Бухенвальдский набат
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Светлана Владимировна Лукьянова

Сценарий внеклассного мероприятия "Бухенвальдский набат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buhenvaldskiy_nabat.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Бухенвальдский набат

сценарий внеклассного мероприятия

Цель: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время, когда он опять поднимает свою голову.

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны

2.Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов,

3. Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

Ведущий   Почти 74 года отделяют нас от окончания Второй мировой войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Ведущий  11 апреля 1945 года записано в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей.

В черный уголь немало стран превратив,

Груды тел разбросав по дорогам, полям,

Злобный Гитлер, жадный до крови зверь,

Тянет грязные лапы теперь к нам.

Хочет он нашу землю испепелить,

А свободный народ превратить в рабов,

Хочет он, чтоб богатства нашей страны

Растащила свора  фашистских псов.

Эти строки принадлежат татарскому поэту Мусе Джалилю, прошедшему весь ад фашистских концлагерей и казненному в 1944 году.

  • Вот здесь был лагерь смерти возведён –

Колючий нескончаемый забор.

        В бараках серых – мучеников стон.

        Сквозь ночь – в глаза прожектор

                                        бьёт в упор,

        И – виселица: «власти» смысл и суть…

        …О не забудь позора тех времён!

  • Бараков цепи и песок сыпучий

        Колючкой огорожены кругом.

        Как будто мы жуки в навозной куче:

        Здесь копошимся, здесь живём.

        Чужое солнце всходит над холмами,

        Но почему нахмурилось оно?

        Не греет, не ласкает нас лучами, -

        Безжизненное, бледное пятно…

Ведущий   Что же это за фабрики смерти, созданные фашизмом? (пауза)

Ведущий   Освенцим и Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Бабий Яр и Хатынь – это цена победы над фашизмом. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причиненных войной. Трудно даже осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. (видео концлагеря 2й мировой войны)

1-ый чтец.

Дахау – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км. от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тыс. там были замучены или убиты. 140 тыс.- переведены в другие концлагеря, 30 тыс. человек дожили до освобождения.  В Дахау проводились преступные «Медицинские опыты» над людьми.

С середины 1941 года до конца 1942 года в лагере Дахау было произведено около 500 операций над здоровыми заключенными. Они производились для обучения студентов-медиков СС, врачей СС и включали в себя операцию желудка, горла и желчного пузыря. Они производились врачами и студентами второго года обучения, хотя операции были весьма опасными и трудными. Обычно эти операции может делать только хирург, который имеет по крайней мере четыре года хирургической практики. Многие заключенные умирали на операционном столе или после этого от всякого рода осложнений.

В 1942 - 1943 гг. эксперименты над людьми производились доктором Сигизмундом Рашером, который устанавливал действие, оказываемое изменением воздушного давления. Около 25 человек одновременно помещались в специально построенную камеру, в которой можно было повышать давление или уменьшать его в зависимости от надобности. Цель заключалась в том, чтобы установить действие высоты и быстрого спуска на парашюте на состояние людей. Из доклада доктора Рашера: "Третий опыт проводился в условиях отсутствия кислорода, соответствующих высоте 29400 футов (8820 метров). Испытуемым был еврей 37 лет в хорошем физическом состоянии. Дыхание продолжалось в течение 30 минут. Через четыре минуты после начала испытуемый стал покрываться потом и крутить головой. Пять минут спустя появились спазмы; между шестой и десятой минутами увеличилась частота дыхания, испытуемый стал терять сознание. С одиннадцатой по тридцатую минуту дыхание замедлилось до трех вдохов в минуту и полностью прекратилось к концу срока испытания... Спустя полчаса после прекращения дыхания началось вскрытие".

Проводились также эксперименты, заключавшиеся в действии холодной воды на людей. "Эксперименты по замораживанию" были двух видов: первый - с целью выяснить, какой холод и сколько времени способен выдержать человек, прежде чем умрет; второй - с целью найти наилучшие способы отогрева еще живого человека, после того как он подвергся воздействию экстремально низких температур. Для замораживания людей использовались два способа: либо человека помещали в резервуар с ледяной водой, либо оставляли обнаженным на снегу на ночь в зимнее время.

Широко практиковалось снятие кожи с трупов заключенных. Доктор Рашер и доктор Вольтер особенно требовали снимать человеческую кожу с груди и спины. Ее подвергали химической обработке и затем высушивали на солнце. Эту кожу резали на куски различной величины и использовали для изготовления седел, брюк для верховой езды, перчаток, домашних туфель и дамских сумок. В особенности ценили эсэсовцы татуированную кожу.

Кожу брали только со здоровых заключенных, и она не должна была иметь какие-либо дефекты. Для этой цели их расстреливали обычно в шею или били по голове.

Часто лагерь получал запросы о скелетах и черепах заключенных. В этих случаях вываривались тела или черепа, а затем мягкие части устранялись, кости высушивались и затем вновь составлялись вместе. Нужны были черепа с хорошими зубами. Таким образом, было опасно иметь хорошую кожу или зубы.

2-й чтец.

Маутхаузен. (Пауза) Создан в июле 1938года, в 4-х километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. С 1938 по 1945 годы в Маутхаузене находилось в заключении около 335 тыс. человек из многих стран. По сохранившимся записям в лагере было уничтожено свыше 122 тыс.человек.

В последний год существования в концлагере был создан блок смерти (барак № 20), отгороженный 3-х метровой стеной и шириной в метр. Поверх стены в несколько рядов натянута колючая проволока, которая всегда находилась под электрическим током. Люди, попавшие в блок смерти, живыми оттуда уже не выходили.

          Только каждый день выезжала из ворот блока смерти машина или тележка, нагруженная трупами, и сваливала их у крематория. Случалось, за день вывозили до трехсот мёртвых тел. Это были скелеты, обтянутые тонкой плёнкой кожи, покрытой страшными язвами, болячками, синяками от побоев. Они казались давно высушенными мумиями, и можно было предположить, что живые, оставшиеся в блоке, ничем не отличались от этих страшных тел, но они ещё двигались, жили и страдали. В этом же лагере, в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Карбышев.

« …17 февраля 1945года в 12 часов дня с очередной тысячей обречённых в Маутхаузен привезли  Дмитрия Михайловича  Карбышева.  Его отобрали в особую группу  и подвергли садистской изощрённой казни. Ни петлей и не газом, ни огнём, а водой.

Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных заталкивали в баню, под горячий душ, а оттуда опять – на площадь, под нацеленные брандспойты – леденящий душ «шарко» на морозе.

И опять уцелевших в баню, а оттуда опять – на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как … по ледяному катку, сверкающему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди… Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых как жало струй ледяной воды, бивших из брандспойтов…

Гоготали, смеялись фашисты, напором воды сбивая с ног тех, кто пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. Среди них был седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные струи терзали его иссушенное тело.

     Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей!  Он обращался к оставшимся в живых! В последней непобеждённой гордости, в последних делах своих он был с теми, кто оставался на земле:

     -  Бодрей, товарищи!  Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!

      Кто был этот старик, медленно превращавшийся в ледяной памятник?

Карбышев! Дмитрий Михайлович! Советский генерал. И слова эти, слова, передававшиеся из уст в уста, были как знамя, как факел в ночи.

3-й чтец.

Освенцим. (Пауза.)  Был создан фашистами на территории оккупированной Польши около города Освенцим близ Кракова. Строительство лагеря началось в 1940 году. Он занимал площадь 500 гектаров. Это был поистине комбинат смерти: с газовыми камерами, крематориями, 12 печами, с 46 ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20—30 минут. Узников превратили в подопытные существа: были созданы специальные больницы, хирургические блоки и лаборатории, под вывесками которых скрывались гитлеровские камеры пыток. В Освенциме умертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

            Несмотря на жесточайший террор, в лагере была организована сеть подпольных ячеек и боевых групп. Осенью 1944 года руководящий центр организации Сопротивления в лагере готовил вооруженное восстание. Однако некоторые группы узников стихийно выступили раньше назначенного срока. Восстание потерпело поражение. Свыше 200 человек погибло с оружием в руках. С остальными зверски расправились. 27 января 1945 года немногие из оставшихся узников были освобождены.

   Среди заключённых были и дети. Они напоминали подбитых птенцов: рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток, свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Это были маленькие старички.

 Вот, что рассказывали дети, спасённые Советской Армией:

Мальчик: «Нас заставляли работать по 15-20 часов, на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Чаще всего мы возили трупы умерших к специальному блоку.»

Девочка: «Когда нас пригнали в лагерь, в 22-й блок, там нас били палками,        особенно приставленные к нам женщины-немки»

Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли.

    Огромный сарай доверху забит тюками. Что это? Из огромного тюка вывалились густые пряди волос. Еще и еще... Великолепная русая коса. Тоненькая детская косичка с бантом. Это оказался склад женских волос. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Экспертная комиссия впоследствии установила, что срезаны они, были у 140 тысяч женщин. Но для чего?  Позже, когда была обнаружена секретная директива главного административно-хозяйственного управления СС, стало ясно: гитлеровцы использовали женский волос в промышленном производстве — перерабатывали в войлок и пряжу, из которых делали носки для подводников и железнодорожников.

        

  • Женские волосы жуткой горою

        В лагере высились передо мною.

        Светлые, тёмные и огневые,

        Чёрные, с примесью пепла, седые.

        Детские, словно ленок золотистый.

        Люди! Запомните все, что фашисты

        Золотом тем набивали матрацы.

        Это вовек не должно забываться.

        Где-то скрываются, живы доселе

        Звери, что спали на этой постели.

        Как на волнах, на слезах отдыхали,

        Совесть их ночью будила едва ли…

Ведущий.   Майданек (пауза). Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 150 тысяч человек.

    Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

«Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…

Ведущий.  Саласпилс (пауза).  Концлагерь в Саласпилсе отличался от многих других, созданных фашистским руководством палачей на громадной территории, начиная от Германии и заканчивая Советским Союзом, тем, что в этом месте, помимо взрослых узников, содержалась немалая часть детей от шести лет и младше. Для них был построен отдельный барак, в котором малолетние заключенные долго не задерживались. Они мучительно умирали от голода, холода, болезней, отсутствия заботы со стороны взрослых и самое ужасное – от медицинских опытов немецких экспериментаторов.
Также одной из самых частых причин смерти детей в Саласпилсе был забор крови для раненых немецких солдат. После многих подобных кровососных процедур маленькие дети просто погибали от истощения. За каждый такой год существования концлагеря в нем вымирало около 3000 маленьких узников.

Детский лагерь Саласпилс –

Кто увидел, не забудет.

В мире нет страшней могил,

Здесь когда-то лагерь был

– Лагерь смерти Саласпилс.

Захлебнулся детский крик

И растаял словно эхо,

Горе скорбной тишиной

Проплывает над Землей,

Над тобой и надо мной.

На гранитную плиту

Положи свою конфету…

Он как ты ребенком был,

Как и ты он их любил,

Саласпилс его убил.

Ведущий.  Бухенвальд. (Пауза). Немецко – фашистский лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 120 тыс. человек были узниками Бухенвальда. Вначале это были немецкие антифашисты, позднее, в годы Второй мировой войны, — представители многих других национальностей. Много заключенных погибли уже в период строительства лагеря, которое велось без использования механизмов. Заключенных беспощадно эксплуатировали также владельцы крупных промышленных фирм, расположенных в районе Бухенвальда — "Дора", где в подземных помещениях изготовлялись самолеты-снаряды "Фау".

         

Около 10 тыс. заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тыс. советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тыс. заключенных 18 национальностей. Со времен основания лагеря в нем стала формироваться подпольная организация антифашистов. В 1943 году был создан интернациональный лагерный комитет. К началу апреля 1945 года организация насчитывала 178 групп, и в том числе 56 советских

Нас вывели, и казнь настанет скоро. На пустыре нас выстроил конвой...

И чтоб не быть свидетелем позора.

Внезапно солнце скрылось за горой. Вокруг стоят прислужники Черчета, И кровь щекочет обонянье им!

Они не верят, что их песня спета, Что не они, а мы их обвиним!

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры.

Мы знаем, правда все равно за нами.

Враги лютуют только до поры

(видео Бухенвальдский набат)

11 апреля 1945 г. узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.

  • 28 апреля 1945 г., за день до прихода американских войск, узники Дахау подняли восстание, сорвав план уничтожения оставшихся заключённых.
  • 5-7 мая 1945 г. восстание поднялось и в Маутхаузене.

  • Родина, суровая и милая,

        Помнит все жестокие бои…

        Вырастают рощи над могилами,

        Славят жизнь по рощам соловьи.

        Что грозы железная мелодия,

        Радость или горькая нужда?!

        Всё проходит.   Остаётся Родина

        То, что не изменит никогда.

        С ней живут,

        Любя, страдая, радуясь,

        Падая и поднимаясь ввысь.

        Над грозою торжествует радуга,

        А над смертью

        Торжествует жизнь!

        

Ведущий     Война. Сколько в этом слове горя и боли! Сколько страданий невинных людей Война, унесшая жизни миллионов людей. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. Среди нас живут ветераны, последние, кто видели эту войну и знают ее ужасы не понаслышке. Дальней стороной обошло их счастье, зато всяческих обид и потерь этого на их долю выпало с лихвой.

Ведущий     Страшно, что в России, потерявшей миллионы людей от фашизма, спустя много лет слышны нацистские приветствия.

   Агрессия все больше и больше поглощает мир. Войны идут все время, каждый день гибнут люди. Все это порождает ненависть одних людей к другим.
   Даже в мирное время повсюду образовываются организации, цель которых – пропаганда фашизма.

Ведущий    В истории любого государства есть некие ключевые события, не просто определяющие его развитие на определенном этапе, но и формирующие самосознание нации, основополагающие начала ее менталитета и характера. Одним из таких событий для нас является Великая Отечественная война, победа в которой навсегда останется для россиян величайшим стимулом воспитания мужества и патриотизма.

Ведущий    К сожалению, уроки истории забываются быстро, и спустя пару поколений, не видевших той самой страшной войны в истории человечества, неофашизм вновь поднимает голову, в том числе и в России. Именно поэтому сегодня, как и более полувека назад, наша молодежь должна со всей решительностью заявить: «Нет фашизму!» Этого требует память наших отцов и дедов, этого требует история.

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

(видео День Победы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Бухенвальдский набат"

Сценарий урока мужества включает в себя презентацию и литературный монтаж. Мероприятие посвящается узникам фашистских концлагерей. В нашей школе мы проводили его 11 апреля 2010 года....

Памяти моя как набат (Внеклассное мероприятие)

Мероприятие о воинах-интернационалистах...

Память моя как набат. Презентация к мероприятию.

Презентация представляет данные о воинах-интернационалистах из Иркутской области....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Звучи, памяти набат"

. Это урок  не только закрепления по теме «Обращение, вводные слова», но и урок памяти тем, кому пришлось пережить тяжкие годы Великой Отечественной войны....

Сценарий "Бухенвальдский набат" для конкурса военно-патриотической песни

Выступление посвящается памяти узников концентрационных лагерей. Помимо сценария есть презентация....

Бухенвальдский набат.

Создание песни "Бухенвальдский набат".О событиях военного времени....

Классный час "ЧАС ПАМЯТИ « БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ»". 6 класс.

Классный час, посвящённый 11 апреля – Дню освобождения узников фашистских концлагерей.  ЧАС ПАМЯТИ « БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ».              ...