Главные вкладки

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО
    методическая разработка

    Кисткин Евгений Николаевич

     

     

     

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО

                      Единственный путь,

     ведущий к знаниям - это деятельность...

    Бернард Шоу

    Слайд 2 В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно -  исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

     

    Слайд 3

    Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

    Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

    - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

    - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

    - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Слайд 4

    Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности: 

    - готовность к разрешению проблем, 
    - технологическая компетентность, 
    - готовность к самообразованию, 
    - готовность к использованию информационных ресурсов, 
    - готовность к социальному взаимодействию, 
    - коммуникативная компетентность.

    Слайд 5

    1.    Практически значимые цели и задачи.

    2.    Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности:

    -       анализ актуальности проводимого исследования;

    -       целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

    -       выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

    -       планирование, определение последовательности и сроков работ;

    -       проведение проектных работ;

    -       оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;

    -       представление результатов.

    3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

     

    Слайд 6 Какие бывают типы проектов?

    • Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

    Примеры: эссе, исследовательские рефераты

    Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки

    Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.

    Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения

    Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

    Проекты бывают:

    ·     Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).

    ·     Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки).

     

    Слайд 7

    Формы и методы: моделирование ситуаций, анкетирование, опрос, интервьюирование, сбор и изучение информации, эксперимент, анализ, проблемная беседа, «мозговой штурм», ролевая игра, дизайн-анализ, имитационно-деятельностная игра, экскурсия, сравнение, рефлексия, тренинг.

    Слайд 8

    Примеры проектно-исследовательских работ

    Слайд 9. 

    Проектная работа «Астрофотография» была представлена на районной научно-практической конференции «Гагаринские чтения» в МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1» в 2015 году. Работа заняла 1 место в своей категории.

    Слайд 10. Работа «Атлас звездного неба». Наглядная модель карты звездного неба. Технически сложная модель была сделана из специального пластика. Призовое место в районной научно-практической конференции «Гагаринские чтения – 2017».

    Слайд 11-12 «Модель межпланетной космической станции Кассини-Гюйгенс». Модель в масштабе 1:48 была сделана из картона и покрыта сусальным золотом. Макет находится в диораме со световыми эффектами. Работа заняла 1 место в своей категории.

    Слайд 13. Школьный проект «Гробница императора Шихуанди и его терракотовая армия». Проект основан на имитации раскопок и деятельности археологов.

    Слайд 14. Проектные работы «Традиционная кухня Руси», «Музей космонавтики» и «Московский планетарий» сделаны в форме сбора и изучения информации и моделирование информации.

    Слайд 15. Проект «Моя малая родина – почетные граждане района». Демонстрация работы.

    Слайд 16-17 Проекты «Радио: от создателя к современности», «Роботы: от простого к сложному»

    •       Слайд 18. материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

    •       действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

    •               письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

     

    Слайд 19.  Виды презентаций проектов: демонстрация видео фильмов, диалог исторических и литературных героев, игра с залом, иллюстрация фактов, событий, Научный доклад, пресс- конференция, спектакль, ролевая игра, реклама, путешествие, телепередача, экскурсия, научная конференция, инсценировка события, деловая игра.

    Слайд 20. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:

    «Я слышу – и забываю,
    Я вижу – и запоминаю,
    Я делаю – и понимаю».

    За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверен, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активный субъект совместной деятельности.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon metodicheskiy_seminar_malyy_razmer.ppt844.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методический семинар: Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО МБОУ «Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа Подготовил: учитель истории Кисткин Е.Н.

    Слайд 2

    «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся …» Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

    Слайд 3

    Создать условия, при которых учащиеся : - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение); - развивают системное мышление. Цель проектной и исследовательской деятельности

    Слайд 4

    ценностно-смысловая компетенция коммуникативная компетенция учебно – познавательная компетенция компетенция личностного самосовершенствования общекультурная компетенция социально-трудовая компетенция информационно- технологическая компетенция Компетентности

    Слайд 5

    Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности Практически значимые цели и задачи. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов. 3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

    Слайд 6

    Практико-ориентированный Информационный Исследовательский Ролевой Творческий По виду деятельности По количеству участников По содержанию Монопредметный. Метапредметный. Надпредметный Типология форм организации проектной деятельности (проектов) Индивидуальный. Парный. Малогрупповой (до 5 человек). Групповой (до 15 человек). Коллективный (класс и более в рамках школы). Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете По длительности Минипроекты Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные

    Слайд 7

    Формы и методы моделирование ситуаций анкетирование, опрос интервьюирование сбор и изучение информации экспери- мент анализ проблем- ная беседа «мозговой штурм ролевая игра дизайн-анализ имитационно-деятельност- ная игра экскурсия сравнение рефлексия тренинг

    Слайд 8

    Примеры проектно-исследовательских работ

    Слайд 9

    Результат проектной деятельности материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

    Слайд 10

    Виды презентаций проектов Демонстрация видео фильмов Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Иллюстрация фактов, событий Научный доклад Пресс- конференция Спектакль Ролевая игра Реклама Путешествие Телепередача Экскурсия Научная конференция Инсценировка события Деловая игра

    Слайд 11

    Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

    Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

    Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

    Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

    Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

    Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

    «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

    Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...