Программа "Профессия-школьник"
рабочая программа

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на развитие познавательных  способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukoyanova_n.g._rp_ktp_professiya_-_shkolnik.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессия-школьник» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессия-школьник» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основе примерной программы НОО с учётом авторской программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия-школьник» / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.

Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Название учебного пособия

Класс

Издатель учебного пособия

Семенака С.И.

Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие задания.

1 класс

АРКТИ, 2014 г.

Битянова М.Р.

Азарова Т.В.

Земских Т.В.

«Профессия-школьник». Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.

1 класс

М.:Генезис, 2004 г.

Мищенкова Л.В

36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 1 класса.

1 класс

М.:Издательство РОСТ, 2012 г.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на развитие познавательных  способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

  Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным  Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития  всех обучающихся, и в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.

К числу основных трудностей, которые обращают на себя внимание педагогов, родителей и психологов относятся проблема готовности детей к школьному обучению: сформированности компонентов интеллектуальной  готовности и общей адаптации обучающихся к школе, которая  предполагает не только приспособление к успешному функционированию, но и способность к психологическому и личностному развитию. При оценке психологической готовности также учитывается аспект, связанный с эмоциональным благополучием школьника. Также для обучающихся первых классов трудностями, препятствующими успешному обучению, становятся недостаток развития пространственных представлений, мелкой моторики, недостаток фонетико-фонематического и звукобуквенного анализа, речи. При проведении систематических занятий по программе внеурочной деятельности «Профессия – школьник» создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, формирования стремления  к размышлению и поиску, развития чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний, формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора.

Результативность программы. Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, развитие  уровня познавательных способностей, а также:

  • успешной адаптации в школе
  • улучшение межличностных отношений в коллективе

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения. 1 час в неделю, 34 часа в течение года- во 1 классе.

Новизна программы заключается в том, что занятия по программе кружка представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия по программе «Профессия - школьник» способствуют формированию у обучающихся  гибкости, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Идея Программы состоит в том, что предлагаемые в 1 классе занятия направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания обучающихся, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

Цель программы: создать условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся через систему коррекционно-развивающих упражнений.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных способностей обучающихся;
  • Развитие творческих способностей обучающихся;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;

Формирование стремления учащихся к личностному росту для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Условия реализации программы

Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Профессия-школьник»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год внеаудиторной занятости в 1 классах, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет и направлена на:

  •  обучающихся с проблемами адаптации;
  • обучающихся, имеющих низкий уровень познавательных способностей.

Формы организации внеурочной деятельности

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете или сенсорной комнате. Программа предусматривает включение игровых ситуаций,  групповых видов деятельности, методов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. Программа кружка «Профессия-школьник» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:

  • Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
  • Подвижная деятельность учащихся  не мешает умственной и практической  работе.
  • При организации занятий целесообразно использовать  принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые  игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.

Методы и приёмы педагогической техники

Руководителем программы применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  • деятельностный,
  • наглядный,
  • метод создания игровых ситуаций,
  • проблемное обучение,
  • обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира,  в команде.

Учителем используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. Удивляй!: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  3. Отсроченная отгадка: в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
  4. Практичность теории: введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
  5. Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

  1. Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коррекционно-развивающие и тренинговые упражнения.

         Технологии:

  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты освоение курса

внеурочной деятельности «Профессия-школьник»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы;
  • сформированность коммуникативных навыков;
  • успешная адаптация в школе
  • расширение кругозора

                Метапредметные результаты: 

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу.
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • уметь  интегрировать и синтезировать информацию;
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

В результате освоения  курса внеурочной

деятельности «Профессия-школьник» 

Обучающиеся научатся:

  • использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни;
  • уметь находить выход из проблемных ситуаций;
  • приобретать опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • приобретению умения отстоять свою позицию, способности противостоять негативному влиянию со стороны окружающих ровесников и взрослых;
  • получению первоначального опыта самореализации.
  • стремление к личностному росту

Основное содержание программы

          Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор воображению, направлено на развитие познавательных способностей  обучающихся.

Первый раз в первый класс. Работа над ошибками. Задания трёх поросят. Здравствуй, осень! Играем в «ромашку». По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Рисуем яблоньку. Геометрический магазин. По страницам русской народной сказки «Маша

и медведь». Хлеб-батюшка. Шкатулка с сюрпризом. На грибной полянке. В гостях у Знайки. Читаем письма. Наряжаем ёлочку. Прикольные задания. Домашние животные. Цепочка занимательных заданий. О звёздах. Дорогою добра. Быть здоровым. Незнайкин экзамен.Коллекция головоломок от Незнайки. По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Знаменитые малыши. Дюймовочка. Букет для Русалочки. Спичечное ассорти.Словесные забавы. «Говорящие» головоломки. Ловим рыбку. Загадалки. Пернатые друзья. Сказочные задания.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего  часов

В том числе

лабораторных работ

практических работ

Первый раз в первый класс.

1

Работа над ошибками

1

Задания трёх поросят

1

Здравствуй, осень!

1

Играем в «ромашку»

1

По страницам русской

народной сказки «Волк и

семеро козлят»

1

Рисуем яблоньку

1

Геометрический магазин

1

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Хлеб-батюшка

1

Шкатулка с сюрпризом

1

На грибной полянке

1

В гостях у Знайки

1

Читаем письма

1

Наряжаем ёлочку

1

«Прикольные задания»

1

И снова «прикольные задания»

1

Домашние животные

1

Цепочка занимательных заданий

1

О звёздах

1

Дорогою добра

1

Быть здоровым

1

Незнайкин экзамен

1

Коллекция головоломок от Незнайки

1

По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

Знаменитые малыши. Дюймовочка.

1

Букет для Русалочки

1

Спичечное ассорти

1

Словесные забавы

1

«Говорящие» головоломки

1

Ловим рыбку

1

Загадалки

1

Пернатые друзья

1

Сказочные задания

1

Итого

34

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 1 классе: предполагает приобретение обучающихся новых знаний, опыта решения коррекционно-развивающих заданий.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-волевой сферы;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
  • развитие уровня познавательной активности

                Метапредметные результаты: 

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу.
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • уметь  интегрировать и синтезировать информацию;
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Критерии оценки эффективности: 

  • успешная адаптация в школе;
  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень развития познавательных способностей обучающихся.

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе кружка «Профессия-школьник» необходимо:

  1. Персональный компьютер с принтером.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультмедиапроектор
  4. Оборудование для песочной терапии.
  5. Сенсорная комната

Литература для педагога

  1. Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. 1 класс.- М.:Планета, 2011.-240 с.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник.- М.:Генезис, 2004
  3. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.:КАРО, 2007.-217 с.
  4. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 1 класса – М.:Издательство РОСТ, 2012. – 196 с.
  5. Романюта В.Н. Учим детей общаться.-М.:АРКТИ, 2014 – 64 с.
  6. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. – М.:АРКТИ, 2014.-72 с.

Литература для обучающегося

  1. Я играю чувства. Сказкотренинги для младших школьников./В.А.Савельева, Л.В.Фомина.-СПб.:Речь, 2013
  2. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1 /Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 56 с.. 2011

Интернет-ресурсы

  1. http://ped-kopilka.ru
  2. http://nsportal.ru/shkola/
  3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  4. http://festival.1september.ru/
  5. http://www.school-sector.leraln.ru

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты

Виды/формы контроля

по плану

по факту

1

02.09.2019

Первый раз в первый класс.

Познавательные УУД:

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД:

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения задачи.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД:

1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

2. Владение диалогической формой коммуникации с использованием инструментов ИКТ и дистанционного общения.

3. Закрепление сформированных познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

выполнение заданий в рабочей тетради

2

09.09.2019

Работа над ошибками

выполнение заданий в рабочей тетради

3

16.09.2019

Задания трёх поросят

выполнение заданий в рабочей тетради

4

23.09.2019

Здравствуй, осень!

выполнение заданий в рабочей тетради

5

30.09.2019

Играем в «ромашку»

выполнение заданий в рабочей тетради

6

07.10.2019

По страницам русской

народной сказки «Волк и

семеро козлят»

выполнение заданий в рабочей тетради

7

14.10.2019

Рисуем яблоньку

выполнение заданий в рабочей тетради

8

21.10.2019

Геометрический магазин

выполнение заданий в рабочей тетради

9

28.10.2019

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

выполнение заданий в рабочей тетради

10

11.11.2019

Хлеб-батюшка

выполнение заданий в рабочей тетради

11

18.11.2019

Шкатулка с сюрпризом

выполнение заданий в рабочей тетради

12

25.11.2019

На грибной полянке

выполнение заданий в рабочей тетради

13

02.12.2019

В гостях у Знайки

выполнение заданий в рабочей тетради

14

09.12.2019

Читаем письма

выполнение заданий в рабочей тетради

15

16.12.2019

Наряжаем ёлочку

выполнение заданий в рабочей тетради

16

23.12.2019

«Прикольные задания»

выполнение заданий в рабочей тетради

17

13.01.2020

И снова «прикольные задания»

выполнение заданий в рабочей тетради

18

20.01.2020

Домашние животные

выполнение заданий в рабочей тетради

19

27.01.2020

Цепочка занимательных заданий

выполнение заданий в рабочей тетради

20

03.02.2020

О звёздах

выполнение заданий в рабочей тетради

21

10.02.2020

Дорогою добра

выполнение заданий в рабочей тетради

22

17.02.2020

Быть здоровым

выполнение заданий в рабочей тетради

23

24.02.2020

Незнайкин экзамен

выполнение заданий в рабочей тетради

24

02.03.2020

Коллекция головоломок от Незнайки

выполнение заданий в рабочей тетради

25

09.03.2020

По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

выполнение заданий в рабочей тетради

26

16.03.2020

Знаменитые малыши. Дюймовочка.

выполнение заданий в рабочей тетради

27

30.03.2020

Букет для Русалочки

выполнение заданий в рабочей тетради

28

06.04.2020

Спичечное ассорти

выполнение заданий в рабочей тетради

29

13.04.2020

Словесные забавы

выполнение заданий в рабочей тетради

30

20.04.2020

«Говорящие» головоломки

выполнение заданий в рабочей тетради

31

27.04.2020

Ловим рыбку

выполнение заданий в рабочей тетради

32

04.05.2020

Загадалки

выполнение заданий в рабочей тетради

33

11.05.2020

Пернатые друзья

выполнение заданий в рабочей тетради

34

18.05.2020

Сказочные задания

выполнение заданий в рабочей тетради