Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"
статья по теме

Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное казенное  учреждение  для  детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом (смешанный) №13» с.Надежда Шпаковского района

педагогический совет №2:

«Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Выступление на тему:

«Развитие эмоциональной сферы  у воспитанников детского дома через творчество»

 Подготовила:

 инструктор по труду

Беспалова Н.Н.

с.Надежда

2018г.

Многие годы образование в России было ориентировано на обеспечение  интеллектуального развития детей. Развитию эмоциональной сферы не всегда уделялось достаточное внимание. Но для  гармоничного развития детей  недостаточно определённого  уровня развития  знаний и умений,  обязательно должна  быть развита эмоциональная сфера ребенка.

Эмоции – реакции человека на внешние и внутренние раздражители. В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Они носят ситуативный характер и выражают оценку ситуации.

Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие    раздражителей,    вызывающих    эмоции,    приводит    к эмоциональному голоду.

Особо остро проблема нарушения эмоциональной сферы прослеживается у детей, воспитывающихся в детских домах. В последнее время число таких детей резко возрастает. Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт, что в свою очередь приводит к трудностям в взаимоотношениях с окружающими.

Согласно исследованиям, проводимыми психологами,  детей, испытывающих эмоциональный голод можно выявить по следующим признакам:

  • Дети легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение;
  • Вместо совместной деятельности, игре, общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма личностного общения;
  • Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает;
  • Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игре, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п.

Цель педагогической деятельности:  формирование эмоционально развитой личности каждого ребенка.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную сферу  ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать их;
  • Развивать эмоциональную  отзывчивость детей по отношению к важнейшим объектам в каждой сфере (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусств), уметь разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, выраженное разными средствами: языком живописи, кино и т.д.
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

 Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить ребёнка в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного ребёнка при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию.

В таких случаях снятию эмоционального напряжения способствуют:

  • сосредоточение внимания на деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
  • получение дополнительной информации;
  • дать возможность ребёнку выговориться;
  • физическая разрядка;  смена деятельности (физминутки, динамические паузы). Иногда такая разрядка происходит у ребёнка как бы сама собой: ребёнок может на занятие подойти к педагогу или другому ребёнку; пройти по группе и посмотреть на полученные результаты других детей;
  • изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний  улучшает настроение, снижает тревожность.

 Педагогические средства развития эмоциональной сферы включают в себя:

1. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

2. Создание условий для психологического раскрепощения, эмоциональной увлеченности детей.

3. Постановка реально достигаемых целей.

4.Обеспечение   ситуации  успеха на занятии.

   1. Для формирования эмоций ребенка требуется какая-нибудь деятельность, где ребенок не стесняясь и не боясь, может выразить свое  состояние, о том, что ему нравиться и не нравиться, хочет он этого или нет, и более подходящими являются творческая деятельность (аппликация, лепка, вышивание и т.д.). Этот вид деятельности имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Она способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, воспитывает волю, художественный вкус, развивает ручные умения, учит вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы.  Но важно чтобы дети испытывали потребность в такой деятельности. При организации работы мною учитывается этот факт. Содержание занятий отвечает интересам детей, в результате ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность.  Позволяю детям самим предлагать способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных. Поэтому главной задачей для меня является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. В результате  каждая созданная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать.

2.Большое внимание в своей работе уделяю созданию условий эмоционально-положительного фона общения. Во время занятия воспитанник чувствует себя раскованно, свободно. На занятиях, в процессе практической деятельности  я постоянно опираюсь на положительные чувства детей, стараюсь поддерживать высокий эмоциональный настрой; помогаю детям переживать соответствующие чувства в связи с процессом и результатами их деятельности.

Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение удивляться и радоваться самому. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого ("Как красиво!") выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает их в эмоциональные отношения. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не привиты к человеку в детстве, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер.

Для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагаю выполнять коллективные работы. Часто коллективные работы использую в кружке «Работа с бумагой и тканью», при проведении открытых занятий, конкурсов, творческих мастерских «Модные фантазии» Такие совместные работы воспитанников  способствуют развитию умения и стремления действовать вместе, уступать, воспитывать и развивать  эмоционально-волевой настрой, воспитывать чувства симпатии, способствуют  единению и развитию детского коллектива.  

3.Для развития эмоциональной сферы  детей  при выполнении практической деятельности должны стоять реально достигаемые цели.

4. Развитие эмоциональной сферы идет в тесной взаимосвязи  с развитием творческой активности. Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребенка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к познанию, к труду, то есть способствует эффективности обучения и воспитания.  Ожидание успеха, надежда на успех, вера в успех - всё это важнейшие побудители активности личности, они обладают огромным зарядом положительной энергии, которая питает и поддерживает человека в процессе выполнения работы.  

Заключение: Развитие эмоциональной сферы детей, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для развития творческих способностей у воспитанников детского дома через народное творчество "Праздник урожая!.

Открытое мероприятие по фольклору, направленное на развитие творческого потенциала у воспитанников детского дома через народное творчество....

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Представляю свою презентацию к реферату  "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...

Сюжетно-ролевая игрв как средство эмоционального, познавательного, коммуникативного развития воспитанников детского дома

Основная цель- способствовать развитию познавательной активности детей через сюжетно-ролевые игры...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с яр...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

«Духовно – нравственное развитие воспитанников детского дома через волонтерскую деятельность»

Материал о работе волонтерской группы в условиях детского дома....