Пояснительная записка
рабочая программа

Раднаева Альбина Жаргаловна

Пояснительная записка к занятиям по видам деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к занятиям по видам деятельности

Данная программа разработана на основе:  

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

•  Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.

Воспитание проходит в процессе взаимодействия людей в разнообразных сферах их деятельности в рамках социальных институтов, при этом одним из основных является школа.

На современном этапе развития общества воспитание приобрело новые грани. В центре системы воспитания как наивысшая ценность жизни находится человек; образование, обучение рассматриваются сегодня как средство воспитания; формирование личности протекает в контексте общечеловеческой культуры; свобода выбора при формировании личности является фундаментом методического решения проблемы воспитания.

Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ, возможно более полная его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса.  Прежде всего, это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.

Формирование личности ребенка с ОВЗ, его воспитание в коллективе предполагают коррекционную, а главное коммуникативно-адаптационную направленность при использовании словесной речи как ведущего средства общения в условиях речевого режима, что особенно важно при работе с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.

Наиболее эффективна воспитательная работа при учете возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Важным является стремление к достижению воспитательного эффекта, в основе которого лежит не внешнее (дисциплинарное) побуждение, а внутренние мотивы воспитанников, сформированные посредством овладения социальным нравственным опытом в единстве с развитием словесной речи.

Содержание работы педагогов в интернате определяется целью и задачами воспитания детей с недостатками слуха и реализуется в разнообразных видах деятельности детей — учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной, в условиях целесообразно организованного чередования различных видов деятельности.

Учебно-познавательная деятельность является продолжением учебно-воспитательного процесса I половины дня и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности воспитанниками, а также формирует новые знания и умения. Она имеет большую практическую направленность. По содержанию учебно-познавательная деятельность выходит за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение детьми широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию их познавательных интересов, обогащению житейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.

Виды учебно-познавательной деятельности:

  • самоподготовка;
  • тематические прогулки, экскурсии;
  • беседа;
  • внеклассное чтение;
  • игры;
  • бытовой труд.

Основные направления воспитательной работы:

  • духовно-нравственное;
  • общеинтеллектуальное (охрана здоровья, физическое развитие);
  • общекультурное;
  • гражданско-патриотическое;
  • трудовое (профессиональное).

В ходе деятельности у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.

  1. Самоподготовка.

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Цель самоподготовки:

привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

В ходе самоподготовки решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приёмам самостоятельной работы, рационального использования времени, формировании у них навыков учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом,

Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки являются:

  • преемственность в работе и единство действий учителя, учителя-дефектолога и воспитателя;
  • тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, а также методики работы, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);
  • единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и оказания им своевременной индивидуализированной помощи со стороны воспитателя;
  • проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников;
  • закрепление и повторение изученного на уроках материала;
  • упражнение в применении знаний, умений и навыков, для их прочного усвоения и практического применения;
  • развитие интереса к учению; формирование исполнительских навыков.

Дидактические требования к самоподготовке.

  • Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  • Задания ученики выполняют самостоятельно.
  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  • Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, оценка воспитателем).
  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке.

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  • Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  • Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  • Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  • Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

  • коллективная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • индивидуальная.

Основные этапы самоподготовки:

  • Организационный этап. Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.
  • Выполнение домашнего задании по предметам. (Самостоятельное изучение материала).
  • Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.
  • Заключительный педагогический контроль.

Организация выполнения домашних заданий.

Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.

На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.

В целях максимальной эффективности самоподготовки и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. Воспитатель также организует систематическую работу по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.

II. Тематическая прогулка, экскурсия.

Тематическая прогулка, экскурсия проводится с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся знаний, или приобретения новых, а также для решения конкретных воспитательных и коррекционных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации воспитанников. Тематика прогулок и экскурсий может быть связана с учебными предметами, внеклассными занятиями, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

В ходе мероприятия воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, даёт словесные пояснения наблюдаемому (для отдельных учащихся опорные таблички), вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

После проведённого мероприятия, полученные знания и представления закрепляются при изготовлении книжек-малышек, альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчётов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме прогулки, экскурсии.

III. Беседа

Беседа как метод воспитания предполагает совместное с воспитанниками обсуждение различных проблем общественной жизни. Беседа – это организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Беседа состоит из нескольких этапов. На первом этапе педагог обосновывает тему. На втором, основном этапе беседы дается материал для обсуждения. Затем педагог начинает ставить вопросы так, чтобы воспитанники свободно высказывали свои мнения, приходили к самостоятельным обобщениям и выводам. На последнем, заключительном этапе педагог обобщает все высказывания, на их основе формулирует наиболее разумное, по его мнению, решение обсуждаемой проблемы.

Основные этапы проведения бесед:

  • сообщение конкретных факторов;
  • объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
  • обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
  • обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;
  • применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения своих товарищей, других людей, как устно, так и письменно.

Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить воспитанники; те практические выводы, которые будут сделаны.

Задачами беседы в интернате для детей с нарушением слуха является:

  • формирование и обогащение словарного запаса; повышение речевой активности детей с нарушением слуха;
  • работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур;
  • обучение построению связных речевых высказывание с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности;
  • создание условий для формулирования развернутых связных высказываний;
  • выработка умения высказывать своё отношение к рассказу учителя или товарища;
  • воспитание честность, трудолюбие, ответственность за совершаемые поступки.

Беседа может проводиться с различной педагогической целью. В зависимости от этого изменяется ее характер и методика проведения. Так, в воспитательской практике широко применяется вводная беседа, в процессе которой педагог выясняет имеющийся у учащихся уровень, объем и характер знаний. Это становится отправной точкой для дальнейшей работы и определения методов изучения материала.

Другой характер носит беседа, которая проводится в процессе изучения нового материала. Путем постановки вопросов воспитатель направляет учащихся на активное восприятие и осмысление того или иного материала и подводит к правильным выводам и обобщениям.

 Своеобразно строится беседа, проводимая с целью проверки усвоения материала, Она помогает выяснить правильность, объем и глубину приобретенных слабослышащими школьниками знаний. На этапе закрепления знаний проводится беседа, обеспечивающая прочность их усвоения, систематизацию и обобщение.

Типы предложений от класса к классу усложняются: в начальных классах это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в среднем звене – сложные предложения с различными видами придаточных.

Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями в беседах, речевых упражнениях, при подготовке отчётов, сообщений, сочинений.

Темы бесед должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.).

Проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Проводя беседу, воспитатель задаёт вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не даёт закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Таким образом, беседа имеет огромное значение в формировании личностных качеств воспитанников. Она помогает выработать правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, нравственным и политическим обязанностям.

 IV.  Внеклассное чтение

Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников. Оно направленно на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время.

Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, стойкую привычку к самостоятельному чтению, воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.

Задачи:

1. Образовательные:

-        формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения;

-        формирование умений школьников анализировать читаемые тексты;

-        уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений; о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении;

-        развитие навыков устной и письменной речи.

2. Воспитательные:

-        разностороннее развитие личности школьников через воздействие художественной литературы;

-        сопереживание, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;

-        формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.

3. Коррекционно-развивающие:

-        обогащение словарного запаса слабослышащих школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

-        создание условий для речевого общения учащихся, введения новых понятий в активный словарный запас учащихся путём расширения их речевой практики;

-        овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи; расширение познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые, коллективные (фронтальные), индивидуальные.

В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных видах. Это может быть -  сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. На занятиях по внеклассному чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Учитывая образовательно-воспитательные задачи и интересы и запросы учащихся класса воспитатель совместно с учителем подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения.

В программе по внеклассному чтению предусмотрено формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д.

Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.

Воспитатель не только организует внеклассное чтение, но и помогает детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведет учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению. Для этого организуются выставки книг с аннотациями к ним, рассказывается о писателях, демонстрируются диафильмы, организуется просмотр мультфильма или кинофильма по одному из произведений писателя.

V. Игры.

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами являются:

  • развитие и обогащение игровой деятельности детей;
  • расширение круга знакомых им игр;
  • использование игры как коррекционного средства, в общем и речевом развитии ребенка.

        Спортивные, подвижные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных общений и отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать игры проговариванием, так как это снижает ценность так необходимой детям физической нагрузки.

        Дидактической игре принадлежит важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Сюжетно-ролевая игра объединяет общение и предметную деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с ОВЗ воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.

Организуя игры, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности слабослышащих детей и корректирует её:

  • однообразие и бедность сюжетов;
  • чрезмерную детализацию предметных действий;
  • механическое подражание друг другу;
  • трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию;
  • в игровом замещении предметов.

Вследствие этого воспитатель создаёт необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или её правилами.

Разные виды игр требуют разного объёма словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, слуха, навыков общения.

Важными условиями успешной организации и проведения игр являются следующие:

  • тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;
  • наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;
  • обучение детей пользованию этими предметами, а также предметами-заменителями;
  • обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;
  • создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;
  • поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

VI.   Бытовой труд

Бытовой труд занимает значительное место в общей системе воспитательной работы. Программа направлена на формирование в максимально доступном для каждого учащегося объеме навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Цель: через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.

Задачи трудового воспитания детей, обусловлены общечеловеческими потребностями жизни человека в обществе и среде. К ним относятся:

  1. Воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду.

2. Развитие, через привычку к труду, духовных и нравственных качеств личности, уважения к представителям разных профессий, бережного отношения к своему и чужому имуществу, навыков работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность).

 3.        Создание условий для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни.

Специальными задачами трудового воспитания слабослышащих детей являются:

  • целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры;
  • формирование и активизация соответствующего словаря;
  • развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности;
  • формирование специальных двигательных умений и навыков;
  • приучение к самостоятельному осмыслению и выполнению любой работы;
  • развитие мышления в разнообразных видах деятельности;
  • совершенствование навыков планирования последовательности трудовых операций.

Через различные виды и формы труда по самообслуживанию: уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборка помещений и пришкольного участка, различные виды дежурства, овладение несложными навыки кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями - реализуется трудовая деятельность воспитанников в интернате.

Все этапы занятия должны быть максимально насыщены речевым общением. Воспитатель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий. Трудовые задания должны быть полезными, а поручение выполнить их – свидетельством доверия воспитателя, его уверенности в возможностях воспитанников. Недопустимо использовать труд как средство наказания воспитанников.

Занятия создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсий в магазины, на предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрирует образцы поведения человека в труде, учит навыкам общения.

В программе дается примерный перечень знаний и умений для уровней учебных возможностей учащихся. Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями.

Содержание общественно полезного, производительного труда весьма разнообразно и включает дела, приносящие пользу коллективу школы, окружающим людям.

Трудовое воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности, поэтому общие методы воспитания также должны быть эффективно использованы в системе трудового воспитания: убеждения, пример, требование, упражнения, одобрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...