Разработка факультативного занятия (классного часа) "Я и закон"
методическая разработка (7 класс) по теме

Барсуков Олег Евгеньевич

 

Целью работы является изготовление и разработка наглядного мультимедийного пособия по факультативному курсу «Мой выбор» по теме «Я и Закон» и для использования при проведении тематического классного час.

 

Для достижения данной цели необходимо  было реализовать следующие задачи:

·        Определить тип проекта (урока) (презентация, слайд шоу, интерактивный WEB-узел и т.п.)

·        Разработать структуру проекта

·        Выполнить подбор иллюстративного и текстового материала

·        Выполнить подбор цифровых образовательных ресурсов (в том числе ресурсов ИНТЕРНЕТ)

·        Определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, графикой, видео, звуком, для создания CD)

·        Подготовить отобранный материал (оцифровать видео и звук, преобразовать текстовый материал в электронную форму)

·        Выполнить сборку проекта

·        Выполнить тестирование и отладку (устранение ошибок)

·        Определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта

·        Рассмотреть требования охраны труда на рабочем месте для демонстрации проекта

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения, то есть повысить производительность труда учителя и ученика на каждую единицу времени, при этом основными направлениями обучения становятся

1. повышение целенаправленности обучения

2. усиление мотивации учения

3. повышение информативной ёмкости методов и форм обучения

4. применение активных методов и форм обучения

5. ускорение темпа учебных действий

6. развитие навыков учебной деятельности, которое непосредственно влияет на её темп, так как позволяет за меньшее время овладевать большим объёмом учебного материала

7. использование технических средств (компьютера)

Данное учебное занятие подходит для классов оборудованных хотя бы одним компьютером, экраном и медиапроектором. Использование данной работы на уроке не заменяет собой учителя и предполагает взаимодействие учащихся с компьютером через педагога. В работе реализованы альтернативные формы подачи материала и контроля знаний, что позволяет обогатить школьный курс обучения, дополнив его специфическими возможностями компьютерных технологий, и сделать его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, комплексность и интерактивность – вот те черты, которые делают работу незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.


Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_vibor.zip1.11 МБ

Предварительный просмотр:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



_______________________________________________________________________



















РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ



 «МОЙ ВЫБОР» В СЕДЬМОМ КЛАССЕ



ПО ТЕМЕ «Я И ЗАКОН»



С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

































                                                  Выполнили: учитель информатики



                                                  и ИКТ МБОУ «СОШ №117»



                                                  Барсуков Олег Евгеньевич и



                                                  Учитель МБ(С)КОУ «Школа №122



                                                                                           (VII вида»)



Шмелева Елена Валентиновна





 









Снежинск




Содержание   ………………………………………………….   2

Описательная часть  …………………………………………..  3

Дидактическая часть   …………………………………………  5

Технологическая часть   ……………………………………..  10

Методическая часть   ………………………………………...  17

Описательная часть

           Работа выполнена

Барсуковым Олегом Евгеньевичем, учителем информатики и ИКТ высшей квалификационной категории (стаж работы 25 лет) МБОУ «СОШ №117» и Шмелевой Еленой Валентиновной, учителем музыки, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории (стаж работы 26 года)  МБ(С)КОУ «Школа  №122 (VII вида)» г. Снежинска.

Целью работы является изготовление и разработка наглядного мультимедийного пособия по факультативному курсу «Мой выбор» по теме «Я и Закон» и для использования при проведении тематического классного час.

Для достижения данной цели необходимо  было реализовать следующие задачи:

  1. Определить тип проекта (урока) (презентация, слайд шоу, интерактивный WEB-узел и т.п.)
  2. Разработать структуру проекта
  3. Выполнить подбор иллюстративного и текстового материала
  4. Выполнить подбор цифровых образовательных ресурсов (в том числе ресурсов ИНТЕРНЕТ)
  5. Определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, графикой, видео, звуком, для создания CD)
  6. Подготовить отобранный материал (оцифровать видео и звук, преобразовать текстовый материал в электронную форму)
  7. Выполнить сборку проекта
  8. Выполнить тестирование и отладку (устранение ошибок)
  9. Определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта
  10. Рассмотреть требования охраны труда на рабочем месте для демонстрации проекта

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения, то есть повысить производительность труда учителя и ученика на каждую единицу времени, при этом основными направлениями обучения становятся

1. повышение целенаправленности обучения

2. усиление мотивации учения

3. повышение информативной ёмкости методов и форм обучения

4. применение активных методов и форм обучения

5. ускорение темпа учебных действий

6. развитие навыков учебной деятельности, которое непосредственно влияет на её темп, так как позволяет за меньшее время овладевать большим объёмом учебного материала

7. использование технических средств (компьютера)

Данное учебное занятие подходит для классов оборудованных хотя бы одним компьютером, экраном и медиапроектором. Использование данной работы на уроке не заменяет собой учителя и предполагает взаимодействие учащихся с компьютером через педагога. В работе реализованы альтернативные формы подачи материала и контроля знаний, что позволяет обогатить школьный курс обучения, дополнив его специфическими возможностями компьютерных технологий, и сделать его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, комплексность и интерактивность – вот те черты, которые делают работу незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.

Дидактическая часть

Занятие факультатива «Мой выбор» по теме «Я и закон»

Вводное занятие в тему «Я и закон»

Цель занятия:

Познакомить учащихся с понятиями «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность».

Задачи занятия:

  1. Обучающие:

- дать определение понятиям «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность»;

  1. Развивающие:

- отработать умения: взаимодействовать в группах, выражать  свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию;

  1. Воспитывающие:

-  вырабатывать умение моделировать свое поведение;

- воспитывать  осознанную общественную значимость правомерного поведения;

- воспитание культуры общения.

Современное качество образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности.

Поэтому, на современном этапе велика потребность школьного образования в программах и учебно-методических материалах, позволяющих реализовать компетентный подход в обучении через обеспечение практико-ориентированного обучения предмету, проведение уроков-практикумов, широкое использование проектной деятельности учащихся и организацию всего образовательного процесса в интерактивном режиме.

Таким образом, на современном этапе, программа факультативного курса «Мой выбор» является универсальной, интегрированной, обеспечивающей условия для организации самостоятельной практической деятельности учащихся в рамках урока, а также приобретению ими личного опыта познавательной деятельности.

Программа курса адаптирована мною для учащихся 7-8 классов.

Данное занятие является одной из многих тем, составляющих программу, таких как:

- Человек свободного общества;

-  Я выбираю;

-  Учимся строить отношения;

-  Я и моя семья;

-  Мое здоровье;

-  Я и закон; и др.

Формы и методы работы на занятии:

- индивидуальная работа в парах и малых группах;

- Решение кроссворда;

- Эвристическая беседа;

- Работа с документом;

- Организованная дискуссия.

Ход занятия

Эпиграф: (на экране)

Глаза у нас намного выше ног

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Р. Гамзатов

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «Закон», «правонарушение», «преступление», «уголовная ответственность», «наказание».
  2. Отработать умения: взаимодействия в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, моделирование своего поведения.

осознать общественную значимость и важность правомерного поведения.

Вопросы:

  1. Что такое правонарушение? Преступление? Почему люди их совершают?
  2. Каковы нравственные аспекты правонарушения?
  3. Для чего необходимо соблюдать закон?

Понятия:

Закон; Правонарушение; Преступление (наказание); Уголовная ответственность.

Ход занятия

Тема сегодняшнего занятия «Я и закон». Начать я его хочу со строчек из поэзии Расула Гамзатова (см выше).

В этом четверостишье, на мой взгляд, глубокий смысл. Как вы думаете, какими словами можно заменить слова «Осмотреть» и «шаг»? (решить, сделать выбор, поступок, действия)

Действительно, каждый человек должен осознавать ответственность за свой выбор, действия – не противоречит ли он законам общества.

Мотивация:

Класс делится на три группы. Перед основным этапом работы предлагаю вам небольшую разминку.

Понятия разложены на столах

Свобода; Ответственность; Выбор; Ценности;

Гражданская позиция; Семья; Личность; Общество;

- Детям предлагается выбрать из изученных на предыдущих уроках терминов те, которые связаны по смыслу с новой темой «Я и закон»

Портрет Федора Никифоровича Плевако (1842-1908)

  1. Познакомьтесь с ответами на вопросы журналистов выдающегося адвоката Федора Никифоровича Плевако:
  2. Каким должно быть наказание?
  3. Наказание следует за преступлением. Наказание должно быть неотвратимым и справедливым.
  4. Что порождает преступление?
  5. Люди несвободны, они порабощены сословными предрассудками, бедностью, отсутствием образования. Преступники жестоки, распутны и сластолюбивы. Наши законы непонятны людям, многие не знают законов страны. Задача правительства образовывать людей, воспитывать в молодежи законолюбие и законопочитание. Тогда гражданин не будет бояться закона, будет защищать закон.

? – Что, по мнению Ф.Н.Плевако, может быть причиной преступления?

  1. Как автор предлагает предупреждать преступления?
  1. Человек живет в обществе, поэтому он должен знать и исполнять законы общества.
  2. Человек, преступивший черту закона, понесет неотвратимое и справедливое наказание.
  3. Человек выбирает свой жизненный путь, имеет право на ошибку, за которую потом отвечает.)

Работа над понятием «Закон» по группам

 





Кроссворд(схема на столе у каждой группы)

На экране выводится понятие

  1. Детям предлагается подобрать ряд слов-ассоциаций к понятию «Закон», используя поговорки и пословицы:
  2. 1. Закон суров, но это закон.
  3. 2. На воре и шапка горит.
  4. 3.Чужое добро впрок не идет.
  5. 4. Дай вору золотую гору, он и ту промотает.
  6. 5. Искру туши от пожара, беду отводи до удара.
  7. Кроссворд, решая который получится слово «закон»
  8. Вопросы по вертикали:
  9. 1.Количество прожитых лет определяет твой… .
  10. 2.Умышленное участие двух или более лиц в преступлении.
  11. 3.Возмездие за преступление.
  12. 4.Движущая сила преступления.
  13. 5.В России– лицо, не достигшее 18 лет.
  14. Группы представляют свою работу, вывешивают слова ассоциации на доску и дают определение слову «закон»
  15. (Закон – это общеобязательное правило, принятое на государственном уроне. Выполнение закона контролируется государством. Нарушение закона карается государством.)

Работа над понятиями «преступление и «наказание»

Библейская притча о Каине и Авеле

На экране идет текст и иллюстрации























Учащиеся дают определение понятиям «Преступление» и «наказание»

  1. «Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы, родившимися у них после изгнания из рая. Каин был старше Авеля. Он занимался земледелием, Авель пас овец.
  2. И вот настало время тому и другому принести жертву Богу. Авель выбрал лучшего агнца и отдал его с великой радостью. Каин же принес сноп спелых колосьев, но счел свою жертву совершенно напрасной тратой.
  3. Богу важно было, конечно, не воздаяние само по себе, а чувство любви и благодарности Ему за дарованную людям жизнь, позволяющую собирать и вкушать земные плоды. Он благосклонно принял дар Авеля, объяв его жертвенники небесным огнем, и не принял Каиново неискреннее приношение.
  4. Каину стало досадно, что жертва его оказалась неугодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.
  5. Рожденная в сердце злоба и ненависть к брату привели Каина к преступлению. Однажды он позвал Авеля в поле, завел подальше от жилища родителей и убил его.
  6. В наказание за совершенное злодеяние Бог проклял Каина и все его потомство. Каин вынужден был бежать как можно дальше от тех мест, где он совершил преступление, но нигде не мог обрести покоя. Везде чудился ему образ убиенного его брата, люди сторонились его, а сам Каин испытывал невыносимые муки от угрызений совести».
  7. Вопросы:
  8. Что именно «преступил», нарушил Каин?
  9. Почему он совершил этот поступок?
  10. Каковы были последствия совершенного преступления?


  1. Выводы:
  2. часто в основе нарушения общепринятых правил жизни на Земле лежит такое качество человеческого характера, как зависть;
  3. Злоба, ненависть, зависть приводят человека к нарушению правил жизни, преступлению;
  4. наказание – это возмездие за совершенное преступление, которое может быть также средством исправления и перевоспитания преступника.  

Работа над понятием

«Уголовная ответственность»

Работа с документом

(текст на столах у детей)

Ключевые слова дети пишут фломастерами на отдельном листке.









Ключевые слова:

Неблагоприятные последствия

Преступление

Уголовное право

Осуждение

принуждение








Выводы:



Эпиграф на экране



Выводы на экране (обобщающие)



Домашнее задание:



  1. Прочитать документ, выделить в нем ключевые слова, раскрывающие смысл понятия и представить его краткую формулировку.
  2. «В общем плане ответственность можно определить как неблагоприятные последствия за ненадлежащее поведение виновного лица. Уголовная ответственность установлена только исключительно за совершенные преступления.
  3. Уголовная ответственность – правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершенное им преступление. Уголовная ответственность заключается в государственном осуждении и принуждении лица за его прошлое поведение.
  4. Уголовная ответственность – это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством».

  5. Группы выделяют в тексте ключевые слова и дают определение.
  6. - Уголовная ответственность – это меры принудительного характера;
  7. - они предусматриваются уголовным законом;
  8. - они являются реакцией государства на совершенное преступление.
  9. Сведения для учащихся:
  10. По общему правилу лицо подлежит уголовной ответственности, если оно достигло возраста 16 лет. Часть 2 ст.20 УК РФ перечисляет преступления, за которые уголовная ответственность наступает в 14-летнем возрасте: убийство, умышленное причинение здоровью тяжкого вреда и вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, разбой, неправомерное завладение автотранспортным средством без цели хищения и т.д.
  11. Представители групп выходят с понятиями урока
  12. ? Для чего нужно соблюдать закон?
  13. Как связан эпиграф с темой нашего урока?
  14. - Мы познакомились с понятиями «Закон», «Преступление и наказание», «Уголовная ответственность»; определили сущность этих понятий. Человек должен осознавать важность и личную значимость выбора, совершенного в правовой сфере. Об этом мы читали с вами в эпиграфе к уроку.

- Составьте кроссворд или ребусы с использованием основных понятий изученных на уроке.

Технологическая часть

Порядок действий






1.





2.





3.





4.





5.





6.







7.

Управляющая кнопка для перехода к видео №1

Гиперссылка для перехода к слайду №22





8.

Появление фрагментов текста по щелчку (3 раза)




9.

Управляющая кнопка для перехода к видео №2




10.

Управляющая кнопка для перехода к видео №3





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.

По щелчку появление текста





18.





19.

По щелчку появление текста

20.

21.

Гиперссылка для перехода к слайду №7

22.

23.

24.

25.


Методическая часть

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вызвано необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При работе с демонстрациями наиболее целесообразна работа в едином темпе. Поэтому выбираемая в данном случае фронтальная форма обучения предполагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом и с учителем. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задания в едином, усредненном темпе. Реализуются цели: «Научить детей самостоятельно принимать решения», «Уметь отстаивать свою точку зрения», «Точно формулировать свою точку зрения в споре», «Иметь свою точку зрения, не всегда совпадающую с позицией учителя, либо с официальной точкой зрения». Решаются вопросы: «Социализация, самореализация личности», «Умение ориентироваться в современном мире, в информации», «Выбор дела всей жизни, планирование карьеры», «Психологическое формирование позиции», «Уважительное отношение к старшим», «Обучиться коммуникативным навыкам».

Предлагаемое занятие предусматривает самостоятельную работу учащихся в группах по отработке и закреплению нового материала с использованием раздаточного материала, содержащего пословицы и поговорки, термины, вопросы кроссворда, тексты библейской притчи, выдержки из правовых документов. В ходе занятия проводится дискуссия, в процессе которой ребята аргументировано отстаивают свое мнение; подводится итог занятия и оценка своей практической работы на уроке.

Технология работы с предлагаемой обучающей программой подробно описана в дидактической и технологической части работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработкаклассного часа  «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...

Методическая разработка классного часа "Подросток и закон"

Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников...

Проведение экологических игр на уроках, внеурочных занятиях, классных часах

Во ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления. Экологическое образование и воспитание с успехом можно применять в игровой форме. Игры и игровые элементы обл...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.2. Закрепит...

Разработка внеклассного занятия (классного часа) Интерактивная игра-викторина «Моя Россия»

Цель: создание условий для формирования положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать и...

Рабочая программа и контрольно-тематическое планирование факультативного курса для 7 класса "Знаю закон, имею право".

Факультативный курс "Знаю закон,  имею право" разработан для учащихся 7-х классов с углубленным изучения курса обществознания, выходящего за рамки школьного курса 7 класса.Планируемые р...