Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Звучи, памяти набат"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

 .

 Это урок  не только закрепления по теме «Обращение, вводные слова», но и урок памяти тем, кому пришлось пережить тяжкие годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Аннотация. Это урок  не только закрепления по теме «Обращение, вводные слова», но и урок памяти тем, кому пришлось пережить тяжкие годы Великой Отечественной войны.

Звучи, памяти набат!

(Предложения с обращениями, вводными словами и словами-предложениями).

Цели урока: повторить и закрепить сведения об обращении и вводных словах, постановку знаков препинания при них, умение находить в тексте. Воспитывать у ребят чувство патриотизма.

Оборудование: презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит посвящение к поэме Р.Рожественского «Реквием».

Слайд №1.

  1. Слово учителя.

Слайд №2.

Санкт-Петербург. Музей истории Ленинграда (Санкт-Петербург). Здесь хранится небольшая записная книжка-дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Всего девять страничек. На каждой из них всего несколько слов.

Этот дневник – свидетельство трагедии и подвига осаждённого города, который должен был, по замыслу Гитлера, «выжрать сам себя» и пасть. Но он выстоял и победил. Победил так же, как выстояла и победила наша страна, разгромившая фашизм.

Память о Тане увековечена кистью и резцом, прозой и стихами.

Слайд №3.

(Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть обращение).

Так Таня Савичева начала свой путь в Историю. В историю блокады. В историю Ленинграда. В историю человечества. Крымские астрономы Николай и Людмила Чёрных назвали именем Тани Савичевой открытую ими малую планету.

Слайд №3.

(расставить знаки препинания; указать, что выделили: обращение, междометие, вводное слово).

Слово учителя:                                                                                                                             В развалинах фашистского лагеря рабочий-немец нашёл тетрадку. Он показал её русскому человеку. Тетрадка попала в «Комсомольскую правду», и мир узнал стихи, написанные за колючей проволокой, написанные, быть может, за минуту до смерти:

Слайд№5

(Расставить знаки препинания, подчеркнуть обращение).

Слово учителя:                                                                                                         Чувство Родины – самое высокое из всех человеческих чувств. Образ Родины для каждого из нас вполне конкретен. Это место, где мы живём, где мы родились, где мы росли. На чужбине или в суровый час мы вспоминаем «кусок земли, припавший к трём берёзкам, далёкую дорожку за холмом». Родина – это дымки родного посёлка, это степи, где солнце садится в пшеницу, рябина под окнами, лес с заветной, только тебе известной тропинкой.

  1. Свободный диктант.

Вспомните, по каким признакам мы находим обращение?

Из 2 главы поэмы Р. Рождественского «Реквием» (читает учитель) назовите слова-обращения.

Звучат главы 4 и 10. Запишите по памяти предложение (близкое к тексту) с обращением.

  1. Герой Советского Союза, генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

Слайд№6

Из воспоминаний узников лагеря Маутхаузен: «Мы проводили день и ночь рядом со смертью. Но это… Этот человек, превратившийся в льдину, без мольбы о пощаде, без криков ужаса!...Такого наш страшный лагерь не знал. Он, этот человек, заставил нас бояться смерти и поверить в победу. Последние слова генерала Карбышева:

«Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас».

(Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить).

  1. Предложение для разбора.

Очередное сближение с Землёй планеты «Карбышев» так назвала первую открытую ею планету астроном Журавлёва из Крыма произошло 18 февраля 1985 года.

(Расставить знаки препинания и разобрать по членам).

  1. Заключительное слово учителя.

Этот урок – дань памяти тем, кто остался на полях сражения. Погиб в дни блокады. Известным и неизвестным. Нужна ли нам эта память? Я думаю, что эти слова послужили девизом нашего урока.

(Прочитаем это предложение ещё раз и объясним знаки препинания)

  1. Домашнее задание.

Не все ценят эту память. В наше время можно увидеть варварское отношение к памятникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Напишите, как вы относитесь к этому, используя в своём ответе обращения. Вводные слова, предложения, междометия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...