Текст выступления по теме «Квест-технологии во внеурочной деятельности»
статья

Тарбеева Наталья Борисовна

Современная действительномть стремительно меняется и развивается. Все популярнее становятся различного рода квесты. А почему бы нам не использовать квесты в образовательном процессе? Данный доклад посвящен квест-технологиям во вннурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-tehnologii_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд №1)

Добрый день, уважаемые коллеги, гости сегодняшнего мероприятия, хочется Вам представить доклад на тему «Квест-технологии во внеурочной деятельности»

( Слайд 2) Наше время - это время перемен. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. В условиях быстро меняющейся действительности обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и творчески реализовывать себя в ней. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Возникает вопрос: какие формы, методы, средства, и, наконец, технологии должен выбрать педагог, чтобы создать условия для формирования именно такой личности? Стандарт на этот вопрос отвечает требованием системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Согласно ему, процесс обучения и воспитания – это процесс деятельности самого ребѐнка. Внеурочная деятельность, наряду с уроками, – одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от «сухого» преподавания весьма объемного материала, многое из которого нужно еще и заучить. Внеурочная же работа предоставляет большие возможности для возбуждения интереса учащихся к изучаемым предметам. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности уделено особое внимание как обязательной части основной образовательной программы, направленной на достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая с классом для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, для развития значимых качеств личности, реализации творческой и познавательной активности, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Таким образом, мы отчѐтливо понимаем, что и в процессе обучения, и в процессе воспитания мы должны использовать деятельностные технологии. Ярким примером таковых технологий являются квесты.

(Слайд 3) Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.

Существует множество понятий квеста. Квест, или приключенческая игра — один из основных жанров игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий или физических усилий.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Нужно применять логику, ловкость и координацию, а так же работать в команде.

(Слайд №4) До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.

Квест-технология для нас – это технология, в которой процесс поиска является организационной формой познания мира: дети в процессе поиска открывают и присваивают новые знания, способы деятельности, проходят социальные пробы, учатся быстро решать возникающие проблемы.

Образовательный квест - педагогическая технология, решающая образовательную задачу и включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Они могут охватывать отдельную проблему или тему. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами.

Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.

 (Слайд №5)Ирина Николаевна Сокол предлагает подробную классификацию квестов, постараемся ее воссоздать. Образовательные квесты различаются:

  • по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные);

( Слайд 6)

  • по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные);

( Слайд 7)

  • по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме);

( Слайд 8)

  • по форме работы (групповые; индивидуальные);

( Слайд 9)

  • по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест);

( Слайд 10)

  • по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые).

(Слайд 11)  В процессе игрового квеста выделяют несколько этапов: мотивационный (проблемный), инструктивный, деятельностный, рефлексивный.

(Слайд 12)  На мотивационном этапе педагог предъявляет участникам игры проблему, которую необходимо решить (например, карту с отмеченными объектами и вопросами). (Слайд 13)  На инструктивном этапе происходит чѐткое определение маршрута, времени и условий выполнения задания. (Слайд 14)   На деятельностном этапе дети включены в процесс активного поиска – они, следуя инструкции, выполняют предъявленные задания. (Слайд 15)  На рефлексивном этапе дети отчитываются о выполнении задания: отвечают на вопросы, предъявляют доказательства, рассказывают, какие были проблемы и как они их решали, сообщают о своих достижениях. (Слайд 16,17)  Последние два этапа нужны для учителя при планировании, разработке и подготовке квэста. (Заключение и комментарии – это для учителя при планировании квеста).

(Слайд 18)  Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как квест, разнообразит воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом формируется ряд метапредметнх навыков:

  • (Слайд 19)  самообучение и самоорганизация;
  • (Слайд 20)  работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • (Слайд 21)  умение находить несколько способов решения проблемной ситуации;
  • публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).    

(Слайд 22)  Итак, ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и  внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС.

(Слайд 23) А закончить мне хотелось бы словами Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра» Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов! (Слайд 25) и эти строчки для Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Лучший учитель». Тема: КВЕСТ - технология как средство повышения эффективности образования

Тема моего выступления: КВЕСТ – технология как средство повышения эффективности образования.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной об...

Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»

Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»...

Web-квест технологии как реализация проектировочной деятельности преподавателя высшей школы

В статье предлагается нестандартный взгляды на реализацию проектировочной деятельности преподавателя высшей школы. Говориться о современной образовательной технологии - Web-квест, а в частности, о тем...

Статья на тему: "Квест технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике"

В данной статье представлена краткая информация касаемая сущности познавательного интереса и путей его развития в образовательном процессе. А также какое влияние на развитие познавательного интереса п...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в организации свободного времени школьников»

О роли внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе ...

Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по теме "Дуэль" для заний внеурочной деятельности в старших классах

Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по данной теме предназначены для заний внеурочной деятельности в старших классах.На основе данных материалов был пост...

Выступление на совещание ЗДВР по модулю внеурочная деятельность рабочей программы воспитания

Выступление на совещание ЗДВР по модулю внеурочная деятельность рабочей программы воспитания...