классный час о счастье
классный час (10 класс)

Максименко Е.А.

классный час о том, как разные люди понимают счастье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час Что такое счастье464.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Что такое счастье?

Задачи:

  • показать значимость проблемы счастья для человека,
  • воспитывать духовно- нравственные ценности,
  • формировать социокультурные компетенции учащихся,
  • воспитывать толерантное отношение к другому мнению,
  • воспитывать чувство любви к жизни,
  • развивать творческие способности.

Ход мероприятия

    Классный руководитель: Ребята, наверное, каждый из вас задавал себе такой вопрос  «Что такое счастье?». Все люди хотят жить счастливо. Хотя многие смутно представляют себе, в чем заключается счастливая жизнь. И вся жизнь проходит в погоне за счастьем.  Каждый человек ищет свою синюю птицу. Так что же такое счастье?

Давайте спросим у группы «филологов», которые получили задание изучить литературу и найти определение слова «счастье».

Филологи:

- В толковом словаре счастье определяется как чувство и состояние полного высшего удовлетворения.

- Греческие философы пытались в стремлении человека к счастью найти основу морали. Этические системы, исходящие из начала счастья, называют эвдаймоническими.

Различают:

  1. Гедонизм Аристиппа, усматривающий счастье в чувственных наслаждениях.
  2. Эпикуреизм, присоединяющий и утонченные умственные и эстетические наслаждения.
  3. Счастье в воздержании от страстей, отсутствии страданий и в добродетели у стоиков.
  4. Христианское понятие о Счастье в праведной жизни и подражании Христу.

Классный руководитель: Интересно, как психологи раскрывают понятие счастья. Дадим слово «психологам».

Психологи:

- Психологи утверждают, что счастье неразрывно связано с эмоциями человека. Человек по-разному переживает состояние счастья. А как вы можете объяснить состояние когда вы счастливы?

Клип «журналистов» Счастье – это…

Классный руководитель: Наверное, все согласятся, человек с детства стремится стать счастливым. Поэтому мы осознанно строим свою жизнь для достижения этой цели. Но этот путь не всегда является безоблачным. На своем пути человеку приходится преодолевать жизненные трудности. А счастье мы воспринимаем как награду. А счастье зависит от размера цели, ее значимости и душевных сил, которые мы вложили в ее достижение. Как часто мы слышим, что человек говорит, как он был счастлив в какой-то момент его жизни в прошлом или мечтает о будущем счастье. Значит ли это, что мы не осознаем свое настоящее счастье, будучи вполне благополучны в семейной жизни, не имея материальных проблем?

Ученики: Я думаю, да. Человек, не имеющий материальных проблем, не думает, что  душевное счастье одно из главных двигателей жизни. Наверное, у таких людей другие ценности. А я уверен, что «щедрый на любовь живет богато и до могилы бедствует скупой».

Ученики: Мы не умеем позитивно мыслить. Ищем счастье, а оно рядом. Просто нужно обратить внимание на своих близких, окружающих тебя людей, на природу. Нужно просто жить и быть счастливым!

Классный руководитель: Вот вы говорите, что люди не ощущают себя счастливыми. Экспертная группа «психологов» попробовала выяснить, а счастливы ли люди, которые окружают нас в нашей школе?

Психологи: 

 В нашей школе 21% опрошенных сказали, что они счастливы. 50%  заявили, что у них все хорошо. 19%  затруднились ответить. А на вопрос «что такое счастье?» наши респонденты говорили:

Ответы:

Счастье – это, когда я не болею. «Счастье, как здоровье, когда оно есть, то его не замечаешь». А еще я счастлива от ощущения, что я нужна людям. Быть нужным людям, не зависимо родным, близким, коллегам – это значит, люди нуждаются в твоем понимании.

Счастье- это радость. Это когда ты ощущаешь, что тебя ценят и понимают.

Счастье – это когда все хорошо, когда все получается. Я думаю, что самое большое счастье – это когда ты знаешь, что ты нужен кому- то. Любовь – это тоже большое счастье.

Счастье – это состояние души.

Изображение 005

Быть друзьями в подлинном смысле слова. Поэтому это не окончательное счастье.

Следующая, четвёртая ступень, - творчество. Это и занятие искусством и понимание его.

И, наконец, пятый- высший уровень счастья- делать счастливыми других.

Классный руководитель: Народная мудрость- это опыт человечества. Наши «филологи» подобрали пословицы о счастье. Дадим им слово.

Филологи:

Не родись красивым, а родись счастливым.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Иногда горсточка счастья лучше воза ума.

Каждому своё счастье.

Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

Без счастья и в лес по грибы не ходи.

Счастье на крыльях, несчастье на костылях.

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю каждой творческой группе разработать свою модель счастья. (песня Сенчина «Где ты, счастье моё»)

Одна из моделей:

Классный руководитель: Спасибо за работу. И закончить нашу дискуссию мне бы хотелось словами одной притчи:

Ролик «Притча о Счастье»

А счастье бывает разное

Всепогодное счастье:

• Счастье – просыпаться от яркого солнца, ловить на себе его лучи, брать от него все тепло, а потом отдавать его своим любимым. Слушать пение птиц и петь вместе с ними…

• Счастье – просыпаться в грозу. Можно с головой зарыться в подушки и одеяла, прислушиваться к шепоту дождя, раскатам грома и ощущать всю полноту счастья, сравнивая плач земли за окном и теплоту и уют своего дома…

• Счастье – просыпаться в снегопад. За окном все чистое, белое, серебряное, нетронутое. Дворовые мальчишки и девчонки играют в снежки и катают снеговика. Они смеются, они счастливы, и ты вместе с ними…

• Счастье – осенний листопад, обнимающий туман, разжигающая чувства жара и толкающий в объятья друг друга холод.

Мирское счастье:

• Делать подарки и помогать людям

• Радовать родителей, звонить им, присылать открытки и чаще бывать в гостях.

• Смотреть на огонь в костре и петь под гитару.

• Держаться за руки, гулять, кормить голубей.

• Отдавать себя и не требовать ничего взамен.

• Иметь друзей.

• Уметь смеяться.

Счастье жить сегодняшним днем, радоваться каждой минуте и с благодарностью принимать все то, что дает тебе жизнь. Даже давая неприятности, она дает нам силы, чтобы их преодолеть.

  1. Инсценировка стихотворения Э. Асадова  «Что такое счастье?»

Что же  такое счастье?

Одни говорят: - Это страсти,

Карты. Вино, увлечение,

Все острые ощущения.

Другие верят, что счастье-

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

И в трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье-

Это большое участие,

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвёртых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье- это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста,

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человек

Ваши мнения о счастье я записала на бумажных лучах нарисованного солнца. На доске я поместила изображение солнца с надписью: «Счастье в нашем понимании...». Я прикрепляю лучи к солнцу, и посмотрим, что получилось.

Учитель прикрепляет бумажные лучи с надписями:

 это любящие родители;

это необъяснимое чувство;

 это два любящих человека;

 это когда тебя любят, уважают, понимают;

это близкие тебе люди;

 это друзья;

 это благополучие в семье;

 это исполнение мечты;

 это дружная семья;

это радость в любви;

 это достаток в деньгах;

  это хорошая работа.

Учитель. Вот видите, получилось такое милое солнце. Понятия «счастье» и «счастливый человек» неразрывно связаны. Один из поэтов считал себя счастливым человеком и выразил это в стихах:

А мне для счастья, в общем, надо мало:

Хочу, чтоб солнце над землей вставало

И чтоб луна... А как же без луны?

Весенних громов, снежной тишины.

В полнеба звезд (мне хватит – я не жадный!).

Чтоб ветерок (когда жара!) прохладный...

Цветов побольше, только чтоб на поле,

Чтобы друзья сходились на застолье,

Чтобы земля моя плодоносила,

Чтоб досыта она людей кормила,

Чтоб слез не знали старики и дети,

Чтоб не стреляли больше на планете...

                                        Ю. Поройков

Сказка Общее счастье

Жили-были муж и жена. И родилось у них ни много ни мало тринадцать сыновей. Выросли сыновья. Отец и мать нашли им невест и сыграли не одну, а сразу тринадцать свадеб. 
И стали они жить да поживать. 
Отец говорил, кому что делать по хозяйству, и тринадцать сыновей все исполняли: кто работал в лесу, кто в доме, кто на лугу, а кто в саду. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле. 
Сколько времени прожили, кто знает. Но вот у каждого из тринадцати братьев родилось по тринадцати сыновей. 
Маленькие дети росли-, росли, да и выросли. Пришла пора женить их. И поженили. Сто шестьдесят девять невест привели в дом. Не одну свадьбу — сто шестьдесят девять свадеб сыграли они. 
Пришло время, и у молодых тоже родилось по тринадцати сыновей. В хадзаре старика и старухи так много стало людей, что и не перечесть. Столько народу в доме, что большому селению впору. 
Всего было у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей, индеек и гусей, кур и уток без счету; закрома полны ячменем и пшеницей; кадушки сыра девать было некуда. 
И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежда была. А больше всех любили они старого отца и старую мать свою. 
Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи — и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства. Но вот пришла беда: разлад в семье. Раньше, бывало, никто не скажет: «Это мое», а говорит: «Это наше». А теперь, гляди, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», — говорит один. «Это мой конь», — говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», — говорит третий. «Кто выдоил мою корову?»— кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день. 
Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадается под руку, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе. Случалось, что не своим детям и подзатыльники давали. 
Самый старший в семье, старик отец, видит это, и сердце у него сжимается от горя. Сидит он в своем кресле дубовом, будто окаменел. Никто и не вспомнит о нем, не покормит, извелся старик. А жена его даже и сидеть не могла, все лежала в постели. 
Как-то под Новый год отец собрал всю свою семью: и старых и молодых, и мужчин и женщин, даже детей созвал, и говорит: 
— Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один из вас не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу. 
— Хорошо, — сказали все, — мы исполним твою просьбу, сами не выйдем и других не пустим. 
Ночью выпал глубокий снег. 
Когда день отделялся от ночи и петухи начали кричать, старик встал с постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса. 
Разгневался глава семьи, вернулся к себе в комнату, грузно сел в свое кресло и велел собрать всех домочадцев до единого. 
Когда собралась вся семья, отец вышел к ним и укорил: 
— Не стыдно ли вам обманывать меня! Все, как один, обещали мне, что никто не выйдет за дверь, а сами нарушаете свое слово. 
— Клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили. 
— Ну ладно, посмотрим, — сказал отец. — Я узнаю, правду ли вы говорите. 
Старик взял топор под мышку и пошел по следу. 
Шел он, шел и пришел в дремучий лес. След довел его до высокого толстого орехового дерева. Под деревом лежали пышные сугробы снега. Там было теплее, чем в доме у старика. Как же узнать, кто вышел из его дома? Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого так и не увидел. 
«Чей же это след? Может, он в дупле дерева сидит?» — подумал он и решил свалить дерево. Вскочил он на ноги, сбросил шубу и стал подрубать его. Рубит острым топором, и щепки во все стороны летят. Когда он подрубил дерево уже до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его: 
— Что ты делаешь, старик? Зачем дерево валишь зря? 
— А ты кто такой? 
— Я Общее Счастье твоей многолюдной семьи. 
— Почему же ты сидишь в лесу? 
— Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего хадзара. Никто в семье больше обо мне не думает, никто со мной не считается. Позабыли меня, тебя тоже забыли. И старуху мать тоже позабыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет. 
— Твоя правда, — согласился старик. — В моем хадзаре каждый думает о себе и часто даже во вред другому. Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтобы не о себе думали, а обо всех, обо всем хадзаре. 
— Не могу я вернуться в твой хадзар, но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, чего они у меня попросят. Пусть только каждый просит что-нибудь одно. 
Старик выслушал Счастье, подумал, подумал и сказал: 
— Поклянись небом и землей, что ты непременно дашь каждому из моих домочадцев то, чего он у тебя попросит. 
Счастье поклялось в том небом и землей. 
Старик надел свою шубу, взял топор под мышку и отправился домой. Целый день шел старик и пришел только к вечеру. Пришел, кинул топор в угол, сам сердитый сел в свое дубовое кресло. 
Забеспокоились, забегали его сыновья, внуки, правнуки, праправнуки и жены их, и дети их. 
— Что с нашим дедом? говорят. 
— Где он был ночью? 
— Не болен ли? 
— Не сердит ли на нас? 
— Может быть, голоден? 
— А может, нездоров? 
— Не озяб ли? 
— Не холодна ли постель? 
Другие хлопочут у постели бабушки, ласковые слова говорят ей. 
И так каждый старается угодить старшим в семье — отцу и матери всех, тем, кто всю жизнь провел в труде, больше думал о других, чем о себе. Какой сын, какая дочь или невестка не чувствовали заботы старого отца и старой матери! 
А старик стал рассказывать: 
— Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это? 
Никто не сказал «хорошо», но зато наперебой стали спрашивать: 
— Почему Счастье обиделось? Что оно говорит? 
А старый отец на это отвечает: 
— Потому, что вы больше не слушаетесь меня, вашего старшего. Потому, что вы больше не смотрите за своей старой матерью. Каждый стал думать только о себе. Пойдет на охоту, тушу серны принесет — себе, своей жене и своим детям, а не всей семье. Все говорите: «мое», а не «наше». Нам большой дом нужно строить, ведь поглядите, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим не хочу». А Счастье так говорит: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» 
Все молча слушали слова старика, и каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье». 
— Сегодня утром Счастье сказало мне: «Иди домой. Я уважу тебя, дам каждому из твоих домочадцев то, чего он у меня попросит. Пусть только каждый просит что-нибудь одно». Пусть и старый и молодой, и мужчина и женщина скажет, чего он хотел бы попросить у Счастья. 
И все наперебой стали говорить. Один хотел бы получить у Счастья двух быков, другой — коня, третий — оружие. Те хотят побольше ячменя или пшеницы, новые чувяки или одежду, меч или лук со стрелами. 
Так все сказали старому деду, кто чего хочет, только одна молодая невестка ни слова не промолвила. Тогда обычай был такой: при старших невесткам нельзя было разговаривать. Ее тоже спросили, чего она хочет. Свою просьбу она прошептала мальчику, а мальчик сказал громко: 
— Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. 
И все улеглись спать. 
На рассвете, когда петухам петь, встал старик с постели, закутался в шубу, папаху надвинул на глаза, взял топор и отправился в дремучий лес. Немало шел старик — целый день, и к вечеру дошел до того большого орехового дерева. 
Хоть под большим деревом и тепло было, все же он плотно закутался в шубу и лег спать. 
На другой день рано утром старик снял шубу и опять принялся подрубать ореховое дерево. 
— Что тебе нужно от меня? — опять спросил кто-то с дерева. 
Это Счастье говорило. 
Старик передал ему слово в слово просьбу каждого человека из его семьи, а под конец сказал слова молодой невестки. 
Голос с дерева так отвечает старику: 
— Все я исполню. Одно только не могу исполнить — просьбу твоей молодой невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, а все это вместе — я само. 
Сколько ни упрашивал старик, Счастье все одно и то же говорит: «Не могу исполнить просьбу твоей молодой невестки». 
— Ты же мне поклялось небом и землей, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы, тогда почему ты не исполняешь просьбу молодой невестки? Клятву нарушаешь? А может, ты нарочно рассорило мою семью? 
— Что с тобой поделаешь! — отвечает голос с дерева. — Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай себе домой, а там видно будет. 
— Будь здорово, — сказал старик, надел шубу, взял топор и отправился обратно. 
Старик пришел домой усталый, сел в свое резное кресло. Вся семья прибежала к нему: и старые и малые, и мужчины и женщины. Один теплыми руками согревает ему лицо, другой теплой водой моет ему ноги, третий приносит есть и пить. Юноши запели песню, чтобы усладить слух старика, девушки пляски затеяли. 
На другой день все до одного приступили к работам с самого рассвета. Кто рубит лес, кто возит бревна для нового дома. Кто корм задает овцам, быкам и коровам, буйволам, верблюдам и коням. Кто чистит хлев, кто двор. Кто пироги печет, кто шьет, кто песни поет, кто на фандыре играет, кто детям сказки рассказывает, а кто маленьких кормит. 
Каждый старается сделать свою работу лучше и быстрее, чем другие. 
Все стали говорить: «наша работа», «наше добро», «наши дети». А слова «мое» будто вовсе и не знали. 
Радостью заблестели глаза всех, щеки порозовели — кровь с молоком. Дети стали толстенькими, чистенькими, веселенькими. Кони и верблюды, овцы и козы, коровы и буйволы тоже стали тучными и гладкими, шерсть лоснится на них, и ходят важно. Даже кошки и те стали еще ласковее. 
Днем вся семья работает не уставая, а как вечер наступит, новый большой дом наполняется людьми, веселыми и бодрыми. 
Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дом счастья"

Цель проведения: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Формирование положительного отношения, уважения к семьям о...

Классный час "Семейное счастье"

Материал данной разработки может  быть использован при проведении классных часов  в 10, 11 классах, а также   при проведении классных часов  в  учреждениях СПО ....

Классный час "Семейное счастье"

Классный час для учащихся 10 класса нацелен на формирование  у обучающихся ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию будущих детей....

классный час "Семейное счастье"

Учащиеся в группах решают проблемные вопросы: как общаться с родителями, чтобы семья была счастливой....

Классный час "Построим счастье своими руками"

Данный классный час проводился мной в рамках творческого дня, приуроченного к юбилею школы.  Материал предназначен для классных руководителей и может быть полезен для подготовки к различным внекл...

Классный час Тема: «Счастье, когда тебя понимают» (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений)

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе....