Актуальные проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся и выпускников.
статья

Шполянская Светлана Сергеевна

Преобразование процесса обучения в совместную деятельность взрослых (преподавателей, родителей, психологов и т.д.) с молодыми (подростками), которая основывается на взаимном интересе, доверии, уважении и соблюдении прав друг друга, позволяет использовать трудности как обучающий опыт, помогает увидеть позитивные ресурсы друг друга.

Результат работы всего педагогического коллектива - выпускник, стремящийся к социальному и профессиональному самоопределению на основе приобщения к таким жизненным ценностям, как любовь к родине, профессионализм, жизнь, здоровье и культура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель

С.С.Шполянская,

соц. педагог

Т.В.Мозговая 

Актуальные проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся и выпускников.

Психологический аспект адаптации понимается, как приспособление человека (личности) к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (социальной группы). Она проявляется как во взаимодействии человека с окружающими людьми, так и в его активной деятельности, а образование и воспитание можно отнести к важнейшим средствам достижения психологической адаптации.

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Приоритетного внимания заслуживает изучение этого феномена в связи с профессиональной деятельностью человека, с подготовкой к этой деятельности в образовательном учреждении.

         Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека или его социального окружения. При поступлении в лицей присутствуют оба компонента. Адаптационный период – длительный процесс, требующий мобилизации всех сил организма.

        Процесс адаптации предполагает:

  • адекватное восприятие окружающей среды и себя;
  • адекватную систему отношений и общения с окружающими людьми;
  • способность к труду, обучению, организации досуга;
  • способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  • соответствие поведения ролевым ожиданиям.

Основная цель учреждения среднего профессионального образования – воспитание человека, обладающего профессиональной компетентностью в избранной сфере производства, готового принести пользу родине своим трудом, в том числе и ратным, способного найти своё место в социуме, стремящегося к здоровому и культурному образу жизни.

Профессиональная подготовка, профилактическая и коррекционная работа служат основой социализации подростка, общеобразовательная подготовка и досуговая деятельность служит базой для повышения его культурного уровня.

При переходе учащегося из школы в лицей перед ним остро встает проблема адаптации к изменившимся условиям обучения, в том числе потребность быть принятым сверстниками, занять среди них достойное положение. Именно поэтому с первых дней обучения подростков в лицее проводится большая социально-психологическая работа по совершенствованию взаимоотношений в группе и сплочению коллектива. Потребность подростков в групповом взаимодействии, в осознании своей принадлежности к группе требует создания условий для быстрого первичного формирования и сплочения ученического коллектива. Традиционный туристический Слёт первокурсника, проводимый в сентябре на выездных площадках в посёлке Шапки (а последнее время на о. Чухонка), помогает ребятам сплотиться и узнать, «кто есть кто». Турслет – это не только поход, спортивные соревнования и различные конкурсы, а также совместная деятельность обучающихся. Состояние спортивного азарта, воодушевление, радость участия и победы оказывают сильное воздействие на путь и темпы адаптации обучающихся в новом коллективе. Неформальная обстановка (природа, костер, общий стол, отсутствие четкого разделения ролей «ученик-учитель») также способствуют сплочению коллектива, лучшему проявлению индивидуальных особенностей каждого учащегося. Уже в октябре, на торжественном собрании, посвященном Дню рождения лицея, первокурсников принимают в дружную семью лицеистов, они становятся ее полноправными членами. К этому мероприятию они готовят подарок в виде творческого выступления, подготовка к которому также помогает сплочению, налаживанию отношений в группе. Мастер производственного обучения способствует повышению социального статуса ребенка в группе, подбирает определенную общественную работу, дает поручения, выполняя которые ребенок проявляет свои способности, налаживает общение со сверстниками, чувствует себя ответственным за серьезное дело.

Подросток каждый день испытывает потребность в интересной, наполненной событиями жизни. Такими событиями наполняют жизнь лицея подготовка к концертным выступлениям, подготовка творческих работ обучающихся, участие в конкурсах стенгазет, дискотеки, работа театральной студии «Бенефис». Помочь каждому зажечь в себе свою звезду, которая станет путеводной нитью в процессе формирования жизненных ценностей, – вот основная идея организации культурной жизни лицея.

Прежде всего, эта работа строится на проведении мероприятий годового круга праздников: День знаний, Новый год, День снятия блокады, День защитника Отечества, 8 марта, День святого Валентина, День Победы.

К новым для нас интересным формам проведения досуга относится клубная работа с командой КВН «Дети перестройки».

В процессе подготовки праздников и соревнований возникает то сближающее общение, которое даёт растущему человеку необходимое чувство защищённости и востребованности, без которого невозможно развитие свободной творческой личности.

        Не секрет, что средний балл аттестата подростка, поступающего в образовательное учреждение нашего типа, составляет приблизительно 3,3. Сейчас очень распространено мнение, что подростки не учатся, так как образование не является для них ценностью. Проведенные исследования говорят, что это не совсем так. В безопасной ситуации ребята говорят: «Без диплома на хорошую работу не возьмут». Значит, образование является для них ценностью, но вследствие школьных неудач подросткам трудно уважать себя и верить в себя, и эта ценность кажется им «недостижимой». Большинство подростков, несмотря на наличие негативного опыта, имеют позитивные ожидания. Они готовы начать все сначала - новый лицей, новые преподаватели, новые отношения. Но при этом остаются тот же опыт, та же семья, те же стереотипы поведения.

Здесь большую роль в адаптации ребенка играют преподаватель и мастер производственного обучения, которые с первых дней обращают внимание на посещаемость учащимся уроков, выполнение им домашних заданий, классных работ, качество устных ответов. Но главное отмечают успехи и положительные сдвиги учащегося, даже если они минимальны. Совместно мастер п/о и преподаватель стремятся создать для обучающихся группы ситуации успеха.

В социальном опыте человека особенно важен опыт успехов в жизни. Для подростка основным местом радостей и разочарований, успехов и неудач, как правило, является лицей и все то, что с ним связано. Если ребенку удается добиться успеха в лицее, у него есть все шансы на успех в жизни.

Ощутить свою принадлежность к профессии и почувствовать гордость за неё, а также осознать свою собственную значимость как профессионала, формирующемуся рабочему помогают такие традиционные мероприятия, как Конкурс профессионального мастерства и Неделя профессий. Участие в этих мероприятиях помогает учащемуся не только проявить себя на уровне лицея, но и на городском уровне показывать высокие результаты.

Преподавателями лицея разработана система игровых форм обучения, которая включает в себя не только обучающие игры на уроке, но и игры, основанные на профессиональном цикле содержания образования, которые проводятся во внеурочное время. Эти игровые формы охватывают все курсы. Самый ответственный этап профессиональных конкурсов – конкурс технического творчества и конкурс профессионального мастерства. Благодаря технической и психологической подготовке, которую получают ребята на этих конкурсах, им удаётся хорошо проявить себя на конкурсах более высокого уровня – городском и районном, а в дальнейшем и на производстве.

Порой с удивлением и недоверием учителя школ района узнают, что те дети, в отношении которых школьная педагогика оказалась бессильна, в нашем лицее не просто приобретают профессию, а вместе с ней – и путёвку в жизнь, но и получают диплом с отличием по окончании учёбы.  Новый рассвет наступает в жизни парня, в прошлом – безнадёжного двоечника. А в чём секрет? Не только в том, что прежние «ярлыки» в лицее сняты и забыты.

        Для успешности проведения такой работы необходимо, чтобы педагогический коллектив был единой командой, чтобы каждый владел одинаковой информацией, руководствовался едиными целями и требованиями и действовал в соответствии с общими принципами работы. Ответственность, личная дисциплина, внимание к процессу в целом, отслеживание динамики каждого учащегося, поддержка и поощрение обучающихся в их деятельности, фиксирование успехов и достижений, соблюдение правил и внимание к каждому решению, обсуждение результатов и планирование – все это показатели взаимодействия команды, наглядная модель для подростков.

        Актуальна проблема физического совершенствования человека. Физическое совершенство – понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное. Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью и устойчивостью в служебной и повседневной (бытовой) деятельности.

Здоровье – это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. В ЛИЦЕЯ большое внимание уделяется физическому воспитанию, воспитанию здорового образа жизни. Для этого в лицее есть всё: не только два физкультурных зала, бассейн, но и целая система круглогодичных спортивных соревнований по различным видам спорта (футболу, волейболу, боксу, плаванию и др.). К традициям спортивной работы относятся и кросс им. Алексея Тазаева и весенний кросс, посвящённый Дню Победы.  Участники пробега совершают символический пробег по дорожкам сквера от памятника воинам-защитникам современности до кинотеатра «Подвиг», названного так в честь подвигов колпинцев на полях сражений Великой Отечественной войны. Учащиеся лицея постоянные победители и призеры районных и городских соревнований в различных видах спорта.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам – в частности. (Н.Д.Левитов, 1964). Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

Известно, что подросткам групп риска особенно трудно устанавливать границы своего поведения и прогнозировать последствия своих поступков. Поэтому очень важно предъявлять четкие требования и быть последовательным в своих действиях не только по отношению к подросткам, но и к себе. В лицее ведется постоянная коррекционная работа, включающая в себя: Совет по профилактике правонарушений, учёт посещаемости,  работу с Отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних, комиссией по делам н/л, работу общественной приемной ОДН на базе лицея,  серии профилактических бесед: по профилактике наркомании, лекции врачей – гинекологов, врачей-онкологов, беседы представителей милиции по профилактике правонарушений  непосредственно в учебных группах, месячник «За здоровый образ жизни», в программе которого: конкурс стенгазет, профилактические беседы, игры по станциям и т.д..

        Преобразование процесса обучения в совместную деятельность взрослых (преподавателей, родителей, психологов и т.д.) с молодыми (подростками), которая основывается на взаимном интересе, доверии, уважении и соблюдении прав друг друга, позволяет использовать трудности как обучающий опыт, помогает увидеть позитивные ресурсы друг друга.

        Результат работы всего педагогического коллектива - выпускник, стремящийся к социальному и профессиональному самоопределению на основе приобщения к таким жизненным ценностям, как любовь к родине, профессионализм, жизнь, здоровье и культура.