Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
статья на тему

Филонова Лариса Ивановна

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном классе школьники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.  Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-psikhologicheskie_problemy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников

Психологическое сопровождение  профессионального

самоопределения выпускников школ

Филонова Л.И., заместитель директора

 по УВР муниципального общеобразовательного учреждения

Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном классе школьники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.  Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Чтобы выбор выпускником профессионального пути был зрелым и осознанным, важно, чтобы уже в школе обучающиеся могли осознать свои притязания и  возможности дальнейшего профессионального пути. Однако, как показывает практика, профессиональное самоопределение -  достаточно сложный процесс, а, следовательно, образовательное учреждение должно выстроить особую педагогическую систему, направленную на решение этой задачи.

В нашей школе  в системе непрерывного образования ведется целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая содействует личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда.

Большой вклад в профориентационную работу позволяет внести элективный курс «Мой выбор», программа которого нацелена на реализацию задач, поставленных в Концепции профильного обучения.

Актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников благодаря получению знаний о себе и мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации; повышение уровня психологической компетенции учащихся, расширение границ самовосприятия, формирование адекватной самооценки, развитие потребности в самосовершенствовании – таковы задачи профориентационного курса.

Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Курс «Мой выбор» состоит из трех равноценных частей.  Первая часть - «Я» предоставляет возможность каждому ученику узнать свои интересы и склонности, особенности темперамента, мышления  памяти, внимания. Вторая часть - «Моя профессия», знакомит с требованиями различных профессий, помогает соотнести их со своими возможностями. Третья часть -  тренинг «Необитаемый остров», в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.

Стремление к самопознанию у старшеклассников достаточно велико. Результат уроков – «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношении с миром. Занятия проходят в виде уроков, включающих беседы, в ходе которых старшеклассники в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, сюжетно – ролевые игры и тренинги, в ходе которых подростки имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Элективный курс «Психология общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.  Цель курса - показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.  

          Психологическая помощь при выборе профессии осуществляется психологом преимущественно двумя способами: путем индивидуальной психологической консультации и через работу в группах. При индивидуальной работе взаимодействие с выпускниками ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др.

При групповой работе значительную роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др. Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей.

Основная задача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками - всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека.

Наиболее распространенные ситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников: обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии (58%), для проверки устойчивости профессиональных намерений психолог во время беседы обращает внимание на соответствие интересов содержанию профессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих  возможностей в овладении выбранной профессией.  Диагностические приемы психолог  использует  в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты  подробно обсуждаются  с выпускником, и в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог сообщает  об этом и старается найти альтернативные для него области деятельности в русле избранной профессии.

Еще одной ситуацией обращения к психологу за помощью в самоопределении - в случае отсутствия выраженных интересов и способностей (13%). Такая ситуация наиболее сложная. Психолог проводит 5-6 встреч и добивается  активизации процесса профессионального самоопределения. Здесь задача психолога - пробудить у школьника интерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизировать процесс самопознания. Психолог в обстановке крайней доброжелательности  проводит обстоятельное диагностическое обследование, позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности и черты личности

Обращение к психологу связано и с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями (15%). Здесь позиция психолога такова: при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами выпускника, исключение - прямые ограничения психофизиологического характера.

Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора (14%). Работа ведется со всей семьей. Психолог отстаивает интересы выпускника, исходя из его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, выбор дальнейшего пути. В этот короткий период  необходимо создать жизненный план - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей. И в этом ему должны помочь взрослые: педагоги, родители. Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема трудоустройства выпускников школы VIII вида.

Специальные (коррекционные) школы VIIIвида постоянно испытывают сложности в трудоустройстве выпускников. Крайне необходимынормативные документы, которые будут обязывать руководителей предприятий созда...

Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения

Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике....

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...

Актуальные проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся и выпускников.

Преобразование процесса обучения в совместную деятельность взрослых (преподавателей, родителей, психологов и т.д.) с молодыми (подростками), которая основывается на взаимном интересе, доверии, уважени...

Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»

Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   молодых  людей, которые   покидают  организацию для детей-сирот, и, тех, кто...