«Духовно – нравственное развитие воспитанников детского дома через волонтерскую деятельность»
статья

Васильева Лариса Александровна

Материал о работе волонтерской группы в условиях детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное развитие воспитанников

детского дома через волонтерскую деятельность»

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной на протяжении всей истории общественного развития и наиболее остро стоит сегодня, когда отголоски негативных последствий преобразований 90-х гг. прошлого века, приведшие к утрате подростками духовно - нравственных ориентиров, до сих пор продолжают обесценивать человеческие ценности, которые всегда были единым и безоговорочным идеалом культуры. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И это очень серьёзная проблема для общества, пагубно сказывающаяся на развитии государства. Недаром В.В. Путин в своём выступлении подчеркнул, что для успешного решения социально-экономических программ государства огромное значение имеет состояние нравственного здоровья общества. А основы духовности и нравственности закладываются в детстве, когда каждый ребенок открыт и чуток к восприятию окружающей действительности, в том числе социальных норм и моральных правил. И только в тесном тандеме семьи, государства, образовательного учреждения и церкви может, достигнута единая цель – воспитание личности в духе благочестия и верности высоким нравственным идеалам, формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Подтверждением этому являются слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

Особенно остро проблема нравственного воспитания стоит перед педагогами, работающими с детьми – сиротами. Потому что, именно у этих ребят за плечами огромный отрицательный жизненный опыт, дефицит нормального общения и духовности и огромный багаж равнодушия, агрессивности и негативного отношения к жизни, подаренный им родителями и улицей. И, как показывает опыт работы в детском доме, бывшие воспитанники (без постоянного контроля), не имея твёрдых нравственных устоев, не готовы к преодолению кризисных ситуаций, не готовы к борьбе с искушениями, страдают от их последствий. Что, в свою очередь, приводит к формированию саморазрушающего поведения.

Ещё раз, проанализировав всё, понимаешь, на сколько важно обеспечить помощь, поддержку подрастающему поколению в поиске правильных идеалов и принятии их как своих собственных. А для этого необходима целостная система воспитательных и коррекционно - развивающих мероприятий по формированию социально - значимых личностных качеств и ценностных ориентиров, поиск наиболее эффективных форм и методов работы.

Ключевым моментом в решении данной проблемы, на мой взгляд, является привлечение воспитанников к волонтёрской деятельности, которая влияет на их нравственное становление, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, благочестие. Волонтёрство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно - нравственному становлению подростков и развитию Личности.

Таким образом, у меня  родилась идея организации волонтёрского движения в рамках функционирования детского дома.

Конечно, организация волонтёрского движения в рамках детского дома  затруднено, т.к.  дети постоянно меняются, приходят из разных социальных слоёв, с разным жизненным опытом (чаще негативным), при этом уровень развития воспитанников у всех разный. Но любые трудности решаемы, если продумать выходы из этих сложностей.

Цель создании волонтерской группы - воспитание благочестия, формирование духовности и устойчивых нравственных качеств личности воспитанника на традициях православной культуры.

Основными задачами является:  

1)  создать сплочённый деятельный коллектив волонтёров;

2) расширять знания воспитанников об общечеловеческих и православных ценностях, культурных идеалах;

3) способствовать приобретению умений и навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4) формировать представления о формах традиционного семейного уклада, ориентируясь на основы православной педагогики и психологии;

5) мотивировать детей к участию в социально-значимых акциях и проектах;

6) воспитывать социальную активность подростков и благочестие;

7)формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

8) создать условия для сохранения и развития духовно - нравственного здоровья детей;

9) прививать трудовые навыки, учить выполнять бытовые поручения,

обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

10) воспитывать положительные качества личности: сопереживание, отзывчивость, сочувствие и др.

Был избран актив группы волонтёров из числа воспитанников (преимущество отдавалось старшим детям, которые проживают в детском доме длительный срок и проявляют активность и самостоятельность, могут брать на себя решение каких-либо вопросов). К ним присоединились – «добровольцы», пожелавшие поучаствовать в работе волонтёров и «помочь» в реализации заданий. Однако стоит отметить, что психологические особенности  воспитанников детского дома требуют иметь взрослого - координатора их деятельности. Поэтому я стала руководителем волонтёрской группы.

Работа волонтёров строится на общих принципах нравственного воспитания подрастающего поколения:  

-   принцип духовности (построение воспитательного процесса на основе православных традиций; на основе принципа приоритета духовного начала личности, свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»);  

- принципы гуманизма, природосообразности,  культуросообразности,

- добровольности, безвозмездности, уважения, ответственности самосовершенствования, здоровый образ жизни, нравственности и равенства.

Характерная особенность содержательного отбора материала заключается в опоре на принцип научности и каноничности (сочетание современных технологий педагогики и психологии с каноничностью).

  Главный результат работы, на который очень  хотелось  бы  надеяться, заключается в усвоении воспитанниками вечных ценностей: вера, совесть, Отечество, служение, честь, долг, любовь, уважение к семье и к достоинству ближнего, бережное отношение  к  истории  своей  страны  и  к  богоданной  природе,  осознание  себя как продолжателя дел предков, стремление помочь ближнему, благородные помыслы и целомудрие.

Волонтёрская деятельность в детском доме организована по четырём направлениям: патриотическое, православное, этическое и краеведческое; и нацелена на оказание помощи нуждающимся.

Работа ведётся систематически и для обеспечения этого продуман план, который включает в себя деятельность не только в рамках детского дома, но и взаимодействие  с социальными партнёрами. План разработан на основе воспитательной программы детского дома и с учётом мероприятий, предлагаемых социальными партнёрами, в том числе и православной церковью. Это  позволяет быть не только организаторами своих мероприятий, но активными участниками проектов и акций, предложенных другими учреждениями.

План работы волонтёрской группы предусмотрен на 1 год. Наибольшая часть плана реализуется ежегодно, с небольшими корректировками в соответствии с уже проделанной работы. Иногда в плане появляются мероприятия по запросам общества или связанные с изменениями в жизни.

Основным партнёром, помогающим в реализации деятельности, является городское волонтёрское движение «Милосердие» Павловского благочиния Выксунской епархии.

Волонтёрская группа детского дома оказывает посильную, безвозмездную помощь всем нуждающимся, однако для более успешной реализации запланированных проектов необходимо привлечение спонсорских средств.

Волонтёрская группа функционирует на основании Устава.

Обязательным условием работы волонтёрской группы является собрание членов её не менее двух раз в год.

Основными формами организационной деятельности волонтёрской группы являются проекты, акции, трудовые десанты, праздники.

Предпочтение отдаётся трудовой, поисковой, художественно-эстетической, познавательной деятельности.

Девизом нашей волонтёрской группы стал: «Хочешь почувствовать себя Человеком - помоги другому».

Направления  деятельность волонтерской группы

Направление деятельности

Мероприятия

Патриотическое

Акция «Забытый памятник»;                                  Проект «Подарок ветеранам»;                                     Проект «Подвиги соотечественников»;                                Праздник «День народного единства и Иконы Казанской Божией Матери»

Православие

Акция «Подари Рождество»;                                      Акция «Подари Пасхальную радость»;                         Трудовой десант «Монастыри малой родины»; Праздник «День семьи, любви и верности»;                                      Праздник к дню жен мироносиц «Есть такой праздник»;                                Проект «Под святым Покровом»;                                    Проект «Троица»

Эстетическое

Работа в качестве волонтеров на кинофестивале «Свет лучезарного ангела»;                                                     Акция «1 июня - День защиты детей и день защиты нерожденных детей»;                                                  Акция «Здоровым быть здорово»;                              Проект «Старость надо уважать»;                                     Акция «Ближний мой»;                                              Акция «Помоги лохматому другу»;                                   Акция «Портфель»

Краеведческое

Поисковая акция «Край родной- земля Нижегородская»;                                   Трудовая акция «Город мой мастеровой»

За текущий год нашими волонтёрами было реализовано 4 мероприятия. Некоторые из них начаты были  в 2017 году. Первым  мероприятием была акция «Добро в Рождество». Акция позволила выявить сильные стороны детей (желание участвовать в добрых делах, инициативу, самостоятельность в решении некоторых вопросов) и некоторые сложности характера ребят, а именно - излишняя стеснительность, слабые коммуникативные и организационные навыки. Сама акция прошла успешно и принесла много позитивных впечатлений. Были поздравлены две семьи, в которые волонтёры своими руками изготовили подарки (куклы-ангелы, открытки) и приготовили театрализованные  поздравления. В рамках этой же акции наши ребята были активными участниками благотворительной Рождественской ёлки, организованной в ДК с. Таремское, где вместе с учениками воскресных школ поздравляли всех присутствующих с праздником творческими номерами.  

В январе в г. Павлово прошёл благотворительный кинофестиваль «Свет лучезарного ангела». Группа волонтёров детского дома выполняли организационные функции, в которые входило - встреча и сопровождение гостей фестиваля, сбор отзывов по просмотренным фильмам, обработка полученных отзывов. По окончании кинофестиваля, ребята, участвовавшие в мероприятие, сами обсуждали просмотренные фильмы, высказывали своё мнение к ним.

В феврале ребята активно участвовали в подготовке и проведении благотворительной зооярмарки «Лохматый друг» в поддержку волонтёрской группы защиты бездомных животных «Тимошка». Они несколько вечеров мастерили поделки (рукавички-прихватки, сувениры), много рассуждали о любви к братьям нашим меньшим, об ответственности за них, вспоминая и анализируя слова Лиса, адресованные Маленькому принцу: «Мы всегда будем  в ответе за тех, кого приручили». А потом на ярмарке вместе с другими участниками продавали изготовленные работы.

Следующее мероприятие, в котором систематически участвуют наши волонтёры - долгосрочная городская акция «Ближний мой» по организации бесплатного питания для бездомных людей. В этом добром деле ребята участвуют с особым удовольствием. Часто занимаясь различными видами домоводства под руководством старшего в условиях детского дома, они пекут печенья, коржики и передают их для угощения нуждающимся. Вопросы: «Почему люди оказываются на улицах без жилья? Где их родственники? Как можно им помочь? Нужно ли их жалеть?» и др. очень часто возникают у детей. И ответы на них они получают … друг от друга. Именно такое участие в жизни ближнего учит состраданию и милосердию.

 К 23 февраля был реализован проект «Чтобы помнили», который носил поисковый характер. Наши добровольцы посетили библиотеку ЦРДиЮТ г. Павлова, побеседовали со сторожилами села, (тетя Маша Ф, Николай Георгиевич С.), изучали эту тему с помощью интернет ресурсов. По результатам поиска был изготовлен тематический альбом , в котором собран материал об героях-земляках не только Великой Отечественной войны, но и участниках других локальных войн.

  Много и других мероприятий, которые находятся в перспективе проведения. Большинство проведённых акций и проектов вызвали у воспитанников - волонтёров сильный эмоциональный отклик: «Добро в Рождество», «Забытый памятник», «Подари Пасхальную радость», «Здоровым жить здорово», «День защиты детей».

Необходимо отметить тот факт, что такая форма работы с нашими ребятами, участниками волонтёрской группы, как исследовательский проект не принесла нам желаемых результатов. Начиная от воплощения идеи и до финала его реализации, они с трудом вникали в содержание, им постоянна была нужна направляющая помощь взрослого. Я вижу причины этого в индивидуальных личностных особенностях развития наших ребят: умственная исследовательская работа им даётся труднее, чем конкретная прикладная или трудовая деятельность.

Список литература:

  1. Амирова Р. И. /\Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
  2. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение,  2008 - 318 c.
  3. Глебова Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2017. – С. 15
  4. Камкин А.В.Программа «Истоки»: оыт и перспектива/А.В.Камкин//Педагогика -2008-№9- С 93-99
  5. Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности / Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С. 224-227.
  6. Певная М. В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и условия ее достижения  / М. В. Певная, П. А. Амбарова // Социология образования. – 2017. – № 5. – С. 57- 69.
  7. Приветствии XI Всемирному Русскому Народному Собору Нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие учащихся 9в класса через деятельность туристического клуба «Омега»

Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальн...

Учебно-методическая разработка для развития творческих способностей у воспитанников детского дома через народное творчество "Праздник урожая!.

Открытое мероприятие по фольклору, направленное на развитие творческого потенциала у воспитанников детского дома через народное творчество....

Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...

Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"

Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество...