Emercom- академия безопасности ( 8 класс)
материал (8 класс)

Попова Елена Викторовна

В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emercom_1.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Приложение к основной

образовательной программе НОО (ООО)

приказ от  16.07.2019 № 182-о

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«EMERСOM»-академия безопасности»

8  класс

34 часа

Составитель:

Попова Е.В., учитель физической культуры

Согласовано

Протокол заседания методического совета

от ___________№

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________________________

Югорск, 2019 г.

Пояснительная записка

Человеческая жизнь становится все более комфортной, удобной: быстрая еда, одноразовые гигиенические средства, множество технологий, упрощающих быт. Это для нас – взрослых. А когда ребенку доверяем самостоятельное передвижение по городу, сердце замирает, вдруг что случится, сможет ли он правильно сориентироваться в сложной ситуации? Возникает вопрос, как мы взрослые, можем помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь, обеспечить необходимые условия для безопасности. Актуальность программы в том, что ее социально-педагогическая направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.

В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.

Все это стало предпосылками к созданию программы «EMERСOM»-академия безопасности».

Программа «EMERСOM» - академия безопасности» является важным этапом обеспечения социальной защиты человека.

Её реализация позволит:

- максимально вовлечь педагогов, детей и родителей в планирование жизнедеятельности классного коллектива;

-  использовать различные формы организации деятельности обучающихся, которые позволят развивать творческие способности ребенка и его социально-значимые качества;

- расширит круг субъектов образования, а также привлечь представителей профессиональных сообществ: медицинской службы, области культуры, психологии, МЧС.

- повысит информированность детей в области чрезвычайных ситуаций, даст им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды;

- поможет выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде;

- повысит уровень эстетического воспитания.  

В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять  правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; оценивать ситуацию на улице и проектировать свои действия, выбирая наиболее безопасный путь следования (правильно переходить дорогу, перекресток, правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства). Смогут оказать первую доврачебную помощь не только себе, но и товарищу. Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

В программе «Emercom»- академия безопасности» разработана для детей восьмых классов, рассчитана на 34 часа, в ней выделяется 4 модуля, где каждый предполагает определенный этап позиционирования и самоопределения относительно задачи.

Модуль 1 «Терроризм угроза обществу», ребята узнают историю возникновения и развития терроризма,

Модуль 2 «Тест-драйв», в рамках которого сформируются элементарные умения и навыки безопасности при пожаре

Модуль 3 «Помоги себе сам», формирование элементарных умений и навыков оказания себе доврачебной помощи (ожоги, повреждения мягких тканей), психологическая подготовка.

Модуль 4 «Кредо», обучение правилам этикета за столом и танцевальном зале, формирование навыков строевой подготовки.

Все эти модули будут завершаться образовательными событиями, в которых примут участие дети и родители.

Программа разработана с учетом

- требований Федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне»; 

- общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;  

- атласа новых профессий;

- концепции духовно-нравственного воспитания;

- концепции дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

- программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 5»

Цель и задачи программы

Основная цель программы - создать единое образовательно-воспитательное пространство, способствующее формированию у обучающихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в быту, в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи программы:

- сформировать умения и навыки безопасного поведения в быту (улица, дом, общественные места, места с большим скоплением людей).

- сформировать умения и навыки для оценивания и проектирования своей жизнедеятельности с точки зрения всех возможных рисков.

- развить физические и духовные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

- воспитать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

- эстетическое воспитание.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема

Формы организации деятельности

Основные виды деятельности

Модуль 1 «Терроризм угроза обществу»

История возникновения терроризма.

  Лекция

Беседа, просмотр видеороликов, презентаций

Терроризм - угроза обществу!

  Беседа

Встреча с представителем МЧС

Скажем терроризму – НЕТ!

Беседа

Изготовление листовок.

 «Безопасность – ответственность каждого»

Наставничество

Встреча с ребятами 4 класса

Защита от терроризма

Беседа

Выпуск стенгазеты

«Защита от терроризма»

Модуль 2: «Тест-драйв»

 Вводное занятие. Знакомство с профессией пожарного 

Лекция

Встреча с сотрудником пожарной части

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Пять правил пожарной безопасности

Лекция

Беседа

Правила пожарной безопасности

Лекция

Выпуск стенгазеты             « Пожарная безопасность»

Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Действия при пожаре в общественном месте.

Лекция

Просмотр фильма

Огнетушители. Особенности различных типов огнетушителей.

Лекция

Беседа, практическая часть

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре

Лекция

Практическая работа

« Пожарная безопасность»

Тестирование.

Модуль 3 «Помоги себе сам»

« Собери аптечку в дорогу!»

Практическое занятие

Игра

Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лекция

Просмотр фильма

Вывихи. Растяжение. Оказание первой помощи.

Практическое занятие, проблемный диспут

Практическое занятие

Обморожение. Оказание первой помощи.

Практическое занятие, проблемный диспут

Практическое занятие

Психология и средства психологического изучения коллектива. Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллективные настроения и традиции коллективов

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Психологические тренинги

Сплоченность коллективов. Пути ее достижения. Взаимовыручка и взаимопомощь, в том числе и в критических ситуациях.

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Психологические тренинги

Адаптация. Саморегуляция. Воля. Как развивать свои способности

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Психологические тренинги

Модуль 4 «Кредо»

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

Практическое занятие

Практическое занятие

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй.

Практическое занятие

Венский вальс

Практическое занятие

Практическое занятие

Этикет за столом

Практическое занятие

Практическое занятие

Модуль 1 «Терроризм угроза обществу»

Образовательная задача:

-объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

- сформировать умения и навыки безопасного поведения в случае возникновения террористических актов.

-совершенствование у школьников знаний о терроризме;

-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Учебная задача:

-сформировать у обучающих осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

Программа модуля

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Беседа, просмотр видеороликов, презентаций

Лекция

История возникновения терроризма.

1

Видеоролик, беседа

Лекция

Терроризм в школе «Трагедия в Беслане»

1

Беседа, памятка

Беседа

Это может случиться с каждым. Как себя вести во время террористического акта.

1

Встреча с представителем МЧС

Беседа

Терроризм - угроза обществу!

1

Изготовление листовок.

Беседа

Скажем терроризму – НЕТ!

1

Встреча с ребятами 4 класса

Наставничество

 «Безопасность – ответственность каждого»

1

Выпуск стенгазеты

«Защита от терроризма»

Беседа

Защита от терроризма

1

7

Учебно-методическое обеспечение

  1.  Борьба с терроризмом [Текст]: [сборник статей.] / Российская академия наук,

Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным

терроризмом; [сост. Л. В. Брятова]. - М.: Наука, 2004. - 237

  1. Психология терроризма предупреждение и

пресечение террористических актов / И. Е. Иванов; Санкт-Петербургский

госуниверситет психологии и социальной работы. - СПб.: Камея, 2005. - 125 с.

3. Современный терроризм и методы антитеррористической

деятельности [Текст]: рек. к изд. УМЦ «Профессиональный учебник» в качестве

монографии / С. Е. Метелёв. - М.: ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2008.

4. Основы противодействия терроризму [Текст]: допущено УМО по образованию в

области менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности

«Менеджмент организации» / Я. Д. Вишняков [и др.]; под ред. Я.Д. Вишнякова. - М.:

Академия, 2006.

5. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской

Направленности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.В. Волченков, А.Б.

Богданов, И.И. Ильинский [и др.]; под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. - М.:

Юнити-Дана, 2015. - 432 с.

6. Плакаты о терроризме [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. -

2004. - № 10. - С. 16-17.
7.
 Солдатова, Г. У. Психологические последствия террористического акта:

Опыт Беслана [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В. Н. Шляпников //

Психологический журнал. - 2008. - № 6: т. 29. - С. 15-25.

8. Щебланова, В. В. Предупреждения и последствия террористических

действий: возможности социальной работы [Текст] / В. В. Щебланова // ОЖСР. -

2006. - №2. - С. 11-15.

Модуль 2: «Тест-драйв»

Образовательная задача:

- сформировать умения и навыки использования средств пожаротушения.

- сформировать умения и навыки выполнения  правил пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте.

- сформировать умения и навыки безопасного обращения с огнем.

- сформировать умения и навыки действий при поступлении сигнала «Внимание всем!».

- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.

Учебные задачи модуля:

- сформировать умения и навыки оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте) и их недопущения

Программа модуля

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Лекция,

Просмотр видео урока

Встреча с представителями МЧС. Проектория открытый урок «Спасатели»

Профессия пожарный. История пожарной охраны

1

Проблемная дискуссия

Экскурсия в 4 ПЧ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»

Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах

1

Лекция

Путешествие в страну Безопасность, встреча с представителями МЧС

Правила пожарной безопасности в школе, общественных местах, дома и транспорте. Сигнал «Внимание»

1

Проблемная дискуссия

Практические занятия, эвакуация с представителями МЧС

Что делать при возникновении пожара (в местах с большим пребыванием люде, дома, транспорте)?

1

Тренинги по освоению навыков использования первичных средств пожаротушения в быту

Практические занятия, экскурсия в 4 ПЧ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

1

Лекция

Конкурс рисунков

Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания

1

Конкурс

Семинар

Создание проекта «Профессия пожарный»

1

Тестирование

«Пожарная безопасность»

1

Подведение итогов

Квест

Знаю. Умею.  Применяю

1

9

Учебно-методическое обеспечение

  1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.
  2. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-Сстатьи
  3. День знаний - и день безопасности/М. Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.
  4. Не пускайте Красного Петуха в дом/М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.
  5. Пожарные во Франции/ А. Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.
  6. Гринин и взрывная безопасность/ / Гринин жизнедеятельности: Учеб. пособие/ , .-М., 2002.-С.95-1я73 Г85
  7. "Мы первыми приходим на помощь". Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54.
  8. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю. Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.
  9. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л. Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54.
  10. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ - С.45-49.
  11. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.

Модуль 3 «Помоги себе сам»

Образовательная задача:

- познакомить с психологией риска и чрезвычайных ситуаций

- сформировать умения и навыки выполнения основных приемов саморегуляции.

- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.

- сформировать умения и навыки при оказании доврачебной помощи при повреждении мягких тканей, ожогах, укусах комаров, при отравлении угарным газом, при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена)

- сформировать умения и навыки оказания себе помощи при головной боли, боли в мышцах шеи и плеч.

- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих

 Учебные задачи модуля:

- оценивает ситуацию на улице и проектирует свои действия в случаях получения какой-либо травмы, головной и мышечной боли.

- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Лекция

Встреча с представителями медицинского учреждения

Первая доврачебная помощь при травмах и правила ее оказания

1

Групповая работа

Игра «Собери аптечку»

Средства оказания первой доврачебной помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Ее содержание.

1

Практическое занятие, проблемный диспут

Занятия с представителями медицинской службы

Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

1

Раны, их виды. Раневой процесс.

1

Первая доврачебная помощь при кровотечениях.

1

Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки.

1

Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

Вывихи. Растяжение. Оказание первой помощи.

1

Оказание первой помощи при обмороке.

1

Обморожение. Оказание первой помощи.

1

Укусы насекомых и пресмыкающихся. Оказание первой помощи.

1

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Встреча с психологами

Психология и средства психологического изучения коллектива. Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллективные настроения и традиции коллективов

1

Сплоченность коллективов. Пути ее достижения. Взаимовыручка и взаимопомощь, в том числе и в критических ситуациях.

1

Адаптация. Саморегуляция. Воля. Как развивать свои способности

1

14

Учебно-методическое обеспечение

1. Ю.Л. Воробьев «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, «Астрель-ACT», 2002г.

2. П.А. Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: «Просвещение» 2009г.

Модуль 4 «Кредо»

Реализация модуля происходит на уроках физической культуры (изучение приемам строевой подготовки), технологии (изучение этикета), музыки.

Образовательная задача:

- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.

- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.

- сформировать умения и навыки в области бальных танцев

- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса

- сформировать умения и навыки этикета за столом

Учебные задачи модуля:

- Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;

- Ответственные, самостоятельные; творческие;

- Умение работать в коллективе;

- Дети культурного поведения,  общения и внешнего вида.

- Умения выполнять строевые приемы и движения без оружия;

- Умеет выходить из строя и возвращаться в строй;

- Уметь подходить к начальнику и отходить от него;

- Уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в  пешем порядке.

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Практическое занятие

Подготовка к конкурсу

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

15

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй.

15

Практическое занятие

Подготовка к конкурсу художественной самодеятельности

Венский вальс

20

Практическое занятие

Званый обед

Этикет за столом

15

Планируемые результаты

  1. Образовательные результаты:

- освоил правила поведения в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте)

- освоил правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах

- освоил правила эвакуации (дом, общественные места, транспорт)

- освоил правила безопасного обращения с огнем

- освоил правила поведения при поступлении сигнала «Внимание всем»

- освоил правила поведения при террористическом акте

- освоил правила поведения особенности поведения с незнакомыми людьми.

- освоил правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей.

- освоил правила оказания доврачебной помощи при повреждении мягких тканей, ожогах, укусах комаров, при отравлении угарным газом, при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

- освоил методы саморегуляции. 

- освоил правила мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.

- освоил приемы избавления от головной боли и мышечной боли в районе шеи и плачей без использования медикаментов.

2. Предметные результаты:

-знает понятия «терроризм», «экстремизм»

- знает как вести себя при террористическом акте

- знает понятия: пожар, огонь, возгорание, задымление, эвакуация

- знает характеристики горючей среды и источников зажигания

- знает причины возгораний

- знает средства пожаротушения

- знает последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

- знает телефоны вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи

- знает понятия доврачебная помощь, ожог, ткани и их виды, рука – её состав, нога – её состав, вывих, растяжение, мышца, сустав.

- знает психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые психические)

- знает понятия саморегуляция, воля, устойчивость, мобилизационное, адекватное, аддиктивное, девиантное поведения, паника, стресс.

3. Компетентностные результаты:

- оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте) и их недопущения

- оценивает ситуацию при террористическом акте.

- оценивает ситуации при обращении к обучающемуся незнакомого человека или группы неизвестных людей, а также в случае криминогенной ситуации и проектирует свои действия.

- оценивает ситуацию на улице и проектирует свои действия в случаях получения какой-либо травмы, головной и мышечной боли.

- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.

- физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;  ответственные, самостоятельные; творческие;

- умение работать в коллективе;

- дети культурного поведения,  общения и внешнего вида.

- умение выполнять строевые приемы и движения без оружия;

- умеет выходить из строя и возвращаться в строй;

- уметь подходить к начальнику и отходить от него;

- уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в  пешем порядке.

Формы оценивания

- квест

- конкурсы

Образовательные форматы

- тренинг решения задач

- психологические трениги

- проблемная дискуссия

- проблемная лекция

- наставническое сопровождение

- практикумы по проектированию своих действий в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении, выбирая наиболее безопасный путь следования (правильно переходить дорогу, перекресток, правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства), по оказанию первой довраченой помощи

- квест

- конкурсы

Техническая платформа

Техническая база 4 ПЧ ФГКУ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»

Учебно-методическое обеспечение

1. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.

2. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.

4. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.

5. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.

  1. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
  2. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
  3. Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  4. Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
  5. Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
  6. Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
  7. Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
  8. Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
  9. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
  10. Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
  11. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
  12. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.
  13. Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

ИКП 9 класс презентация "Академия художеств"

Презентация иллюстрирует период русской истории, связанной с именами великих архитекторов Александра Кокоринова, Жана Батиста Валлина де ла Монт. Появление Академии художеств в Росии, ставшее грандиоз...

Урок по истории России "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств" 8 класс коррекционной школы 8 вида

Урок по истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида по теме: "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств". Урок содержит технологическую карту и ра...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...

Emercom- академия безопасности ( 9 класс)

В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально...