классный час "Не дайте планете утонуть в пластиковом мусоре"
классный час (6 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна

Привлечение внимания обучающихся к проблемам утилизации мусора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas6b_tbo.docx355.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я.Василенко г.Лабинска

Не дай планете утонуть в пластиковом мусоре

(внеклассное мероприятие для обучающихся 6 – х классов)

                                                                                       

Земля - это не массивный гигант,

а скорее хрупкий ёлочный шарик.

Дж. Дарриус

Цель: Привлечение внимания обучающихся к проблемам утилизации мусора.

Задачи:  

  • Продолжить информирование  обучающихся о способах обращения с отходами производства и потребления.
  • Способствовать развитию  познавательного  интереса, творческих способностей обучающихся.
  • Создавать условия для формирования экологического  мировоззрения  школьников.

Подготовили:

Ковбанина Е.Ю. и  учащиеся 9 «Б»класса

Участники: 6 «Б» кл.

Кл.руководитель Курчина Е.В.

Земля - это не массивный гигант,

а скорее хрупкий ёлочный шарик.

Дж. Дарриус

Ход мероприятия:

Учитель предлагает обучающимся трёх групп совершить путешествие на экоавтобусе, делая остановки на станциях. В разных частях кабинета на стенах или столах закрепляются листы с заданиями для групп, реквизит (деревья, материалы для практической деятельности).

Станция первая «Пластиковая» (10 минут)

Оборудование : два дерева (нарисованные, лимоны (по 5 шт. для каждой команды), яблоки, ручки, скотч.

На стене( или доске) закреплены два дерева. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Сначала они обсуждают проблему в группе.

Задание: Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина,  резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.

Положительные последствия применения пластика запишите на яблоках, а отрицательные -  на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

 Станция вторая : «Практическая» (10 мин)

Оборудование: карточки с заданиями.

Практическое задание:1.  перед вами экземпляры бытовых отходов и карточек с временными периодами разложения. Определите, за какой срок природа сможет переработать наш мусор?

Учащимся необходимо соединить стрелками отходы и время разложения.

Отходы

Время разложения

Газета

1,5 месяца

Пластиковая бутылка

450 лет

Стеклянная бутылка

Более 1000лет

Алюминиевая банка

200-500 лет

Яблоко

2 месяца

2. назовите способы избавления от мусора, и их плюсы и минусы.

 Станция третья: «Сортировка мусора» (5 мин)

Практическое задание: Перед вами образцы бытового мусора (пластиковая бутылка, обрезки бумаги, стаканчики из-под йогурта, стеклянные банки, алюминиевые банки, органика). Рассортируйте его, пожалуйста, по видам в наши импровизированные контейнеры.

Практически каждый товар завернут в свою индивидуальную пластиковую упаковку (а то и не одну) и все покупки лежат в фирменной таре супермаркета для удобной доставки домой.  

(Только задумайся: в среднем пластиковый пакет используется всего 20 минут, а разлагаться на свалках города он будет почти 1000 лет, загрязняя питьевую воду и землю;

уровень потребления обществом полиэтиленовых пакетов оценивается более чем в 500 миллиардов в год, а это почти 1 миллион в минуту;

средняя семья потребляет 60 полиэтиленовых пакетов всего лишь за четыре поездки в продуктовый магазин;

пластиковые пакеты ежегодно вызывают более 100000 смертей морских черепах и других морских животных, ошибочно принявших пакеты за еду;


Впечатляюще? Мы призываем уменьшить количество избыточной упаковки в ежедневной жизни.)

Станция  четвертая «Идейная» (8 минут )

Оборудование: листы бумаги, ручки, пакет (пластик, бумага, металл, древесина)

Задание:

  1. На листке бумаги запишите ваши идеи по организации раздельного сбора мусора в нашем городе.

Каждой группе выдаётся пакет, содержащий пластик, бумагу, металл, древесину. Обучающиеся осуществляют раздельный сбор мусора.

Каждая группа обсуждает и фиксирует  идеи об организации раздельного сбора мусора в родном городе. Результаты работы групп  представляются на общее обсуждение.

Заключение

В качестве рефлексии можно предложить обучающимся нарисовать ладонь, записать на каждом пальце ладони, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания (3 минуты).

Домашнее задание (по желанию)

Что разлагается быстрее всего?

Необходимые материалы и оборудование: банки с крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки, совок.

Ход работы:

  1. Различные образцы отходов поместите в отдельные банки с почвой, перемешайте и закрутите крышки.
  2. Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном месте и проверяйте регулярно (1- 2  раза в неделю).
  3. Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
  4. Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагается быстрее.

Приложение

Станция 1Картинки по запросу клипарты яблоко шаблон

Кулинарный клипарт #4 Cooking Clipart #4

Лимон

Отходы

Время разложения

Газета

1,5 месяца

Пластиковая бутылка

 

450 лет

Стеклянная бутылка

Более 1000лет

Алюминиевая банка

200-500 лет

Яблоко

2 месяца

(Существует 4 способа избавления от мусора.

Захоронение на полигонах.

Сжигание.

Вторичная переработка.

Переработка гниющих отходов – биокомпостирование.

Захоронение на полигонах:

Плюсы:Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках. Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например, для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.

На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

Минусы:

Выделение в атмосферу, почву и грунтовые воды вредных веществ;

Требует больших площадей;

Место для обитания крыс, птиц, которые могут стать разносчиками инфекций.

Сжигание: можно разделить на два вида: непосредственное сжигание, при котором получается только тепло и энергия, и пиролиз, при котором образуется жидкое и газообразное топливо. В настоящее время уровень сжигания бытовых отходов в отдельных странах различен. Так, из общих объемов бытового мусора доля сжигания колеблется в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Германия, от 20 до 40%; Бельгия, Швеция — 48-50%; Япония — 70%; Дания, Швейцария 80%; Англия и США — 10%. В России сжиганию подвергаются пока лишь около 2% бытового мусора, а в Москве — около 10%.

Плюсы:

При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов;

Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы:

Дорогостоящий способ

Требуются высокие технологии

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания (диоксины, оксиды серы и азота) и как следствие выпадение кислотных дождей;

Часть мусора можно было бы перерабатывать!

Биокомпостирование: этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60°С. Биомасса ТБО в результате данных реакций в биотермической установке (барабане) превращается в компост.

Плюсы:

Переработку осуществляют естественные микроорганизмы, играющие большую роль в круговороте веществ в природе;

Небольшой выброс опасных веществ;

Не требуются чрезмерно высокие капитальные затраты;

Уменьшаются объём и масса отходов, снижается их биологическая активность (состав органической фракции стабилизируется) и негативное воздействие на окружающую среду (неконтролируемый выход биогаза и фильтрата).

Минусы:

Убыточность предприятий;

Не дает возможности освободиться от солей тяжелых металлов, поэтому компост из ТБО фактически малопригоден для использования в сельском хозяйстве;

Конечный продукт (компост) хорошего качества может быть получен только в том случае, если компостированию подвергаются отходы сепарированные и не содержащие загрязняющих веществ, которые могут присутствовать в исходных ТБО.

Переработка.

Плюсы:

Получение новых сырьевых ресурсов;

Уменьшение количества свалок;

Сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Минусы:

Дорогостоящий способ

Требуются предварительная сортировка отходов и установка дополнительных контейнеров.

Сегодня мы с вами подробно остановимся на вторичной переработке. Про важность и полезность сортировки мусора слышал каждый. Что мешает каждому из нас сортировать мусору себя дома?   

- у меня маленькая кухня/квартира, нет места под мусор;  

- так сложно его собирать, еще и мыть;   

- не знаю куда сдавать;

Это самые распространенные «отмазки» от раздельного сбора. Пусть сегодня каждый участник нашего урока примет решение сортировать свой мусор! Автор ролика Эмма Брайс прослеживает жизненный цикл трех разных бутылок, проливая свет на реальную угрозу, исходящую от одноразовых вещей).   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка тематического часа "Дайте планете шанс!"

Методическая разработка тематического часа "Дайте планете шнас!" была подготовлена к открытому мероприятию, проводимому в соответствии с планом работы методического объединения классных руко...

Не дай планете утонуть в море.

Разработка классного часа, предназначена для учащихся 5-7 классов.Материал интегрирует естественно-научные предметы-биологию, химию ,экологию и позволяет получить дктям знания в ходе ваполнения практи...

Разработка для классного часа: "Спасем планету от мусора"

Данная разработка предназначена для проведения классного часа по теме: "День-акция. Спасем планету от мусора"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай!"

Проект "Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай!"поможет донести до каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, научит их правильному обращению с мусором....

Познавательно – исследовательский проект «Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай!»

Создать условия для формирования у детей с овз знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формиров...