Внеурочное мероприятие: «Пословицы и поговорки о казаках». 5 класс.
план-конспект занятия (5 класс)

Квасова Елена Александровна

«Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки казаков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие: «Пословицы и поговорки о казаках». 5 класс.

«Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки казаков».

Учитель: Квасова Елена Александровна

Цели:

- ознакомить обучающихся с казачьими пословицами и поговорками, помочь понять их скрытый смысл;

-дать необходимые представления о казаках;

- обогащать словарный запас обучающихся;

- развивать познавательные, аналитические и творческие способности обучающихся;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.

Методические приёмы: беседа, викторина, художественное чтение отрывков из произведений.

Теория: история появления казаков на землях Кубани .

Словарная работа: казак.

Оборудование: шкатулка, дерево из цветной бумаги с оголёнными ветками, цветы красного, жёлтого и синего цвета, карточки с заданиями, подборки пословиц и поговорок, презентация «Пословицы и поговорки о казаках», мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организация начала занятия.

Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать вам здоровья доброго.

Я спешу сказать вам: «Благости!»

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам: «Радости!»

Удач, успехов и везения!

И всем, сидящим в этом классе

Прекраснейшего настроения!

- Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, как называется наша малая родина, наш край? (Краснодарский край, Кубань.)

- Краснодарский край - жемчужина России.

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Спады и лиманы –

Все это родная Кубань. (Слайды)

  1. Сообщение темы занятия.

Издавна наш край славился поэтическими преданиями, пословицами и поговорками, песнями и сказками.

Уж много лет лежит, говорят, на дне Кубани заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится. Камни ему верную дорогу укажут.

Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …

Ещё и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. (Учитель снимает ткань, которой закрыта шкатулка, стоящая на парте перед доской.) Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные… (Учитель открывает шкатулку.) Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста …

Ребята, а как называются народные произведения, которые передаются из уст в уста? (Устное народное творчество, фольклор)

Верно. Давайте заглянём в заветную шкатулку кубанского фольклора. Только сразу все её тайны не будем раскрывать, а начнём знакомство с малых жанров кубанского фольклора.

Подойдите к шкатулке капитаны команд и достаньте из неё по одной карточке.

(Дети достают карточки со словами «Пословицы и поговорки», «казаках», «о».)

- Встаньте в ряд так, чтобы получилось предложение.

(Дети должны встать в ряд так, чтобы получилось предложение «Пословицы и поговорки о казаках».)

- Прочитайте полученное предложение. (Слайд)

- «Пословицы и поговорки о казаках» - тема нашего занятия.

Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками о казаках, попробуем объяснить их смысл и даже поучимся сами составлять краткие народные изречения.

  1. Знакомство с пословицами и поговорками о казаках.

На столе представлена казачья атрибутика (…..)

- Ребята, как вы думаете, кому это все принадлежит? (Казакам.)

- А что вы, ребята, знаете о них? (Ответы детей.)(Слайды)

- Слово казак означает «вольный». Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444 году.

В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII века присяге.

Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический.

За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем».

Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами. С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром.

Поселенцы старались сохранить свои традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Все это нашло отражение и в малых жанрах фольклора.

Пословицы о казаках помогают нам узнать, какими людьми они были, чем дорожили, как трудились и как отдыхали.

- Сейчас мы с вами сделаем несколько заданий по парам. У каждой пары будет свое задание. Задания будут раздаваться на карточках разных цветов. На слайде будет представлены цвета и условия заданий.

Задание 1. «В пословице ума – несметная сума».

Попробуйте объяснить это высказывание. (Ответы детей.)

Задание: ребята должны прочитать группу пословиц и определить черты характера казака, о которых говорилось в пословицах.

Пословицы 1 (Карточка):

Казаку честь за Родину лечь.

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.

Казак донской – рубака лихой.

Казакам мила родная сторона.

- В чём состояла главная забота казака? (Защита родной земли.)

- Что ещё говорят о казаке эти пословицы? (Казак отважен, храбр, смел)

Пословицы 2 (Карточка):

Ветру – поле, казаку – воля.

Донская земля дармоедов не кормит.

Кто ленится, тот не ценится.

Дерево смотри в плодах, а казака в делах.

Казак без труда, что земля без воды.

- Какими качествами обладает казак? (Трудолюбие, вольнолюбие)

Пословицы 3 (Карточка):

Казак без друга, что дуб без корней.

Враг – грозись, а казаки друг за друга держись.

Когда два казака заодно, – любого врага одолеют

Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.

- Что говорят о казаке эти пословицы? (Казак ценит дружбу и друзей, смел в бою)

Задание 2. «Восстановите пословицу». (Слайд)

- Пословицы рассыпались, распались на части. Задание: соберите пословицу из двух частей.

Учитель раздаёт парам карточки с частями пословиц.

Команды должны получить следующие пословицы:

1 пара: Каков казак, таков и рысак.

2 пара: Казак с конём и ночью, и днём.

  1. пара: Казак сам не поест, а коня накормит.

4 пара: Казак без коня, что воин без ружья.

5 пара: Без коня казак круглая сирота.

- О чём говорят эти пословицы? Кто был верным другом казака? Как казак относится к своему коню?

Задание 3. «Конкурс закончи пословицу». (Слайд)

- Вопросы задаются каждой группе.

- Обратим внимание на казачьи пословицы, в которых говорится о мудрости самих пословиц и поговорок.

- Вам надо правильно закончить пословицу.

1) «Поговорка – цветочек, пословица - …» (Ягодка.)

2) «Пословица – всем углам …» (Помощница.)

3) «Добрая пословица не в бровь, а …» (В глаз.)

А сейчас задание будет для всех. Смотрите, какое у нас появилось дерево. И на нем совсем нет зелени. Наша с вами задача сделать так, чтобы на этом дереве появились листочки. Но они должны появиться не просто так. А так, чтобы у каждого листочка было свое место. Сегодня мы с вами вспомнили и узнали много пословиц о казаках. Многие важные темы там затронуты. У каждого из вас на столах лежат пословицы о казаках на разные темы. Наша задача сгруппировать эти пословицы по темам и поместить на наше дерево. (Дружба, родина, труд)

Пословицы, предложенные ученикам:

Когда два казака заодно, – любого врага одолеют

Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.

Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.

Нет друга ищи, а нашёл – береги.

Казак без друзей, что дуб без корней.

Дружба заботой славится.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

Кто ленится, тот не ценится.

Донская земля дармоедов не кормит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Казак без труда, что земля без воды.

Дерево смотри в плодах, а казака в делах.

Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.

Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Казаку честь за Родину лечь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Казакам мила родная сторона.

  1. Подведение итога занятия. (Слайд)

Ребята, наше занятие подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями от него. Возьмите эту куклу (шапку или т.п.) и ответьте на любой из этих вопросов, после того, как ответите, передайте вещь дальше.

  • Интерес – Что интересно было на занятии ?
  • Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
  • Обучение – Что нового узнали?
  • Главное – Какие мысли были главными на занятии?
  1. Рефлексия.

Ребята! В волшебной шкатулке лежат цветы красные, желтые и синие. Если вам понравилось наше занятие, вы берёте красный цветок, если вам было скучно -жёлтый, если не понравилось - синий. Давайте украсим наше дерево с пословицами весенними цветами.

На доске прикреплён коричневый ствол дерева с оголёнными ветками.

Подойдите к шкатулке ребята, выберите нужный вам цветок, возьмите его и прикрепите к дереву.

- Посмотрите на дерево. Каких цветов больше?

Учитель подводит итог, учитывая мнения детей, высказанные разными цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. Пословицы и поговорки. КВН. 5 класс

Урок закрепления изученного материала по теме"Пословицы и поговорки" . Урок-КВН...

Игра по теме "Пословицы и поговорки" (5 - 7 класс)

Игра проводится после изучения темы "Пословицы и поговорки", состоит из 7 туров и рассчитана на 45 минут .  Класс делится на команды по 5-6 учащихся, за каждый правильный ответ команда  полу...

Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе

Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формиров...

внеурочное мероприятие по английскому языку в 5 классе "Звездный час "Лондон""

материал полезен после прохождения темы Лондон, где в увлекательной форме проходит его закрепление...

Внеклассное мероприятие "Пословицы и поговорки"

Методическая разработака внеклассного мероприятия по литературе...