Сценарий литературного вечера, посвящённого 70летию Победы в Великой Отечественной войне "Этих дней не смолкнет слава..."
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карайченцева Марина Владимировна

Литературный вечер рассчитан на учащихся  5-11 классов. Основой мероприятия является знакомство с биографией и стихотворениями поэтов-фронтовиков Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

Сценарий литературного вечера, посвященного 70летию Победы в Великой Отечественной войне

«Этих дней не смолкнет слава…»

Форма проведения: литературный вечер

Контингент: обучающиеся МБОУ «Коротковская СОШ»

Участники: учитель русского языка и литературы, обучающиеся 5-11 классов

Цели: пропаганда стихотворений поэтов-фронтовиков Белгородской области, воспитание у детей, подростков и молодёжи уважительного отношения к истории родного края, ветеранам войны и труженикам тыла.

 Оформление и наглядность: костюмы времён Великой Отечественной войны, автомат, потёртые письма и конверты, газеты

Оборудование и технические средства: мультимедийный проектор, магнитофон

Декорации: стол, покрытый скатертью

Ход мероприятия

Звучит вальс.  

Вдруг музыка обрывается. Звучит голос Левитана: «От советского информбюро. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!».  

Звучит запись песни «Вставай, страна огромная!». После первого куплета выходят ведущие конкурса.

Часть 1. Введение.

Первый ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и участники сегодняшнего литературного вечера!

Первый ведущий. Чем дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига военного поколения, одержавшего победу над фашизмом.

Второй ведущий.  Память о войне неподвластна времени, она продолжает жить в обелисках, фронтовых письмах, фотографиях. Бесценными источниками, дающими уникальную возможность соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, являются книги военных лет.

Второй ведущий. Сегодня мы с вами попробуем окунуться в атмосферу давно ушедших лет, поговорим о том, какой след оставила Великая Отечественная война в истории Белгородской области, а также познакомимся с творчеством поэтов-фронтовиков, живших на территории Белгородчины.

Первый ведущий:

Разрешите представить вам участников нашего сегодняшнего вечера:

1. Варавина Виктория, обучающаяся 5 класса нашей школы

2. Сорокин Иван, обучающийся 5 класса нашей школы

3. Страхова Валерия,  обучающаяся 5 класса нашей школы

4. Безбабнова Екатерина, обучающаяся 6 класса нашей школы

5. Елисеев Илья, обучающийся 7 класса нашей школы

6. Елисеева Анна, обучающаяся 8 класса нашей школы

7. Ивченкова Алина, обучающаяся 8 класса нашей школы

8. Малышев Сергей, обучающийся 11 класса нашей школы

9. Попова Анна, обучающаяся 11 класса нашей школы

Часть 2. Основная

Первый ведущий: Великая Отечественная война оставила глубочайший след в памяти людской, соединив горечь утрат и гордость за проявленные мужество и героизм, а главное – любовь к Родине.

Второй ведущий: Судьбы ныне живущих и уже умерших участников Великой Отечественной, личное участие белгородцев-писателей в военных событиях во многом определило их жизненный путь, особенности литературного творчества.

Первый ведущий: Именно война стала порогом, главной вехой в их жизни. Она определила критерии нравственных ценностей, пробудила дарование, определила главную тему в творчестве на долгие годы.

Ученик в форме солдата (сидит за столом, на столе фронтовые письма, томик стихотворений): 

К военной теме постоянно

Я как к распятью пригвождён!..

В который раз на поле бранном

То я убит,

То я рождён!..

То явь как сон переживаю –

За годом – год,

За кадром – кадр,

В своих стихах переплавляю

Свинцовый шквал,

Свинцовый град!

За безымянною чертою

Сгоревших дней,

Упавших лет

Ещё воюю я с войною

И как солдат, и как поэт.

Второй ведущий: Эти строки написал Леонид Кузубов, талантливый шебекинский поэт, автор более десяти книг. Его произведения переведены на многие иностранные языки. Лауреат нескольких литературных премий. Член Союза писателей России.

Первый ведущий: На третий день войны он двенадцатилетним подростком бежал из дома на фронт и стал сыном полка. Добровольцем-разведчиком он участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге, в боях за освобождение Белгорода. Был трижды ранен. Оставил свой автограф на стене рейхстага: «Лёнька Кузубов из Белгорода».

Чтец 1:

 Вот и смолкли орудий раскаты,

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты

И сержант подозвал меня.

«Ну-ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты».

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля.

И «ура» кто-то выкрикнул рядом,

Выше всех расписался и я.

Второй ведущий: 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков.

Первый ведущий: В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием «Цитадель» по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной армии, был сорван.

Второй ведущий: Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

Первый ведущий: Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.

Презентация на тему «Сражение на Курской дуге»

Второй ведущий: Очень трогает стихотворение Николая Истомина «Прохоровка». Читаешь его и живо представляешь тот страшный бой. А сердце наполняется гордостью за бойцов-защитников земли русской.

Чтец 2:

Вокруг нее земля фугасом взрыта,

Шли самолёты за звеном звено.

Она в России стала знаменита,

Как подмосковное Бородино.

Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким

К нам двигалась фашистская орда,

Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,

На наши сёла, нивы, города.

Но хлынула советских танков лава,

Сметая всё  с пути, как ураган,

За Белгород, за Харьков, за Полтаву

Погнали наши воины врага.

Со счёту сбившись, смерть врагов косила,

Дымилась необъятнейшая ширь.

Вот так тряхнул своей бывалой силой

Под Прохоровкой русский богатырь.

Первый ведущий: Цикл стихотворений посвятил Курской битве наш земляк, лауреат литературной премии «Прохоровское поле» Игорь Чернухин.

Второй ведущий: Творчество поэта знают и любят на Белгородчине за силу его таланта, правду, честь и совесть. Самым сильным впечатлением его детства является вид огромного поля под Прохоровкой, на котором стояли мёртвые танки.

Чтец 3: 

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу, по-кровному близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца.

Память Родины не убывает

И, как прежде, волнует сердца.

Первый ведущий: В стихах Михаила Сопина, по детству которого прошелся огненный вал Курской битвы, неоднократно упоминаются места событий, есть точные указания на времена года, даты.

Второй ведущий: О ранних годах поэта известно мало, документально – практически ничего. Первое и единственное упоминание: «время, место рождения – 12.08.1931, с.Ломное Грайворонского района Курской области (ныне Белгородская область).

Первый ведущий: Отец мальчика, испытатель танков, погиб в 1930тые годы, в годы репрессий. Мать работала на Харьковском танковом заводе токарем, бабушка продолжала жить в Ломном, а дети – Миша, старшая сестра Катерина и младший брат Толик – попеременно у матери и бабушки. А дальше можно читать стихи…

Чтец 4:

Мне шел одиннадцатый год.

И не моя вина,

Что не дошел он – что его

Оборвала война.

Слепой, истошный вопль в овсе –

Шли танки с трёх сторон.

Давили, били, рвали всех

Без всяких похорон.

На равных бой

И крик – ура!

Багряный след в овсе…

И на смерть бил, как били все,

И пропадал – как все…

Но я живу. Назло врагу,

Безликости назло.

Где плохо – плачу,

Не могу,

Пред павшими в долгу.

За каждый город и село,

За каждую семью –

В лицо запретчикам смеюсь

За всех, кого смело.

Второй ведущий: Вспоминает Михаил Сопин:

Ученик в форме солдата: Мы не успели эвакуироваться, помню, собирались ехать в каком-то эшелоне, а в тылу нашем уже были немцы. Бежали из-под Харькова, в одной массе – солдаты, дети, старики, женщины…Это был какой-то бег исхода. Если бы нас остановили, мы, наверное, умерли бы на месте. До сих пор не верю, что выжил…

Чтец 5:

Война началась на рассвете,

По замыслам, по скоростям!

Все игрища взрослых на свете

Проходят по детским костям.

Без слов, без гранат, без атаки,

Вслепую – какая там связь! –

Бежали под бомбы и танки,

Горящей землёй становясь.

Первый ведущий: Из письма рядового разведчика М.Ляхова:

Ученик в форме солдата (читает письмо): Что я видел за это время, трудно даже представить. Живёшь буквально минутами. Сейчас живёшь, а что будет через несколько минут – не знаешь…

Чтец 6:

Не виноват,  что нет тебя,

Моё родное захолустье.

Ты помнишь, я из тех ребят,

О ком темнело небо грустью.

Ты помнишь – плачущих навзрыд!

Пришла беда – ворота настежь.

Я шёл в ненастья той поры,

Когда страна была в ненастье.

С коротким именем –

Война.

И я –

Под бомбами,

За мамой

Кричал в пространство:

«Отче наш!»

Но отче

Изгнан был из храма.

Ползли не русские кресты,

Глотали танки жизнь и вёрсты…

И потому меня прости,

Когда завидовал я мёртвым.

Когда, казалось, сокрушен

Несокрушимый дух России –

Я припадал к земле душой

И болью

Вечно негасимой.

(М.Сопин)

Второй ведущий: О потерях в ходе Курской битвы сообщает «Русский архив». За 50 дней сражений безвозвратные потери составили 250 тысяч человек (примерно 5000 человек в сутки), 500 тысяч раненых (10 000 человек в сутки).

Чтец 7:

Мне не казалось –

Всё! Конец войне!

Я знал душой:

Такого не бывает.

Замедленного действия

Во мне

Живёт и бьётся

Память полевая.

Так,

Будто я убит не до конца.

И где-то,

Между вечностью и болью,

Плывут в глаза мне

Воды из Донца,

И сердце давит

Прохоровки поле.

(М.Сопин)

Первый ведущий: Константин Мамонтов писать стихи начал в 1933 году. С 1939 по 1946 г. служил в рядах Советской Армии. За годы войны написал тысячи поэтических строк.

Чтец 8:

Не рано ль, враг, ты празднуешь победу?

Бинокль направив в сторону Москвы?

Мы выстоим! И как не тяжки беды,

Перед тобой не склоним головы.

Ещё есть порох – духом мы не слабы.

Ещё посмотрим, кто кого сильней!

У нас еще не разучились бабы,

Как в старину, рожать богатырей.

Второй ведущий: После крупнейшего в истории танкового сражения на Курской дуге враг был обескровлен. 3 августа войска Воронежского и Степного фронтов перешли в контрнаступление на Белгородско-Харьковском направлении.

Первый ведущий: 5 августа 1943 года развернулись бои за Белгород. Под сильным ударом советских войск противник вынужден был отступить.

Второй ведущий: 5 августа 1943 года город был полностью очищен от немецко-фашистских войск. А вечером Москва была озарена залпом 120 орудий: страна чествовала героев, освободивших Орёл и Белгород. Это был первый салют Родины в честь знаменательной победы.

Чтец 9:

Потомок мой, не будь холодным к датам

Военных битв сороковых годов.

За каждой цифрой – кровь и смерть солдата,

Судьба страны в нашествии врагов.

И сколько б лет тебя не отделяло

От этих дат, сумей расслышать в них

Разрывы бомб, зловещий лязг металла

И стон предсмертный прадедов твоих.

На экране кадры войны

Первый ведущий: О событиях того дня пишет в своём стихотворении белгородский поэт-фронтовик Владимир Фёдоров.

Чтец 10:

Вдоль домиков белых, красненьких

Ползут пехотинцы: взмокли!

А генерал Апанасенко

Стоит на бугре с биноклем.

Струится Донец неласковый,

Дымятся внизу руины.

А там, за горою Харьковской, -

Рукой подать  - Украина.

Не утерпел командующий:

-Машину! Быстрее в город!

Всё ближе вокзал пылающий,

В дыму меловые горы.

В подвалах рыданье;

-Настенька!..

Наши! Освобожденье… -

…А генерал Апанасенко

Безмолвно лежал на сиденье.

Рядом в молчанье тягостном

Пилотки сняла пехота.

Это было пятого августа

Сорок третьего года.

А в полночь, приёмник настроив,

Всей ротой мы слушали, стоя,

Приказ, принесённый эфиром:

«Вечная слава героям!...» -

И гром прокатился над миром.

Второй ведущий: Николай Краснов в 1943 году был призвал в армию. Будучи на фронте, печатал стихи в армейской дивизионке. При штурме Выборга был тяжело ранен. После демобилизации учился в Литературном институте, работал литературным сотрудником в редакции газеты. Своё стихотворение он посвящает памяти погибших в годы войны.

Чтец 11:

Это быль или небыль: вернувшийся с Курской дуги

Обожженный, ослепший танкист посадил молодые дубки.

И, болея душой, в неизбывной печали своей,

Он назвал те деревья именами погибших друзей.

Будто ночью он ходит от дубка до другого дубка,

Имена их шепча, - от дружка до другого дружка, -

По шершавой коре искалеченной гладит рукой,

К возмужавшим стволам припадая небритой щекой:

-Как, Петро? Как, Иван? Подрастаете! Ромка, а ты?

Как, Серёга, как Павка, мои боевые браты?...

И в ответ что-то нежное шепчут деревья во тьму

И, дружка узнавая, головами кивают ему.

Часть 3. Завершение

Первый ведущий:  1941-1945. Чёрточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок. Четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

Второй ведущий: Память! В ней никогда не должно стереться всё то, что принёс с собой проклятый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Прошли через кромешный ад.

Первый ведущий: Светом нашей любви, скорби нашей пусть озарятся имена павших. Объявляется минута молчания.

Звучит мелодия песни «Он не вернулся из боя»

Второй ведущий: На этом наш литературный вечер, посвящённый 70летию Победы в Великой Отечественной войне, завершён. Всем спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Белгородчина литературная. Сборник в 2-х книгах. – Воронеж, 1979
  2. Белгородская энциклопедия / гл. редактор В.В. Овчинников. - Белгород: Изд–во областная типография, 2000.
  3. Сакович Т.Н. Музы не молчали… (Писатели-фронтовики Белгородчины) / Т.Н.Сакович// Истоки: (Историко-краеведческий сборник статей о         Белгородчине) /Редкол., проф. Ф.П.Тройно и др. – Белгород, 1993
  4. Приставкина Т.А. Великая Отечественная война в судьбах белгородских литераторов. – Белгород, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....

Сценарий школьного праздника, посвящённого Дню Победы и Году литературы «Этих дней не смолкнет слава»

Сценарий  школьного  праздника, посвящённого Дню Победы и Году литературы «Э т и х   д н е й   н е    с м о л к н е т  с л а в а»...

"Письма военных лет" Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне

Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне, созданный на основе документальных материалов: писем и воспоминаний жителей Алтайского края....

Сценарий мероприятия « Мы этой памяти верны», посвящённого Юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Цель проведения: углубление знаний учащихся, родителей в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; воспитание патриотизма.Форма проведения: заседание семейного клуба.Участни...

Сценарий праздника «От героев былых времён», посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.

Сценарий праздника «От героев былых времён», посвящённого Дню Победыв Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.для детей младшего школьного возраста  У каждой войны есть сво...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне...