Главные вкладки

    Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.
    статья по русскому языку на тему

    Лебедева Анна Михайловна

    В работе рассматривается технология "Развития критического мышления" и проблемное обучение как способ развития творческой и познавательной деятельности учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc61 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_pedsovetu.ppt1.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.

     «Учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению».

    Ян Амос Коменский

    У детей необходимо поддерживать стремление к обучению, и одной из главных задач любого педагога является формирование и поддержание стойкого интереса, познавательной активности к процессу обучения. В этом мне помогает использование приемов технологии критического мышления.

    Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в

    которых учащиеся сами должны:

    • Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, отстаивать свое мнение.

    1. Примером может послужить урок литературы в 10 классе «А что есть красота? ... (Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»)»

    На стадии вызова я организую дискуссию, которая помогает осмыслению темы урока.

    Задание:Прежде чем мы с вами окунёмся в размышления над образами героинь романа Толстого, давайте задумаемся:

    - Кого и кто считает красивым? Почему?

    - Почему люди ценят красоту?

    - Почему многие люди считают, что в человеке главное - красота?

    - Красив ли человек внутренне, если он красив внешне?

    - Как вы понимаете встречающееся в «Дневнике» Л.Н.Толстого выражение «моральная красота»?

    2. Еще одним примером служит урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

    Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (прием «корзина идей»)

    • Ставить вопросы своим товарищам и учителям

    Прием «тонких» и «толстых» вопросов

    Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

    Задание: Давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

            

    Тонкие

    вопросы

    Толстые

    вопросы

    Кто...?

    Что...?

    Когда...?

    Как звать...?

    Было ли...?

    Верно ли ...?

    Мог ли…?

    Дайте три объяснения, почему...?

    Объясните, почему...?

    Почему, вы думаете...?

    В чём различие ...?

    Предположите, что будет, если ...?

    Согласны ли вы ...?

    Вопросы учащихся:

    - Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

    - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

    - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?

    - Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

    - Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

    •     Оценивать ответы и письменные работы товарищей

    1.В 6 классе на уроках русского языка после написания словарного диктанта учащиеся обмениваются тетрадями для проверки. Ученики внимательнее относятся к словарным диктантам, учатся видеть ошибки.

    2. Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

    Урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

    Задание: прослушать лекцию учителя. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.(приложение2)

    •     рецензировать ответы товарищей;
    •   заниматься обучением отстающих (работа в группах);
    •   объяснять более слабым учащимся непонятные места;
    •   самостоятельно выбирать посильное задание;

    Урока литературы

    Тема: «Читай, размышляя» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

    На стадии реализации смысла учащиеся получают дифференцированные задания: класс делится на команды, раздаются вопросы, комментируется уровень сложности, учащиеся в командах сами распределяют вопросы, слабым ученикам могут помочь другие, дается время на выполнение задания, затем ответы обсуждаются

    Задание: Третья загадка таится в идейно-смысловом своеобразии произведения. И здесь нам помогут изучение некоторых исторических источников и ваша творческая работа.

    Задание А) первого уровня сложности -  работа с историческими документами. По два отвечающих определяются мною (им могут помогать более сильные ученики). За правильно выполненное задание получают по одной карточке.

    Задание А) 1 уровень сложности (одна карточка)

    Задание 1: Какие достоинства пушкинской повести «Капитанская дочка» отмечены в приведённых высказываниях? Найдите ключевые слова в текстах, доказывающие ваш ответ. Оформите ответ в виде кластера. (приложение 3)

    А) 1 уровень сложности (одна карточка)

    Задание 2: Прочитайте следующие документы, сделайте вывод о том, что обострило интерес Пушкина к истории Пугачевского восстания. Для обоснования ответа выберите ключевые слова. (приложение 4)

    А) 1 уровень сложности (одна карточка)

    Задание 3: прочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.(приложение 5)

    Б) 2 уровень сложности (две карточки)

    Задание 4: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан»

    Б) 2 уровень сложности (две карточки)

    Задание 5: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Дочка». 

    •        Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).

    Проблема может содержаться в самой теме урока:

    1) «Преобразился» или просто «переоделся» Дубровский? (Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма).- урок литературы в 6 классе

    2) А что есть красота?...Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» ( 10 класс.)  

    3) Урок литературы в 7 классе по повести М. Горького «Детство»

    Тема: Правда для всех одна? (Две жизненные правды в повести М. Горького «Детство»)

    4) урок «Грибоедов – творец одного произведения?» (знакомство с творчеством Грибоедова),  стадия реализации смысла.

    Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость) (приложение 9)

    • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

    Прием «Верные - неверные утверждения»

            Пример: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».

    Задание: прослушать лекцию, проставить +/- напротив утверждений.(приложение 7)

            

    Пример 3: урок развития речи «Типы речи» (5 класс), стадия вызова.

    Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».(Приложение 8)

     

    Следует отметить, что интерес является главным мотивом активизации учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она далека от его интересов.

    Пример: Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

    Составление кластерной схемы

                                                                        ЛЮБОВЬ

         Идеальное, беспримесное     достойно немногих      развивается по неведомым        

                        чувство                                                                  человеку законам

                                       нечасто прорывается             роковое возмездие

                                           на поверхность                    ничего не прощает

    Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Здесь я использую такие приемы как

    • Прогнозирование по портрету

    Пример: урок «Грибоедов – творец одного произведения?»,  стадия реализации смысла.

    Задание: Если внимательно всмотреться  в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?

    • Прием «Составление синквейна» (показать детские работы, приложение 10)

    Русский язык

    Живой, удивительный,

    Учит, объясняет, творит.

    Береги наш родной язык!

    Познание.(6 класс)

    Тарас Бульба

    Великий, могучий,

    Борется, преодолевает, страдает.

    Им гордится всё Запорожье.

    Герой.(7 класс)

    Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас, позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

    • Использование приема психорисунка  (примеры детских работ)

    Технология развития критического мышления очень эффективна в процессе обучения, учит детей мыслить творчески, развивает воображение, заставляет работать мыслительную деятельность, анализировать, сравнивать, и добывать качественные знания, что стимулирует творческую и познавательную деятельностьПланирую глубже изучить основу этой технологии для дальнейшего внедрения в учебный процесс, так как критическое мышление позволяет действительно проводить обучение С РАДОСТЬЮ.

     


     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

    Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

    Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

    ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется...

    «Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

    Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

    Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

    Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

    В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знани...