Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа (5 класс)

Максимович Нонна Егоровна

Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся, формирование элементарных представлений  об экологической нравственности  как области экологически ответственного отношения к жизни во всех ее проявлениях, формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества, регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения, ведения эколого-просветительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_ekolog.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа №9 г.Ярцево Смоленской области

Согласовано                                                                                                                                                                                 Утверждаю

Зам.директора по МР                                                                                                                                                                  Директор школы

_______/Е.В.Шустова/                                                                                                                                                                _____/Е.А.Хайкова/

29.08.2019г.                                                                                                                                                                               30.08.2019 г.

                                                 

                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « Юный эколог»

(33 ч. в год; 1 ч. в неделю)

Учитель  Максимович Нонна Егоровна

Рассмотрено  

Руководитель  МС ________/Е.В.Шустова

Протокол от  27.08.2019 г.

№1

Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся, формирование элементарных представлений  об экологической нравственности  как области экологически ответственного отношения к жизни во всех ее проявлениях, формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества, регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения, ведения эколого-просветительской деятельности.

Принципы реализации программы

  • личностно-ориентированный подход;
  • деятельностный  подход;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • системное педагогическое руководство.

Рабочая программа  кружка « Юный эколог»  предназначена для учащихся 9  классов и рассчитана на 1 учебный год  (34 ч. в год, 1 ч. в неделю).

Содержание программы кружка  « Юный эколог»  является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.

Цель

Создание системы работы ОУ для развития у обучающихся экологического стиля мышления, осознания ответственности за личный вклад в экологическую грамотность страны через экологическое направление во внеурочной деятельности.

Задачи

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в экологической сфере внеурочной деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных экологических знаний, умений и навыков на практике;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • определить составляющие компоненты экологического сознания;
  • обозначить направления формирования экологического сознания и грамотности через выделение содержательных линий:

              - учусь экологическому мышлению,

              - учусь управлять собой,

              -учусь действовать, мои экологические проекты.

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД:

 1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2.Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3.Знание основных  принципов  и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни.

4.Формирование   познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений.

5.Формирование личностных представлений о целостности природы.

6.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм  социальной жизни в группах и сообществах.

7.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

8.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и практики.

9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими учащимися в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.

10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в природе.

12.Формироование основ экологической  культуры  на  основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Овладеть основами исследовательской и проектной деятельности. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

5.Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию  в различных источниках, анализировать информацию  и оценивать ее   значимость.

6.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

8.Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.

9.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3.Смысловое чтение.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

5.Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

6. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и

учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражении своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .

Предметные :

Обучающийся   научится:

1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";

2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • находить информацию об объектах живой природы  в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой  природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
  • работать  с определителями растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при  решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность;
  • учитывать мнение  окружающих и адекватно оценивать собственный вклад  в деятельность группы.

Формы экологической деятельности учащихся

  • Наблюдение за объектами и состоянием окружающей среды во время экскурсий (в парки, на водоёмы, в лес), сезонные прогулки;
  • Эксперимент;
  • Экскурсия;
  • Выпуск стенгазеты « Юный эколог» (3 выпуска  в  уч.году);
  • Участие в творческих конкурсах экологической направленности;
  • Беседы об отношении учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, их роли в жизни человека.
  • Участие в экологических  акциях;
  • Экологические игры.

Содержание программы

Тема 1. Основные понятия экологии (7 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Общая характеристика понятия «экосистема». Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм.

Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.

Экскурсия «Лес - природное сообщество».

Экскурсия «Обитатели почвы».

Экскурсия  « Природный  водоем».

Тема 2. Неживая  и  живая природа (21 ч., из них 16 ч. - работа в микрогруппах )

1.Почта. Состав и виды  почвы. Биоиндикаторы  почвы среди растений и животных.

Практическая работа «Определение воды в почве. Экологические группы растений по отношению к воде».

Практическая работа « Роль дождевых червей в почвообразовании».

2.Солнце - источник тепла и света. Лист-орган воздушного питания растений. Особенности растений различных экологических групп по отношению к свету. Листовая мозаика.

3. Вода, ее признаки и свойства.

Практическая работа «Органолептическое исследование воды из различных источников».

4.Воздух. Состав воздуха. Воздух  и здоровье человека.

Практическая работа « Комнатные растения - очистители воздуха». Выпуск стенгазеты.

 

5.Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений.

Практическая работа « Правила работы с определителем растений».

Практическая работа « Разработка модели экологической тропы  « Первоцветы» на школьной территории».

Тема 3. Международные экологические акции(4 ч.)

Участие в  международной экологической  акция « Марш Парков-2019»

Экологический рейд  « Мусорные свалки в нашем  микрорайоне».

Экскурсия в лесничество.

Экскурсия на станцию юннатов  г.Ярцево.

4. Заключительное занятие (1 ч.)

Круглый стол « Большие дела маленькими руками».

Тематическое планирование

(33 ч.в год; 1 ч. в неделю)

Тема

Кол-во часов

Экскурсии

Практическая работа

Экол.

практ.деятельность

 Основные понятия экологии

7

3

0

0

Неживая  и  живая природа

21

8

1

Международные экологические акции

4

2

0

2

Заключительное занятие

1

Итого

33

5

8

3

 

Приложение №1

к рабочей программе                                                                                                                                                                                                              кружка « Юный эколог»,                                                                                                                                                                                                      утверждена    30.08.2019 г.                                                                                                                                                                                                         Учитель Максимович Н.Е.

Календарно-тематическое планирование проведения занятий кружка « Юный эколог»

(33 ч. в год; 1 ч. в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Проведено

По программе

По факту

Тема 1. Основные понятия экологии (7 ч)

1

Предмет и задачи экологии. Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека. Экология города (урбоэкология).

1

3.09

2

Значение экологических знаний в жизни современных людей. Общая характеристика понятия «экосистема».

1

10.09

3

Основные компоненты экосистем. Экологические связи.

1

17.09

4

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе .

1

24.09

5

Экскурсия «Лес - природное сообщество».

1

1.10

6

Экскурсия «Обитатели почвы».

1

15.10

7

Экскурсия  « Природный  водоем».

1

22.10

Тема 2. Неживая  и  живая природа (21 ч., из них-  15 ч.  работа в группах )

8

Почта. Состав и виды  почвы.Биоиндикаторы  почвы среди растений и животных.

1

29.10

9,10

Практическая работа «Определение воды в почве. Экологические группы растений по отношению к воде».

2

5.11

12.11

11,12

Практическая работа « Роль дождевых червей в почвообразовании».

2

25.11

3.12

13

Солнце - источник тепла и света. Лист-орган воздушного питания растений

1

10.12

14

. Особенности растений различных экологических групп по отношению к свету. Листовая мозаика.

1

17.12

15

Вода, ее признаки и свойства.

1

24.12

16,17

Практическая работа «Органолептическое исследование воды из различных источников».

2

31.12

14.01

18

Воздух. Состав воздуха. Воздух  и здоровье человека.

1

21.01

19,20

Практическая работа « Комнатные растения - очистители воздуха».

2

28.01

4.02

21,22

Выпуск стенгазеты.

2

11.02

25.02

23

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений.

1

3.03

24,25

Практическая работа « Правила работы с определителем растений».

2

10.03

17.03

26-28

Практическая работа « Разработка модели экологической тропы  « Первоцветы» на школьной территории».

3

24.03

31.03

14.04

Тема 3. Международные экологические акции(4 ч.)

29

Участие в  международной экологической  акция « Марш Парков-2019»

1

21.04

30

Экологический рейд  « Мусорные свалки в нашем  микрорайоне».

1

28.04

31

Экскурсия в лесничество.

1

12.05

32

Экскурсия на станцию юннатов  г. Ярцево.

1

16.05

Заключительное занятие (1 ч.)

33

Круглый стол « Большие дела маленькими руками».

1

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...