Главные вкладки

    «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»
    статья

    Евсеева Оксана Николаевна

               Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса в обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального роста работников  в сфере образования.

    На решение этой задачи направлены программа модернизации системы образования и стандарты нового поколения. Новые стандарты должны регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и обеспечивать гарантиями государства достижение этих образовательных результатов в условиях определенной информационно-образовательной среды (ИОС).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iios_oo_gimn_5_evseeva_o.n.docx117.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к  ФГОС среднего общего образования»

    Заместитель директора по УВР МАОУ гимназии № 5

    г. Новороссийска

    Евсеева Оксана Николаевна

    «Эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами…»

                                                                                                                                         Л. Асмолова

               Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса в обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального роста работников  в сфере образования.

    На решение этой задачи направлены программа модернизации системы образования и стандарты нового поколения. Новые стандарты должны регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и обеспечивать гарантиями государства достижение этих образовательных результатов в условиях определенной информационно-образовательной среды (ИОС).

    В самом тексте ФГОС СОО указывается, что «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

    информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

    планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

    проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

    мониторинг здоровья обучающихся;

    современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

    дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования,  общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

    дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности».

    Создание и развитие информационно-образовательной  среды школы является сложной комплексной многоаспектной задачей, которую в рамках процесса информатизации решает каждое образовательное учреждение на сегодняшний день. Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без  непрерывно  развивающейся  информационно-образовательной  среды,   которая   необходима   для   формирования   и   самореализации интеллектуально развитой личности. 

    С 2018 года МАОУ гимназия № 5 является пилотной по введению ФГОС СОО. Также с 10 сентября мы являемся муниципальной инновационной площадкой по теме «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности одарённых учащихся в условиях перехода к  ФГОС среднего общего образования»

    Цель  проекта:

    Разработка, описание  и апробация структурно-функциональной модели построения интеграционной информационно-образовательной среды (ИИОС)  для работы с учащимися с использованием различных электронных платформ для развития их творческих и интеллектуальных способностей  в условиях перехода к  ФГОС среднего общего образования.

    Реализация проекта происходит путем укрепления материальной базы компьютерной техникой и программным обеспечением, а также различными формами интеграционных платформ для:

    • работы методических объединений учителей - предметников и системы методической работы;
    • непрерывного образования и самообразования учителей и учащихся;
    • взаимодействие всех участников образовательных отношений.

    Но основное отличие интеграционной информационно-образовательной среды ОО от образовательного пространства школы заключается в том, что в центре образовательного взаимодействия находятся не ИКТ, не техника и системы, а субъекты образовательной деятельности, т.е. ученики, педагоги и другие представители школьного сообщества.

    Цель создания модели интеграционной информационно-образовательной среды – повышение качества образования учащихся, развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся. В информационно-образовательной среде целью становится создание условий для личностного и профессионального самообразования, самовоспитания, самоорганизации и самоуправления ученика— субъекта учебного и воспитательного взаимодействия в школе и за её пределами . Роль педагога меняется — он становится консультантом, тьютором в корне изменяя характер своей работы, что позволяет ставить в среде задачи, решение которых может быть более гибким, мобильным и адресным для построения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

    В соответствии с концепцией информатизации образования, сегодня необходимо осуществлять переход от массового к индивидуализируемому обучению, который в интеграционной информационно-образовательной среде может быть реализован благодаря запуску механизма вовлечения субъектов образовательного взаимодействия в учебную и внеучебную деятельность, выходящую за рамки аудиторного взаимодействия.

    Интеграционная информационно-образовательная среда школы представляет собой образец комплексного функционирования интегрированных элементов образовательного процесса, основными из которых являются:

    -субъекты образовательных отношений (обучаемые, педагоги, администрация школы, родителей учащихся, партнёры школы, различные органы образования от локального до федерального уровня, гости школы, выпускники и другие образовательные организации,  имеющие отношение к ИОС гимназии);

    -информационные образовательные ресурсы сети Интернет (внешние информационные образовательные среды, в т.ч. Wiki-среда, информационная медиатека;сервисы среды Интернет – Skype, сервисы электронной почты, комментарии и обсуждения в блогах и на образовательных сайтах, в социальных сетях);RSS-подписка и RSS-сервисы;

    -информационные образовательные ресурсы школы (электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК);  программно-методический комплекс (ПМК); мультимедийные образовательные ресурсы; медиатека гимназии; учебные сайты; сайты служб школы, творческих и спортивных объединений, административных подразделений, сайт, блог и форум школы; образовательные ресурсы старшеклассников, составляющие информационную образовательную среду гимназии - персональные страницы (сайты, блоги, форумы), страницы аккаунтов в социальных сетях и на сайтах специальной направленности: фотография, компьютерная графика, видео, дизайн и т.д.;

    -проекты субъектов образовательных отношений;

    электронное портфолио старшеклассников; результаты учебной, профессиональной и творческой деятельности - конкурсы, презентации, моделирование и графика, лабораторные и исследовательские работы обучающихся и педагогов, конференции и дополнительные сайты различных структурных подразделений школы, описание и результаты их деятельности.

    -система дистанционного обучения (элективные и  учебные курсы и факультативы по различным предметам и дополнительному образованию).

    -система BYOD (BringYourOwnDevice, «Принеси свое собственное устройство»).

    Модель  ИИОС  МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска

    Разработанная модель проекта информационно-образовательной среды базируется на взаимосвязи  четырех основных компонентов: деятельности учителя и ученика по индивидуальной траектории развития каждого обучающегося при помощи школьного электронного портала с учетом особенностей образовательного процесса.

    Школьный электронный портал делится на два модуля: учебную деятельность и внеурочную. Каждый  модуль  разработан на основе дифференцированного  обучения и опирающийся на электронную образовательную среду.

    В учебной деятельности дифференциация происходит с учетом разной подготовленности обучающихся, т.е. каждый ученик ориентируется на уровень своих индивидуальных возможностей и способностей. Здесь представлены такие электронные системы, как сайты по подготовке к ГИА, дистанционное обучение, электронные библиотеки, электронные словари и энциклопедии, вебинары.

    Внеурочная деятельность реализуется путем структурирования разнообразных условий обучения для каждой дифферентной группы. Таким образом, расширение и углубление знаний одаренных детей осуществляется за счет следующих электронных ресурсов: сетевых олимпиад, научно-исследовательских порталов, виртуальных лабораторий, сетевых конференций. Творческие группы используют: сетевые квесты и конкурсы, электронные музеи. Обучающиеся с базовым уровнем подготовленности могут просматривать медиа уроки и закреплять знания при помощи онлайн-тренажеров.

    Результатом данной модели является защита индивидуального проекта. И решаются такие задачи, как:

    • индивидуализация образовательного процесса;
    • создание ситуации успешности для обучающихся;
    • возможность обеспечения деятельностного подхода;
    • гибкость дистанционных образовательных технологий;
    • ориентация на самообразование;
    • социализация обучающихся.

    Практическая  значимость

    Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации

    - позволяет действительно реализовывать ФГОС за счет уникального сочетания механизмов свободного поведения субъекта и средств контроля;

    - связывает элементы инфраструктуры образования – учебники, оборудование, журналы, отчеты, компьютерную технику, разные формы образования, тестирования, конференции и прочее;

    - дает возможность родителям объективно оценить качество образования в школе и у конкретного учителя;

    - предоставляет единый общегородской ресурс дополнительных материалов для учителей, учащихся и родителей;

    - задает новый формат обучения в электронной среде для организации деятельности учителя, самоподготовки и самопроверки школьников;

    - помогает максимально эффективно использовать время детей, родителей и учителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

    В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

    Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

    Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

    Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

    Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.

    В работе рассматривается технология "Развития критического мышления" и проблемное обучение как способ развития творческой и познавательной деятельности учащихся...