах»:

    оборудование:  цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, диски с  русскими народными песнями на тему «Рождество», видео «Эта ночь святая», ноутбук, экран.

    Предварительная работа:

    • проведение практических занятий с командами по плану: просмотр презентаций  различных видов оформления пирогов, разбор всех этапов приготовления пирогов, выбор блюда, анализ сложности технологии приготовления;
    • приобретение  продуктов;
    • изучение с обучающими лицея правил техники безопасности и личной гигиены при изготовлении пирогов;
    • проведение  инструктажа  среди родителей  и работников столовой лицея (примечание: работники столовой лицея месят  тесто, ставят оформленные пироги в жарочный шкаф);
    • создание презентации для игры «Разговор при свечах».
    • работа с ведущими мероприятия, учащимися старших классов, изготовление плакатов и подготовка художественных номеров.

    План мероприятия

    Презентация Microsoft PowerPoint2

    (Перед началом праздника в зале звучат музыкальные фонограммы, рождественские песни, расставлены столы для работы команд)

    I этап. Организационный.  Начало работы мастер-класса «Рождественский Чудо-пирог»

    Ведущий: Добрый день дорогие друзья, лицеисты, педагоги, родители, уважаемые гости!

    Ведущий: Мы начинаем наш вечер, который будет веселым, особенным, и запоминающимся. Ведь впервые в лицее проводится кулинарный мастер-класс, где лицеисты пробуют свои силы в изготовлении вкусных пирогов. С помощью украшений они придадут привлекательную индивидуальность своему изделию.

    Ведущий: Главное, чтобы украшения были эффектны, а их изготовление не слишком трудоемко и не отвлекало излишние силы от обеспечения высоких кулинарных качеств создаваемых вами поварских изделий.

    Ведущий: Давайте поприветствуем и пожелаем нашим командам и их наставникам кулинарных успехов. 

    (Вокальная группа исполняет песню «Рождество» слова: В. Шемтюк, музыка: В. Гайворонский; команды со своими наставниками приступают к оформлению пирогов).

    Ведущий: Хотим предупредить гурманов, что в приготовлении пирогов используется качественная продукция, экологически чистые ингредиенты.  Закупки проведены только в проверенных местах, от постоянных поставщиков, имеющих сертификаты качества на весь свой товар.

    II Этап. Демонстрация презентации «Разговор при свечах»

     Ведущий: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.

    (Обучающийся читает стихотворение Хомякова А. «В эту ночь Земля была в волнении»)

    Ведущий: Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств, связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!

    Ведущий: Рождество Христово с незапамятных времен - это один их любимых праздников на Руси. Это доброе торжество было принято встречать всей семьей.

    Ведущий: К празднику Рождества Христова в русских избах хозяева обязательно убирались, мылись в банях, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня. На Рождество все дома должно было символизировать чистоту праздника.

    Ведущий: Хозяйки начинали соревноваться между собой в кулинарном искусстве - на радость семье и своим близким. На рождественский ужин приглашали знакомых. Существовала традиция собираться всем селом за одним столом. Все вместе пели песни, читали стихи, частушки, отгадывали загадки.

    Ведущий: В ночь перед Рождеством по деревням ходили ряженые: дети и взрослые переодетые в пастухов, ангелов и других добрых людей. Они напевали колядки и славили Христа, угощали всех сладкой кутьёй.

    Ведущий: А в ответ добрый хозяин должен быль одарить коляду щедрыми подарками.  Кто-то угощал коляду конфетами и пирогами, а были и такие кто подавал копеечку веселой компании.

    Ведущий: Поскольку сегодня все больше молодых людей приобщается к этому древнему и доброму обычаю, напоминаем, как нужно правильно колядовать.

    Ведущий: По давней традиции, чтобы колядовать нужно как минимум три человека.

    Ведущий: Самый главный - звездарь. На эту роль выбирался человек, у которого был красивый голос. Именно он идет первым, поет и   несет звезду.

    Ведущий: Вторым идет звонарь. Он несет колокольчик и громко в него звонит, чтобы оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

    Ведущий: Обязательно в команде должен быть мехоноша. Сильный и крепкий мужчина. Потому что именно ему приходится носить мешок,  в который хозяева домов бросают колядующим гостинцы: конфеты, печенье, деньги и т.д.

    Ведущий: Кстати, очень важный момент: колядующие не должны брать ничего из рук. Все подарки хозяева должны сами класть им прямо в мешок.

    Ведущий: Попробуйте в ночь накануне Рождества поколядовать вместе с родителями и друзьями. Конечно, заранее договоритесь об этом со своими знакомыми.

    Ведущий: Продолжаем экскурс в историю праздника «Рождество».

    Ведущий: В эти праздничные  дни на Руси была полностью запрещена охота на зверей и птиц. В рождественские дни крестьяне не занимались ремесленой работой, ничего не сгибали, не плели, не шили.

    Ведущий: Рождество является началом святок, они продолжаются до дня Крещения господня, которое православные отмечают 19 января.

    Ведущий: Самым любимым и желанным рождественским блюдом на Руси были приготовленные в русской печи пироги. Существовало огромное количество видов лакомства: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, колобки, курники, лодочки, саечки, шаньги, расстегаи. А начинок и вкусов тех пирогов было просто не сосчитать.

    Ведущий: Рождество Христово один их любимых праздников на Руси. В этот день нужно гнать от себя грусть и печаль, хандру и скуку. Надо было вспоминать и прославлять событие явления во плоти Сына Божия. (Демонстрация  видео «Эта ночь святая»)

    Ведущий: В народной памяти сохранилось множество примет на рождественскую ночь. По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными, и это помогает сбываться вашим желаниям.

    Ведущий: В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

    Ведущий: На рождественские праздники обязательно надо сделать или купить милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

    Ведущий: А так как накануне и в само Рождество печалиться нельзя, мы предлагаем создать себе праздничное настроение. У вас есть прекрасная возможность поучаствовать в игре «Рождественские посиделки». Просим получить путевые листы!

     (Вручение гостям путевых листов)

    III этап. Игровой

     В ожидании выпечки (пирогов) проходит творческая игра «Разговор при свечах». Всем гостям праздника предлагается попробовать себя в роли актера, творца, танцора, художника, посетив следующие станции: «Ангел рождества», «Рисуем песком», «Рождественская звезда», «Хороводная», «Елочка гори!», «Святочные гадания», «Новогодние игры».

    (Обучающиеся перемещаются командами по станциям)

    IV этап. Чаепитие

    Ведущий: 7 января православные отмечают Рождество Христово. У православных христиан принято в ночь перед Рождеством проводить в храме, обращать свои молитвы к Господу, с благими пожеланиями себе и близким своим, своему Дому и своей Земле.

    (Вокальная группа исполняет песню  «Моя Земля» слова и музыка Сколова Виталия и Сколовой Натальи)

    Ведущий: В каждой стране, где празднуют Рождение младенца Христа, сложились свои праздничные кулинарные традиции, которые бережно передавались из поколения в поколение, и свои тайные способы призвать удачу и счастье в новом году!

    Ведущий: В Скандинавии традиционно пекут печенье, в Италии в канун Рождества едят 7 рыбных блюд, в Германии пьют глинтвейн, в Англии задолго до Рождества готовят пирог из сухофруктов  и сливовый пудинг.

    Ведущий: А у нас сегодня наш Рождественский Чудо-пирог. Он состоит из небольших пирогов,  в которые наши повара вложили всю душу, поэтому наш пирог по праву можно назвать кулинарным шедевром по-рождественски!

    Ведущий: Приглашаем учителей, воспитателей, сотрудников лицея, родителей, лицеистов на чаепитие.

    V Этап. Заключительный

    Ведущий: Впереди у нас праздник Рождества. О нем написано и сказано немало, но оно по-прежнему остается загадкой, вселенской тайной. Это день, который дарит нам самую великую надежду, напоминает о вечных истинах, учит подниматься над суетой будничных забот.

    Ведущий: С давних пор рождественские традиции учили заботиться о ближних, прощать обиды, верить в высокое предназначение человека. В рождественские дни следует говорить друг другу слова, от которых хочется становиться лучше, добрее, великодушнее.

    Ведущий: Счастливого вам Рождества, доброго Нового года!

    (Обучающиеся исполняют песню «На рождество свечу зажгу»)

    Используемая литература:

    1.Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности//Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер. – 2000. – С.339-362.;

    2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник: Личность, образование, самообразование, профессия. (Психология: Словарь-справочник).Минск Хэлтон 1998г.399 с.

    3. Чадеева Ирина Валентиновна. Пироговедение для детей//Редактор: Братушева А. - Издательство: ХлебСоль, 2018 г. – 176 с.

    4. Ольхов Олег. Рождественские блюда православной кухни//Редактор: Кузнецова Надежда, Першина Светлана: Издательство: Эксмо, 2017 г. – 166 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Рождественское чудо." Сценарий праздника.

    Праздник "Рождественское чудо" предназначен для младшей - средней группы детей....

    Сценарий музыкально-литературного вечера "В ожидании рождественского чуда" (сочельник в ДШИ 2014 года)

    В сценарии, посвященном Рождеству Христову, предлагается сочетание песен ,стихотворений, исторического экскурса в зарождение праздника и сочетании его христианских традиций с языческими  обрядами...

    Акция «Рождественское чудо»

    Подари другу минуту радости....

    Учебно-методическое пособие по проведению мероприятия ко Дню Земли Литературно-музыкальный вечер «Созерцание чуда весны»

    Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов, приурочено ко Дню Земли- 22 апреля. Пробуждение весны вызывает много положительных эмоций, и благодаря этому хотелось бы акцентировать внимание ребят...

    Рождественское чудо. Фотогалерея

    В последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. Рождественское чудо - это огромный пирог, который был испечен  ли...

    Рождественское чудо

    Цель: контроль умений полного понимания  текстаЗадачи:воспитать у учащихся толерантное отношение к иноязычной культуре;• задействовать каждого ученика на каждом этапе урока;развитие умений а...