Занятие на тему "Закон обо мне, мне о законе"
методическая разработка (7 класс)

Светлана Степановна Городниченко

      В подростковом возрасте  хочется  быстрее стать взрослыми, уйти от опеки и поучений родителей, взрослых. Возникают конфликты.  Подростки претендуют на роль взрослых. Поэтому необходимо разъяснять учащимся основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и что такое юридическая ответственность, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_obo_mne.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное  казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20» г. Иркутска

«Закон обо мне,

мне о законе»

Воспитатель: Городниченко С.С.

Цели занятия:

  1. Воспитание законопослушного гражданина.
  2. Расширение юридического словаря.
  3.  Актуализация имеющихся у подростков представлений об ответственности за правонарушения.
  4. Знакомство с основными статьями законодательства РФ, по которым несовершеннолетние несут ответственность.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы, целей, плана занятия.
  4. Конституция – основной закон нашей страны.
  5. Разбор жизненной ситуации.
  6. Что такое юридическая ответственность?
  7. Виды правонарушений.
  8. Рефлексия.

Ход занятия:

        Сегодня мы поговорим на важную и злободневную тему. Вам уже по 12-14 лет, некоторые из вас имеют паспорт.  Хочется вам быстрее стать взрослыми, уйти от опеки и поучений родителей, взрослых. Возникают конфликты. Вы претендуете на роль взрослых. Для того, чтобы вы сами смогли определить тему нашего занятия, я предлагаю послушать одну ситуацию, которая довольно часто встречается в жизни. 

Ситуация №1. Директор школы вызвал мать14летнего ученика в кабинет по поводу недостойного поведения ее сына.

Мать: Здравствуйте.

Директор: здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.

М: Что натворил мой сын?

Д: К нам приходил пожилой человек, ветеран войны. Он живет неподалеку от школы. Так вот, он стал свидетелем недостойного поведения группы подростков, среди которых был и ваш сын. Ребята вели себя вызывающе: курили, нецензурно выражались, перевернули урну. На его замечания отвечали мягко сказать отборной бранью. Он решил написать заявление в милицию. Что будем делать?

М: Вы, пожалуйста, простите, мы поговорим дома с сыном, примем меры. Я прошу Вас не сообщать в милицию, мы извинимся перед этим человеком.

Д: Хорошо, давайте ограничимся своими мерами воздействия, поговорим с Вашим сыном, вызовем его на школьное заседание по профилактике правонарушений. Если Сергей будет вести себя также, к нему будут применяться  уже другие меры юридической ответственности.

М: Спасибо большое, до свидания.

        О чем шла речь в этой ситуации?  (ответы детей-о нарушении закона). Говорить мы будем о законе, , о правонарушениях, которые свершаются в нашей жизни  и о многом другом, связанного с законом.

         Тема нашего занятия: «Закон обо мне, мне о законе». (сообщение целей, плана занятия).

             В любом государстве, обществе существуют и действуют свои правила,  законы, которым должны подчиняться люди, живущие в данном государстве. Эти правила получили название Основной закон страны. Поскольку мы являемся гражданами Российской Федерации, то обязаны жить по  законам нашей страны. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Ребята, а какой основной закон в нашей стране?  (Конституция РФ. )  

         Первая конституция была утверждена  в России в 1906 году императором Николаем. После распада Российской империи и образования Советского Союза   дважды принимались Конституции, (1936, 1977 годов). После распада СССР была принята новая Конституция России 12 декабря 1993 г., которая действует по сей день.

    Ребята, когда человек нарушает закон, то он к нему применяются меры юридической ответственности.

Работа в парах. Найти  значение -Юридическая ответственность. Правонарушение. Преступление.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. По гражданскому кодексу юридическая ответственность наступает частично с 14 лет, а полностью – с 18 лет.

Правонарушение -  это нарушение права. А человек, нарушающий право, совершает преступление.

Преступление –это действие, нарушающее закон, которое подлежит уголовной ответственности.

 Различают следующие виды правонарушений:

  1. Дисциплинарное правонарушение – нарушение трудовой, учебной дисциплины. Например, грубость по отношению к другому человеку; нарушение режима школы, неподчинение общепринятым требованиям.
  2. Гражданско-правовые правонарушения – они связаны с хозяйственной и экономической деятельностью. Напр., продажа не качественного товара, невыплата долга в сроки тд.
  3. Административные правонарушения – это мелкая кража, мелкое хулиганство, неповиновение правоохранительным органам. За них предусмотрены следующие наказания : предупреждение, административный штраф, арест до 15 суток.
  4. Уголовные правонарушения – самые опасные правонарушения. К ним относятся: кража, грабеж, разбой, убийство, терроризм, захват заложников, причинение вреда здоровью, распространение наркотиков.

        За уголовные преступление следует суровое наказание: исправительные работы, лишение свободы, пожизненное заключение и смертная казнь.  Подростки, совершающие уголовные правонарушения до 16 лет, не освобождаются от несения наказания. Степень их наказания устанавливается судом, после чего их отправляют в специальные исправительные учреждения – колонии, где они отбывают срок до 16 лет, а потом их переводят в тюрьму. А все начинается с необдуманных, неосмысленных  поступков подростков «ради прикола».

Работа в группах.(каждая группа приводит примеры из жизни) 

Ситуация «В полицейском участке».

Встречаются двое подростков. Между ними происходит диалог.

1: Слушай, давай посмотрим, что будет. Позвоним  в полицию и скажем, что в школе заложено взрывное устройство.

2: Давай, набирай номер.

1: Алло, в школе по адресу Войкова1 заложено взрывное устройство.

Прохожий вместе с нарушителями приходят в отделение полиции.

Прохожий: Здравствуйте. Я стал случайным свидетелем разговора вот этих героев. Я приехал за ребенком, чтобы забрать его из школы и услышал их разговор о том, что якобы в школе заложено взрывное устройство.

Полицейский: Спасибо, присаживайтесь. Будете свидетелем. (обращается к подросткам). Ваше фамилия, имя, год рождения, где обучаетесь?

Ребята отвечают на вопросы.

Полицейский: откуда вы узнали, что в школе заложено взрывное устройство?

Подростки: Мы хотели просто пошутить.

Полицейский: А вы, прежде чем позвонить, думали своей головой? Затрачены такие средства. Задействованы машины, люди. Вы совершили уголовное правонарушение, за которое предусматривается ст. 207 Уголовного Кодекса РФ следующее наказание:

  1. Исправительные работы от 1-2лет
  2. Арест от 3-6 мес.
  3. Лишение свободы до 3 лет.

Знаете ли вы, что уголовная ответственность наступает с 14 лет, поэтому наказание за содеянное будете нести вы, а не ваши родители. А степень наказания будет устанавливать суд. Так что в следующий раз думайте, прежде чем совершать такие поступки.(Обсуждение ситуаций)

Итак, давайте подведем итоги:

- какой основной закон в нашей стране

- что такое закон – постановление гос. власти.

- с какого возраста наступает юридическая ответственность?

- какие виды правонарушений существуют

        Сегодня мы затронули очень важную проблему: нарушение закона подростками. Вопрос этот обширный. Вы должны проанализировать все увиденное и услышанное на занятии и не делать подобных ошибок.  То, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им.

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка факультативного занятия (классного часа) "Я и закон"

Целью работы является изготовление и разработка наглядного мультимедийного пособия по факультативному курсу «Мой выбор» по теме «Я и Закон» и для использования при проведении тематического класс...

Занятие «Закон и уравнение Харди-Вайнберга»

Краткое описание: продолжить формирование знаний о генетической стабильности и генетических процессах в популяциях; - закрепить умения решать задачи разной сложности с применением уравнения Харди...

Конспект логопедического занятия «Законы улиц и дорог»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

план-конспект занятия "Законы улиц и дорог"

занятие для детей по правилам дорожного движения...

Технологическая карта занятия по физике "Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца"

Комбинированное занятие дано для студентов 1 курса СПО.Различнные методы обучения, применяемые на занятии обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по д...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...