Статья "Музей школы-эффективное средство совершенствования воспитательного и образовательного процесса"
статья

Мустафина Нина Леонидовна

 

           Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы. (Музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.) Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопительного краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музей  школы – эффективное средство совершенствования воспитательного и образовательного процесса»

Мустафина Н.Л.

 МБОУ Паршиковская СОШ

           Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы. (Музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.) Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопительного краеведческого материала.

В музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

1. Учебная экскурсия в музее;

2. Урок - экскурсия в музее;

3. Использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

4. Демонстрация музейных экспонатов при беседах учителя;

5. Подготовка докладов и рефератов учащимися на основе самостоятельной работы в музее;

6. Проведение историко-литературных композиций по тематике экспозиций музея.

Местный материал, с одной стороны, средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации исторических событий, а с другой часть системы знаний по отечественной истории. Прежде чем его использовать в учебном процессе, необходимо определить его место, связь с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале изучения, в его ходе и конце.

Использовать материал можно по разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатам.

Эффект в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал дает тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширяет научного кругозора учащихся; б) удобен для сравнения, сопоставления с общероссийским; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.

Школьная программа предусматривает проведение самостоятельных краеведческих уроков и уроков с элементами краеведения.

Творческие работы учащихся различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения.

1). Письменные работы на краеведческие темы.

Одной из форм патриотического воспитания учащихся на местном материале может быть написание сочинений или рефератов. Для написания используется фактический материал.

Систематическая литературно-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки учащихся, на воспитание патриотизма.

«Защитники Отечества в моей семье», «Они верили в светлоебудущее»; «Великая Отечественная война в моей семье»- позволяют установить связь поколений, воспитать чувство гордости за своих родных. Такого рода сочинения становятся документами необычайной силы, которые невозможно читать без волнения и раздумий. (Приложение.)

2). Летопись краеведческого объекта.

Значение этого вида творческой деятельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала.

Они учатся анализировать, отбирать для летописи самое главное, рассматривать любой краеведческий объект всесторонние, тесно связывая его с жизнью края и страны.

Такая работа ведется в нашем музее, мы создаем летопись хутора Паршикова. Это попытка осмыслить историю развития хутора в историческом контексте. Почему была избранна такая форма изложения материала?

Своеобразие летописи как исторического сочинения состоит в том, что события излагаются в хронологической последовательности, но без достаточной связи между собой. Ценность летописи повышается, если она иллюстрирована фотографиями, зарисовками, снабжена ссылками на различные источники, данные конкретных информаторов.

3). Следующий вид работы предлагает написание трудовых биографий лучших людей хутора, но эта работа еще существует в проекте.

4). Литературная обработка воспоминаний участников различных событий - это еще один вид творческой работы, который нам предстоит освоить с учащимися.

  За последние десятилетия роль школьного музея, как средства образования и воспитания учащихся, значительно возросла. Краеведческая деятельность не только не потеряла своих позиций в образовательной системе, но, с каждым днем, становится все более актуальной и востребованной.

    Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Кроме того, привлечение учащихся к работе музея соответствует одному из наиболее актуальных направлений современной образовательной системы, это дает возможность школьникам освоить важнейшие социальные роли: роль гражданина и роль патриота.

Как написано выше, проблема гражданско-патриотического воспитания молодого поколения стоит на первом месте в образовательной системе. На своих уроках, как на истории, так и на обществознании, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Необходимо воспитывать в школьниках чувства любви и долга перед Родиной. Но, что же за понятие Родина? Родина, родная земля, наше великое государство... Родина начинается с малого: со своего родного края, города, поселка. Очень часто, я задаю детям вопросы, что такое патриотизм? что значит любить Родину? Ответов всегда множество, но основные это: готовность защищать свое государство от внешних угроз, стремление работать на благо Родины, беречь природу, и, конечно же, беречь культурное наследие нашей страны. А что же такое музей? Музей – это храм, хранящий драгоценные остатки прошлого. Экспонаты музея могут рассказать очень многое, стоит только захотеть. Чем не мотивация к учебе?

    Чтобы почувствовать истинное чувство гордости за свой родной город, свою страну, человеку необходимо пропустить историю через свой собственный опыт. Поисковая, научно-исследовательская работа по сбору и обработки материалов, будь то письменные или вещественные источники информации, - вот, что воспитывает настоящее уважение к прошлому своей страны.

    Краеведческий музей - это место, в котором всегда царит уважение к историко-культурному наследию своего города (села, края, области), где развивается познавательная и творческая активность учащихся, развиваются навыки поисковой и исследовательской работы.

   Школьный музей вносит неоспоримый вклад в обучение и воспитание детей. Дети должны гордиться своей малой родиной, уважать людей старшего поколения, чтить память своих предков, память героев, не пожалевших своих жизней для блага нашей Родины.

   Очень важен тот факт, что школьный музей - результат совместного труда учителя и учащихся. Краеведческая музейная деятельность способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе.

В течение всего года шла непрерывная волонтерская работа:

  • Поздравление ветеранов педтруда  с Днём учителя.
  • Акция « Чужого горя не бывает».
  • Акция «Обелиск».
  • Акция «Дети войны»
  • Акция «Милосердие без границ»
  • Акция «Ветеран».
  • Акция «Вахта памяти».
  • Акция «Всероссийская неделя добра»
  • Акция «Обелиск».
  • Акция «Открытка».
  • Акция «Мы помним! Мы гордимся!»
  • Поздравление детей ВОв.
  • Проведение праздничного митинга у Братской могилы с возложением цветов.
  • Встречи с детьми ВОв и воинами-интернационалистами.
  • Помощь детям ВОв на дому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Задача совершенствования управления качеством образовательного процесса в учреждениях СПО при-обрела актуальный характер, стала ключевой в плане успешного решения практически всех существующих образов...

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Внедрение и совершенствование технологии мониторинга образовательного процесса

И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые впис...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...

Статья "Использование технологии дифференцированного обучения как средство для реализации учебных и воспитательных задач образовательного процесса."

Статья обобщает практический опыт применения технологии дифференцированного обучения на уроках математики на примере работы в рамках реализации  проекта «Школа для каждого»...