ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья

Шполянская Светлана Сергеевна

Коллектив - главнейшая форма воспитательной работы, он является носителем нравственных норм и ценностей.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.

Воспитывая коллектив,  мы можем надеяться, что найдем такую форму его организации, при которой "Личность станет дисциплинированной и свободной".

Необходимо правильно сочетать коллективное воспитание с хорошо поставленной индивидуальной работой с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_vospitatelnogo_kol-va_i_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Коллектив - главнейшая форма воспитательной работы, он является носителем нравственных норм и ценностей.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю», а латинское collectivus – собирательный.

Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива (самоуправления). Ребята связаны не просто дружбой, а общей ответственностью, общей работой. Товарищ должен уметь подчиняться товарищу.

Надо стремиться к тому, чтобы у обучающихся складывались хорошие, товарищеские отношения.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между обучающихся.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

  1. нужно вовлекать всех обучающихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
  2. необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла обучающихся в дружный и работоспособный коллектив. А отсюда вывод: в качестве важнейших средств воспитания уч. коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-политическая и культурно-массовая деятельность обучающихся.

В процессе создания коллектива необходимо применять специальную методику.

  1. умелое предъявление требований к обучающихся. Следует помнить, что начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Без крикливости и излишней назидательности нужно разъяснить обучающихся, как им следует вести себя в здании лицея, на уроках и переменах, как они должны выполнять уч. задания, относиться друг к другу и т.д. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение обучающихся к соблюдению установленных в лицее норм и правил, выработка умений, навыков и привычек поведения. Надо не только требовать, но и приучать буквально ко всему, как сидеть, стоять, вести, говорить и т.д. Если подобного приучения не бывает, то требования не дают должного эффекта. Но необходимо соблюдать меру в предъявлении требований. Нельзя предъявлять сразу слишком много требований и делать их невыполнимыми для обучающихся. Правильное предъявление пед. требований организует поведение обучающихся, способствует улучшению их работы и создает стимулы для сплочения и развития коллектива.
  2. воспитание ученического актива. Предпосылкой хорошей работы актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Важной стороной воспитания активистов является оказание им повседневной помощи в работе. Также необходимо осуществлять контроль за исполнением даваемых им поручений. Он осуществляется в форме отчетов о проделанной работе. Если работа с активом ведется систематически, то приносит свои плоды в виде помощи мастеру и кл. руководителю в создании сплоченного здорового коллектива.
  3. организация перспектив в учебной, трудовой и общественно-политической деятельности. Закон движения коллектива по А.С.Макаренко состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальном этапе развития коллектива ставятся перспективы более близкие, затем по мере его развития – средние и дальние.
  4. формирование здорового общественного мнения. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные явления и события в жизни группы (лицея) и давать им правильную общественную оценку. Сформированность здорового общественного мнения говорит о зрелости коллектива.
  5. создание и развитие положительных традиций кол-ной жизни. «Ничто так не скрепляет кол- в, как традиция», - А.С.Макаренко

Стадии развития коллектива: 

1. Начальная – коллектив создан формально, межличностные отношения не установились, обучающихся еще не привыкли, не приучены выполнять те требования, которые предъявляются в уч. заведении. Структура самоуправления отсутствует, предъявляет требование мастер.

Задачи:

- познакомить с требованиями и начать по упражнению и приучению;

  • организовать межличностные взаимодействия;
  • выбрать органы самоуправления, научить их выполнять свои обязанности.
  • создание комфортной обстановки.

Стиль авторитарный. Заканчивается, когда органы самоуправления начинают действовать.

  1. Органы самоуправления действуют более сам-но, идет формирование межличностных отношений, появляется первичный коллектив (объединение по общим симпатиям интересам), формирование общественного мнения, завершается усвоение требований по жизни в коллективе.

Задачи:

- продолжение обучения органов самоуправления

  • организовать совместную коллективную творческую деятельность, вовлекая воспитанников исходя из особенностей, направленности интересов
  • следить за выполнением требований

Стиль смешанный, ближе к демократическому. Заканчивается, когда органы начинают действовать сам-но и устанавливаются в полной мере межличностные отношения (неформальные коллективы).

  1. Рассвет коллектива. Высокий уровень общественной активности членов коллектива, устоявшиеся межличностные отношения, наличие общественного мнения.

Задачи:

- консультирование по возникающим вопросам

  • инструментовка отношений
  • помощь и участие в общественных делах

Стиль демократический с преобладанием сотрудничества в различных видах.

Одним из важнейших факторов развития коллектива является дисциплина. Дисциплина – это понимание и активное выполнение приказа, это результат влияния, а не форма власти и подавления. Дисциплинированный человек тот, который в любых условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжить такое поведение до конца, не смотря на трудности. Недисциплинированный человек – это человек, выступивший против общества. Дисциплина д.б. сознательной. Как этого достичь?

1. Дисциплина должна требоваться от всего коллектива. Цель дисциплины нужно поставить прямо и ясно.

2. Дисциплина ставит каждую личность в более защищенное, свободное положение. Это уверенность в своем праве.

3. Интересы коллектива выше интересов личности (там, где Личность выступает против коллектива).

4. Дисциплина украшает коллектив.

5. Дисциплина — это тогда, когда человек делает и неприятное для себя с удовольствием.

Формула дисциплины – «как можно больше требование к человеку и как можно больше уважения к нему».

В начале развития коллектива не стоит угрожать наказанием, неприятностью. При наказании более жесткие требования предъявлять тем, кто сознательно выступает против коллектива; менее жесткие к тем, кто совершил проступок от натуры, от хар-ра, по незнанию. Наказания должны разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых. Сущность наказания – человек переживает то, что поступил неправильно – переживает за ошибки, за отрешение от коллектива. Наказывать тогда, когда коллектив стоит за наказание. Наказание должно быть индивидуальным.

Объектом воспитания может быть только целый коллектив. Воспитывая коллектив, можем надеяться, что найдем такую форму его организации, при которой Личность станет дисциплинированной и свободной».

Необходимо правильно сочетать коллективное воспитание с хорошо поставленной индивидуальной работой с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Влияние активных занятий спортом на развитие обучающихся"

Занятия проектной деятельностью развивает у обучающихся интерес к науке, познаниям, навыки исследования....

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие обучающихся

В данной работе рассматриваются особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, методика организации проблемного обучения и требования, которые к ней предъявляет с...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки

Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...