Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения
статья по психологии по теме

Кузьмина Анна Валерьевна

Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuzminoy_a.v.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологические проблемы современной

молодежи и пути их решения

Кузьмина А.В.

Социально-политические и экономические катаклизмы, сотрясавшие российское общество в последние годы, не прошли бесследно для всех возрастов и поколений, в том числе и молодежи. В наше время много говорится о ее бездуховности, эмоциональном и интеллектуальном оскуднении, о разрушении традиционных для России морально-этических устоев, об утрате современными подростками, юношами и девушками позитивных нравственных ориентиров и т.д. К сожалению все это действительно имеет место. О необходимости всесторонне, «комплексно» воздействовать на ум и сердце учащегося, привить ему определенные нормы поведения, вырабатывать морально-этические принципы, стимулировать разнообразные интересы и стремления, формировать индивидуально-личностные качества и т.д., говорили практически все выдающиеся мыслители прошлого (Аристотель и Квинтилиан), отечественные ученые (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др.). Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике.

В настоящий период в российском обществе наблюдается рост склонности к вредным привычкам: наркомании, алкоголизму и курению. Данные органов охраны правопорядка подчеркивают остроту проблемы ВИЧ – инфекцирования больных наркоманией, приводящей к развитию СПИДа в России. В последние годы резко возросла заболеваемость. Среди заразившихся 75% составляют молодые люди в возрасте от пятнадцати до тридцати лет. Таким образом, проблема профилактики сегодня является психолого–педагогической и социальной проблемой. Безусловно, изучение обозначенного процесса связано с рядом трудностей, причинами которых являются: недостаточная разработанность теории факторов распространения наркомании в молодежной среде, отсутствие системы подготовки педагогов, родителей к профилактической работе, разрозненные и противоречивые статистические показатели уровня актуальности проблемы.

В настоящее время министерством образования Российской Федерации рекомендована организация деятельности служб практической психологии. Во многих учебных заведениях приступили к формированию психологических служб. Целями психологических служб являются: обеспечение психолого-педагогических  условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося в течение всего срока в учебном заведении; содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса; осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе; содействие созданию благоприятного психологического климата в коллективе учебного заведения, оказание комплексной социально-психологической поддержки всем  субъектам образовательного процесса. Задачи психологической службы таковы: пихолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; психологическое сопровождение социального и личностного развития учащихся в процессе учебно-профессиональной деятельности; формирование у учащихся способности  самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию; обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; участие в разработке системы мероприятий направленных на профилактику нарушений в поведении учащихся; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса. К основным направлениям деятельности психологической службы относятся: психологическая диагностика: изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса; отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости учащихся4 проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению; выявление психологических причин нарушения в обучении и развитии социальной адаптации  учащихся; выявление внутригруппового статуса  и социальной роли учащихся; психологическое обеспечение  аттестации педагогических кадров.

Психологическая профилактика (поддержка): оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения её индивидуальности, осуществляемой  на основе совместной деятельности педагога-психолога,  мастера производственного обучения, классного руководителя. Медицинской службы и других специалистов, предупреждение возможных девиаций поведения; оказание психологической помощи и поддержка преподавтелей и учащихся, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; содействие  творческому развитию одаренных учащихся.

Психологическая коррекция: оказание психологической помощи и поддержки учащихся, преподавателей, родителей  в решении личностных, профессиональных и других проблем; индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении учащихся, в том числе связанных с мотивационной сферой личности; содействие социально-психологической помощи нуждающихся  в реабилитации и осуществление коррекции асоциального поведения учащихся

Психологическое консультирование: психологическое консультирование всех у частников образовательного процесса; консультирование администрации, педагогов и родителей по проблема индивидуального развития учащихся; консультирование учащихся  по вопросам обучения развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

Психологическое просвещение: повышение психологической компетенции педагогов. Учащихся и их родителей; ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития учащегося; популяризация психологических знаний среди субъектов  образовательного процесса.

Организационно-методическая деятельность: подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных  развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности учащихся; участие  в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности; обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление; подготовка материалов к выступлениям на научно-педагогических советах.

Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, его структурными подразделениями, кураторами групп, преподавателями, методистами, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры. Общественными организациями, работодателями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими помощь в воспитании и развитии обучающихся. Осуществляется также  общение с органами управления, в ведении  которых находятся образовательные учреждения. Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической службы осуществляется соответствующими структурными подразделениями Минобразования Российской Федерации.

В настоящее время востребованными качествами личности являются: умение ориентироваться в ситуации, перерабатывать большой объем информации, противостоять, видеть перспективы, нести ответственность за собственный путь развития. Сегодня существуют два возможных пути развития личности: адаптивный, означающий  продуктивное творческое преобразование ситуации путем изменения себя и отношения к окружающей природной и социальной среде; и паллиативный, означающий пассивное бездеятельное приспособление. Формирование личности, способной к эффективной адаптации, возможно только в условиях гуманизации образования, реализации принципов личностно-ориентированной педагогики.

Современное состояние российского общества характеризуется, с одной стороны, предоставлением молодежи широкого спектра возможностей развития, с другой стороны, реальной опасностью регрессивного пути развития (асоциальное поведение, моральная деградация, наркотизация, алкоголизация, бездуховность и т.д.). Поэтому нравственная задача современного российского образования сделать так, чтобы молодой человек стал нравственно полноценным , т.е. помочь ему осознать себя как наследника всей мировой истории и культуры, поставить его в контекст современности так, чтобы её проблемы стали и его проблемами, чтобы у него возникла потребность в творческой реализации уже сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».

«Проблемы подростка и пути их решений». 1.     Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод  взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...

Проблемы АПК и пути их решения

Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК....

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Урок- дискуссия по теме : "Проблемы экологии и пути их решения". 8-9 классы

Урок - дискуссия был разработан как итоговый урок по теме: "Проблемы экологии и пути их решения". На данном уроке присутствуют два класса 8 и 9. Этот урок расчитан на развитие монологической речи и яв...

Социальный проект по английскому языку: «Проблемы экологии и пути их решения» для 8 класса

Проект предназначен для учащихся 8-х классов. Задача учащихся использовать материалы учебника, дополнительных источников для подготовки презентации или фильма об экологических проблемах и способах их ...