Христианские мученики ГУЛАГа.
материал (7 класс)

Чернова Елена Васильевна

Христианские мученики ГУЛАГа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_pk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Христианские мученики ГУЛАГа.

Основная часть:

Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону,  который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.

     Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны   известны в истории как репрессии. За период с 1920 по 1938 гг. было репрессировано более 21 тыс. священнослужителей, судьба многих из них неизвестна до сих пор. Для каждого православного россиянина изучение истории гонений на Русскую Православную Церковь и подвигов ее защитников всегда будет актуальным.

        

Репрессивная политика  большевиков против церкви. Основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь

       Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как «социально-чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия, было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и «религиозных пережитков» в народе.    

       Можно выделить несколько периодов в гонениях на Русскую Православную Церковь:

1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.);

2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.);

3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)

     Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании.

      В период религиозного НЭПа  (1921–1928 гг.)  большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее.

    Самый страшный    период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Лишь начало Второй мировой войны вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.

     Начало репрессивной церковной политике советской власти было положено декретом СНК «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 года. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Таким образом, 1918 год стал первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих. Духовенство рассматривалось большевиками наряду с кулаками, «спецами» как «социально чуждый элемент», они под разными предлогами были выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав, изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по ступеням социальной лестницы, отправлены в ссылку.

       В первые годы советской власти восемь тысяч православных священников пали жертвами большевистского террора. Киевский митрополит Владимир был изуродован, а затем расстрелян. Жестоким пыткам был подвергнут Пермский архиепископ Андроник. Ему вырезали щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши и в таком изувеченном виде водили по городу. Расправлялись и с другими священнослужителями.

        Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. По официальным данным  в 1937–1938 годах было репрессировано около 165 тысяч православных священнослужителей, из них расстреляно 106 800 человек.

      По распоряжению Наркомата юстиции в 1919-1920 гг. было проведено вскрытие святых мощей и их освидетельствование, что стало настоящим потрясением для церковного народа. Этот акт проводился особыми комиссиями в присутствии священников, результаты пропагандировались в сугубо антирелигиозном ключе. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре властями производится вскрытие святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Невзирая на протесты верующих, большевики продолжали свое черное дело. Всего за период с 1 февраля 1919 года по 28 сентября 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия святых мощей.

     Также одним из направлений репрессивной политики большевиков против церкви являлось закрытие и разрушение церквей, закрытие монастырей, ликвидация монастырских кладбищ, передачи зданий сельскохозяйственным коммунам или трудовым колониям для малолетних. По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные книги, колокольный звон и крёстные ходы были запрещены. Все храмы были закрыты 1930-е гг.,  церкви после их закрытия зачастую разбирали и материалы использовали на постройку школ, гаражей, клубов.

    Итак, репрессивная церковная политика советской власти стала духовной и нравственной катастрофой для народа в целом. Террористический план уничтожения значительной части духовенства и церковного актива привел к росту насилия и агрессивности, к обострению социальных конфликтов.

    С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства. Новомучеником называют человека, который пострадал за веру в XX веке.  

Рассказ о таком человеке

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству.

В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха.

В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях.

 Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова.На могиле его был положен гранитный камень с надписью: Отец Арсений1894-1975. Потом этот камень исчез; в каком состоянии и где находится могила, теперь неизвестно, т. к. все, кто ухаживал за нею, уже скончались.

Учитель знакомит с кратким содержанием  книги «Отец  Арсений», которая   вышла  в  свет  в конце 90-х и  зачитывает выдержки из отдельных глав книги «Отец Арсений» о жизни в лагере.

В   2000 году  вышел  альбом Александра  Маршала  с  тем же  названием.  Каждая  песня  в  этом  альбоме - краткий  поэтический  пересказ  одной  из  глав книги….

Учитель  предлагает прослушать одну из песен альбома   в исполнении А.Маршала «Подвиг»,  и обсудить   ее слова. Как вы думаете,  какой главе  книги «Отец Арсений» посвящена эта песня.

(С ребятами проводится дискуссия)

Просмотр фрагментов фильма «Отец Арсений»

Подведение итогов

Рефлексия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку основ православной культуры "Христианский подвиг воина-мученика Евгения Родионова"

Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению христианского подвига....

Презентация "Николай II кровавый самодержец или мученик"

Данная презентация была созданна для защиты школьного проекта учащимися 11 "А" класса....

Разработка урока по опк по теме "Царственные мученики" 7 класс ФГОС

Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 7 класса по учебнику Шевченко Л.Л....

Статья "Жития святых мучеников и исповедников III-IV веков – первой половины XX столетия". Евдокимов О.В.

В представленной статье-докладе рассматривается и анализируется житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества как первых веков христианства, так и прошлого, XX столетия. Особенности а...

Презентация "Сорок мучеников Севастийских"

Материал презентации познакомит детей с подвигом 40 Севастийских мучеников, чью память мы празднуем 22 марта, и с традицей выпечки постных булочек-"жаворонков" в память о мучениках....

Христианские мученники ГУЛАГа

Конспект урока.Репрессивная политика  большевиков против церкви. Основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь...