мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица
классный час (6, 7, 8 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленница 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль русской и тувинской культур в образовательных организациях РТ

Конкурс  мастер-классов по проведению народных праздников

Подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Дон-Терезин Ооржак Зоя Сартыбаевна

Тема  мастер-класса  СТАТУС-КВО  народных игр в национальном  тувинском  и  русском  праздниках Шагаа и Масленица

Предмет    Фестиваль          Аудитория   Коллеги         Дата 07.12.2017                                  

Тип  мастер-класса    - общеметодологической направленности

Вид  конкурс

Цели: Образовательная: знакомство  с термином  «статус-кво» и , определение статуса народных игр  национальных праздников Шагаа и Масленица.

Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств;  развитию интереса  к изучению  и популяризация русской и тувинской культур, воспитание толерантности в полиэтнической республике.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с историями народных праздников , с тематикой и содержанием игр

Метапредметные УУД:

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

коммуникативные УУД: планирование  сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с полнотой выражать свои мысли.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать знания по литературе, истории, краеведению.

надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину.

Средства обучения: . ТСО- диапроектор, дидактические материалы и наглядные пособия - буклет, сценарий мероприятия, анкета, плакаты о Шагаа и Масленице,  таблицы- смайлики,игрушечные матрешки,косточки-кажыктар).

познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

личностные: внимание, уважение к окружающим; акцентировать любовь к Родине.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: саморегуляция, целеполагание

Задачи :

Пропаганда русской и тувинской национальных культур; обмен опытом.

Категория участников: классные руководители, учителя русского языка и литературы, тувинского языка и литературы, педагоги дополнительного образования.

4.Технологическая  карта   мастер-класса

 1.Организационный момент. Интрига Психологический настрой на  мероприятие.(Игра с матрешками и косточками – кажык,игра «Рыбка»)

2.Актуализация и мотивация  к активной  деятельности 

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете,  о чем сегодня мы поведем  разговор?

- Законы и правила  нужны в любом деле:

- Скажите ,пожалуйста, чтобы построить скворечник ,что нужно знать? (особенности древесины и инструменты для плотницкой работы)

-  А чтобы  вырастить красивые цветы нужно знать ?(как  разводить цветы)

- И чтобы провести интересные народные  праздники, нужно знать? (обычаи, традиции народа и правила этих игр)

3. Установка познавательной задачи

- А чтобы узнать насколько популярен тот или иной праздник любого народа, что  можно сделать? (разными методами узнать  статус  праздников и национальных игр)  Значит- сегодня мы узнаем статус – кво народных игр национальных праздников Шагаа и Масленица в виде игры.Конкретная форма- Гала – представление в творческой развлекательно – игровой  форме художественной мастерской  «Художник в забавной   симметрии» (Раздать таблички – смайлики) (Приложение №1)

4. Усвоение новых знаний. Игра « Дихотомические этюды» (Этюды воображения) Дихотомия (от греч.dichotomia) –сопоставленность и противопоставленность двух частей целого. 

Темы этюдов- Шагаа и Масленица (оживляем картинки) Сопроводительный голос за кадром, сюжеты и образы символические элементы костюмов эмоции, целостный характер, настрой зрителя на активное восприятие)

5.Первичная проверка понимания.

СТАТУС КВО  Шагаа и Масленицы. Разница и сходство в проведении национальных праздников (Приложение №2)

6. Закрепление и Контроль глубины знаний  Игра «Коллаж  ассоциаций» (Приложение №3)

7. Самопроверка знаний. Игра «Витрина чувств» - объекты демонстрации  в предлагаемой витрине -. Задача- показать  чувство через невербальные  средства- мимику, жесты, позу, оформить  витрину по принципу музея восковых фигур через выбор и имитацию персонажей

8. Домашнее задание  и инструктаж его выполнения (Раздать буклеты, сценарий, смайлики, технологическую карту мастер-класса, чтобы использовали  в своей работе)

9. Рефлексия  Итог. Игра «Фабрика комплиментов» ( игра «Дождь»)

Карточки для  работы с аудиторией

 СТАТУС КВО

Полезный потенциал: воспитание интереса и уважение к культурному наследию прошлого любого народа, национальным традициям, развития инициативы и социального  творчества, выработка личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей

Задача (Механизм реализации):Статус-кво былых традиций-общешкольный проект ,представляющий собой КТД с элементами  исследования, презентации, творческой защиты, организации жизнедеятельности

Логика действий- поддерживать лучшие неписанные правила прошлой жизни, по которым  жили наши прадеды, поэтому, сегодня конкретная форма:- Гала – представление в творческой форме художественной мастерской развлекательно – игровая  программа «Художник в забавной   симметрии»

ВИТРИНА ЧУВСТВ

Полезный потенциал- воспитание тонкости чувств, глубокого восприятия  другого человека, воспитание эмпатии, толерантности, способам  адекватного выражения эмоций.

Задача (Механизм реализации) - показать чувство через невербальные  средства – мимику, жесты, позу, оформить витрину по принципу музея восковых фигур через выбор  и имитацию персонажей

Игра «Коллаж  ассоциаций» (Приложение №3)

Полезный потенциал: развитие интуиции и творческого воображения, воспитание тонкости чувств и восприятия, помощь в понимании ценности человеческой неодинаковости и видении окружающего мира более многоцветным чувством

Задача (Механизм реализации) - это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен. Это чудесная и живая техника  для улучшения эмоционального состояния,  для поиска  новых ресурсных возможностей, сопутствующая,  приятная, расслабляющая атмосфера.Для каждого она своя , возможно это  свечи или любимые ароматы и запахи. Возможно  приятная, релаксирующая музыка 

1. По оценочному восприятию  Нравится- не нравится и почему ? Это первичный вопрос, который мы задаём себе или тому человеку чей коллаж мы разбираем  

2. По Эмоциональному восприятию.Какие чувства вызывает у нас коллаж ?  Это уже более тонкий вопрос 

3. По сюжетной линии (О чём твой коллаж?) первичное описание 

 4 По содержанию отдельные образы и темы ( Ищем тематические образы и блоки связанные между собой)

5. По деталям  Случайности, повторяющиеся картинки, и самое крупное.

 6. В конце Наблюдаем «Случайности»: Повторяющиеся образы (где и сколько?);Перекрывания (что то перекрывает что –то  и что мы там спрятали?);Наложения (что там спрятано?);Отрезания (что мы отрезали наблюдаем?):Выход  за края  (какая часть выходит и что там изображено ?)

Игра «Фабрика комплиментов»

Полезный потенциал: развитие творческих качеств, постижение искусства общения

Задача (Механизм реализации):Комплимент-продукт очень нужный людям, потому что влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека, например, такой нежный  скоропортящийся ,как хорошее настроение.

Технология производства комплиментов включает два основных компонента:

1.адресат (или принадлежащая ему часть)т.е.кто, что сравнивается

2.Сцепляющие конструкции технологической цепочки продукта-комплимента

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «словно…»-конечный образ

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «похожи,как…»-конечный образ

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «напоминают мне…»-конечный образ…

Но оценивается рационализаторские творческого вдохновения продукты- комплименты , с устойчивыми образами…,кому удастся  из предложенного сырья создать самые оригинальные, нестандартные варианты комплиментов, которые переводятся в экспериментальные цеха, работающие по индивидуальным заказам для массового выпуска.

Каждый цех специализируется на выпуске определенной лексической направленности… Это  требует от производителей комплиментов  творческого поиска в обыгрывании лестных отзывов заказчикам заданной проблематики

Особый цех- выполняющий особые заказы: комплименты для начальника, учителя, коллектива, жюри …

ОТК(Отдел Технического Контроля)- подводит итоги работы каждой бригады, составляя статистическую сводку изготовленного продукта-комплимента и присваивает Знак Качества отдельным образцам (это-основание для выплаты премий)  

Конструкторское Бюро- разрабатывает  новые, авангардные  направления  «комплиментарного производства»,учитывающие современные тенденции «речевой моды»,событий реальной жизни

Фирменный магазин - представляет  лучшие образцы фабричной продукции, демонстрируемые (озвучиваемые) специальными  моделями от бригад фабрики и КБ

Карточки для  работы с аудиторией

 СТАТУС- КВО

Полезный потенциал: воспитание интереса и уважение к культурному наследию прошлого любого народа, национальным традициям, развития инициативы и социального  творчества, выработка личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей

Задача (Механизм реализации):Статус-кво былых традиций-общешкольный проект ,представляющий собой КТД с элементами  исследования, презентации, творческой защиты, организации жизнедеятельности

Логика действий- поддерживать лучшие неписанные правила прошлой жизни, по которым  жили наши прадеды, поэтому, сегодня конкретная форма:- Гала – представление в творческой форме художественной мастерской развлекательно – игровая  программа «Художник в забавной   симметрии»

ВИТРИНА ЧУВСТВ

Полезный потенциал- воспитание тонкости чувств, глубокого восприятия  другого человека, воспитание эмпатии, толерантности, способам  адекватного выражения эмоций.

Задача (Механизм реализации) - показать чувство через невербальные  средства – мимику, жесты, позу, оформить витрину по принципу музея восковых фигур через выбор  и имитацию персонажей

Игра «Коллаж  ассоциаций» (Приложение №3)

Полезный потенциал: развитие интуиции и творческого воображения, воспитание тонкости чувств и восприятия, помощь в понимании ценности человеческой неодинаковости и видении окружающего мира более многоцветным чувством

Задача (Механизм реализации) - это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен. Это чудесная и живая техника  для улучшения эмоционального состояния,  для поиска  новых ресурсных возможностей, сопутствующая,  приятная, расслабляющая атмосфера.Для каждого она своя , возможно это  свечи или любимые ароматы и запахи. Возможно  приятная, релаксирующая музыка 

1. По оценочному восприятию  Нравится- не нравится и почему ? Это первичный вопрос, который мы задаём себе или тому человеку чей коллаж мы разбираем  

2. По Эмоциональному восприятию.Какие чувства вызывает у нас коллаж ?  Это уже более тонкий вопрос 

3. По сюжетной линии (О чём твой коллаж?) первичное описание 

 4 По содержанию отдельные образы и темы ( Ищем тематические образы и блоки связанные между собой)

5. По деталям  Случайности, повторяющиеся картинки, и самое крупное.

 6. В конце Наблюдаем «Случайности»: Повторяющиеся образы (где и сколько?);Перекрывания (что то перекрывает что –то  и что мы там спрятали?);Наложения (что там спрятано?);Отрезания (что мы отрезали наблюдаем?):Выход  за края  (какая часть выходит и что там изображено ?)

Игра «Фабрика комплиментов»

Полезный потенциал: развитие творческих качеств, постижение искусства общения

Задача (Механизм реализации):Комплимент-продукт очень нужный людям, потому что влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека, например, такой нежный  скоропортящийся ,как хорошее настроение.

Технология производства комплиментов включает два основных компонента:

1.адресат (или принадлежащая ему часть)т.е.кто, что сравнивается

2.Сцепляющие конструкции технологической цепочки продукта-комплимента

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «словно…»-конечный образ

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «похожи,как…»-конечный образ

- «Ваши…»-первычный объект (адресат), «напоминают мне…»-конечный образ…

Но оценивается рационализаторские творческого вдохновения продукты- комплименты , с устойчивыми образами…,кому удастся  из предложенного сырья создать самые оригинальные, нестандартные варианты комплиментов, которые переводятся в экспериментальные цеха, работающие по индивидуальным заказам для массового выпуска.

Каждый цех специализируется на выпуске определенной лексической направленности… Это  требует от производителей комплиментов  творческого поиска в обыгрывании лестных отзывов заказчикам заданной проблематики

Особый цех- выполняющий особые заказы: комплименты для начальника, учителя, коллектива, жюри …

ОТК(Отдел Технического Контроля)- подводит итоги работы каждой бригады, составляя статистическую сводку изготовленного продукта-комплимента и присваивает Знак Качества отдельным образцам (это-основание для выплаты премий)  

Конструкторское Бюро- разрабатывает  новые, авангардные  направления  «комплиментарного производства»,учитывающие современные тенденции «речевой моды»,событий реальной жизни

Фирменный магазин - представляет  лучшие образцы фабричной продукции, демонстрируемые (озвучиваемые) специальными  моделями от бригад фабрики и КБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»

Тема урока: «Частушки  на народных праздниках Масленица и Шагаа!»Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудр...

Классный час "Шагаа болгаш Масленица байырлалы"

Мероприятие приурочено к тувинскому и русскому  национальным  праздникам  Шагаа и Масленица ....

Классный час "Шагаа болгаш Масленица байырлалы"

Мероприятие  к национальным праздникам Шагаа и Масленица для учащихся средних  классов...

Сценарий разработка к национальному празднику Шагаа «Ак чолдуг Шагаам»

Сценарий разработка к национальному празднику Шагаа «Ак чолдуг Шагаам». Сорулгазы:1. Ада-огбелернин бурун шагдан байырлап келгени улусчу байырлалынын ёзулалдарын уругларга билиндирип,...