«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».
методическая разработка по теме

Валентина Михайловна Клевакина

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности детей и подростков.  В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Огромную роль играет эмоциональное развитие ребенка. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у детей младшего школьного возраста.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Неисчерпаемые возможности в формировании эмоционально-волевой сферы детей представлены в народном искусстве. Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Это  одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Эта область народного искусства живет и развивается и в наши дни. Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации, формируется как творческая личность, развивается эмоционально.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Это с успехом реализуется в ходе практической деятельности.

На базе ЦДТ в кружке «Забавное рукоделие» реализуется дополнительная образовательная программа « Затейливые петельки». Цель программы – привитие интереса к ручному вязанию, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность ручным вязанием, содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребёнка. Возраст обучающихся по программе от 7 до 10 лет.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.  Кроме того, любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: "Для чего это нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность вязания в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни.

Работа по программе способствует развитию личностных качеств учащихся, таких как целеустремленность, терпение, аккуратность, способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса, эмоциональной сферы каждого ребёнка. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Тренировка рук стимулирует развитие всего организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.

.

В условиях интеграции дополнительного и общего образования в рамках внедрения ФГОС данная программа может быть адаптирована для организации внеурочной деятельности в начальном и среднем звене.

На занятиях по ручному вязанию использую мультимедийные презентации, на которых представлены образцы изделий, схемы, узоры.

Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями воспитанников по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. При организации работы учитываю этот факт.

Целенаправленно выявляю склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Позволяю детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд обучающихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством педагога воспитанники самостоятельно выполняют интересующие их  задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей для успешного выполнения намеченных планов. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. С самого начала приучаю воспитанников к самостоятельной работе, которая не только вооружает детей умениями и навыками, но и помогает осознать свою силу творца. Она будит творческую активность, учит вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Большое внимание уделяю созданию условий эмоционально-положительного фона общения, воспринимаю  ребёнка как равного себе, но со своими мечтами, желаниями, интересами.

Обязательным элементом каждого занятия является использование  здоровье сберегающих приемов: физкультминутки, самомассаж, а также психотехники для создания положительного эмоционального настроя. Эти игры вызывают чувство радости, уверенности, направлены на сплочение коллектива.

 

Использование в работе материала ярких расцветок для создания изделия положительно влияет на развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Для создания благоприятной мотивационной среды, а также  для творческого развития воспитанников в центре проводятся игры, конкурсы, выставки, презентации работ и соревнования, для которых характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этих массовых мероприятиях участвуют не только воспитанники, но и нередко их родители. Эти мероприятия способствуют  единению и разритию детского коллектива.

.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка на занятиях помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, воспитанники и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А также способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами. На занятиях по вязанию развивается творческое начало.  Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком прихватки для кухни, повязки на голову, очаровательные сумочки для модниц. Одежда для кукол, салфетки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали.                                                                                                                                                                                                                                                                        Большое чувство гордости и радости испытывает ребёнок, осознавая, что его изделие нашло практическое применение.

С уверенностью можно сказать, одним из эффективных средств развития творческого потенциала и эмоциональной сферы у воспитанников являются занятия по вязанию, в процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду и жажду творчества.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

Клевакина Валентина Михайловна, педагог МБУ ДО                         «Центр детского творчества».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности детей и подростков.  В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Огромную роль играет эмоциональное развитие ребенка. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у детей младшего школьного возраста.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Неисчерпаемые возможности в формировании эмоционально-волевой сферы детей представлены в народном искусстве. Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Это  одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Эта область народного искусства живет и развивается и в наши дни. Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации, формируется как творческая личность, развивается эмоционально.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Это с успехом реализуется в ходе практической деятельности.

На базе ЦДТ в кружке «Забавное рукоделие» реализуется дополнительная образовательная программа « Затейливые петельки». Цель программы – привитие интереса к ручному вязанию, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность ручным вязанием, содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребёнка. Возраст обучающихся по программе от 7 до 10 лет.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.  Кроме того, любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: "Для чего это нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность вязания в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни.

Работа по программе способствует развитию личностных качеств учащихся, таких как целеустремленность, терпение, аккуратность, способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса, эмоциональной сферы каждого ребёнка. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Тренировка рук стимулирует развитие всего организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.

.

В условиях интеграции дополнительного и общего образования в рамках внедрения ФГОС данная программа может быть адаптирована для организации внеурочной деятельности в начальном и среднем звене.

На занятиях по ручному вязанию использую мультимедийные презентации, на которых представлены образцы изделий, схемы, узоры.

Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями воспитанников по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. При организации работы учитываю этот факт.

Целенаправленно выявляю склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Позволяю детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд обучающихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством педагога воспитанники самостоятельно выполняют интересующие их  задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей для успешного выполнения намеченных планов. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. С самого начала приучаю воспитанников к самостоятельной работе, которая не только вооружает детей умениями и навыками, но и помогает осознать свою силу творца. Она будит творческую активность, учит вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Большое внимание уделяю созданию условий эмоционально-положительного фона общения, воспринимаю  ребёнка как равного себе, но со своими мечтами, желаниями, интересами.

Обязательным элементом каждого занятия является использование  здоровье сберегающих приемов: физкультминутки, самомассаж, а также психотехники для создания положительного эмоционального настроя. Эти игры вызывают чувство радости, уверенности, направлены на сплочение коллектива.

Использование в работе материала ярких расцветок для создания изделия положительно влияет на развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Для создания благоприятной мотивационной среды, а также  для творческого развития воспитанников в центре проводятся игры, конкурсы, выставки, презентации работ и соревнования, для которых характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этих массовых мероприятиях участвуют не только воспитанники, но и нередко их родители. Эти мероприятия способствуют  единению и разритию детского коллектива.

.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка на занятиях помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, воспитанники и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А также способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами. На занятиях по вязанию развивается творческое начало.  Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком прихватки для кухни, повязки на голову, очаровательные сумочки для модниц. Одежда для кукол, салфетки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали.                                                                                                                                                                                                                                                                        Большое чувство гордости и радости испытывает ребёнок, осознавая, что его изделие нашло практическое применение.

С уверенностью можно сказать, одним из эффективных средств развития творческого потенциала и эмоциональной сферы у воспитанников являются занятия по вязанию, в процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду и жажду творчества.  

Перспективы развитияДОД.

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой станы и каждого народа. Соответственно, на современном этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.

Совершенствование и расширение системы дополнительное образования позволяет выявить новые грани этой проблемы, новые возможности и пути ее решения.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.

Как показал проведенный нами анализ научной литературы, проблематика образовательной среды учреждений дополнительного образования детей:

  • во-первых, имеет глубокие исторические корни и тесно связана с развитием многих фундаментальных принципов педагогики (например, принципов природосообразности, культуросообразности, народности, единства обучения, воспитания и развития и др.);
  • во-вторых – особенно интенсивно разрабатывается в отечественной педагогике в последние годы.

Проблема образовательной среды в отечественной педагогике фактически стала интенсивно разрабатываться, только начиная с 1990-х гг. В настоящее время в отечественной педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание дополнительного образования детей. Одни авторы рассматривают дополнительное образование детей как составную (вариативную) часть общего образования. Другие – как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. При этом и те, и другие, как правило, солидарны в том, что это – мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В 2008 году отечественная система дополнительного образования детей отметила свой уже 90-летний юбилей и продолжает развиваться в настоящее время.

Сам термин «учреждения дополнительного образования детей» (УДОД) появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году оно было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». С этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Вместе с тем, несмотря на большую поддержку, которую ей оказывает государство, этой поддержки все еще недостаточно для выхода на новый качественный уровень, соответствующий современному этапу общественного развития. Во многих учреждениях дополнительного образования детей по-прежнему весь педагогический процесс держится на энтузиазме отдельных руководителей, тренеров, педагогов, влюбленных в свое дело и готовых ради него преодолевать любые трудности. Однако такое положение вещей вряд ли можно назвать стабильным. Кроме того, определенную тревогу вызывают и некоторые количественные показатели развития системы УДОД. Например, некоторые авторы приводят различные негативные факты, имевшие место в системе дополнительного образования детей в последние годы и свидетельствующие о неблагополучном или даже критическом состоянии ряда учреждений. Например, закрытие или перепрофилирование в ряде регионов страны станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, Центров и Дворцов детского творчества. Вряд ли сегодня можно с уверенностью утверждать, что все подобные негативные тенденции благополучно преодолеваются.

На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Согласно данному «Постановлению», Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Кроме того, выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД:

центры: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств); детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы: детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома: детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции: станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Важно отметить, что, как сказано в цитируемом «Постановлении», для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного. В связи с этим отметим, что до внесения данных изменений, т.е. до 2006 года, в номенклатуру УДОД входили также:

школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т.д.);

детский парк;

музей (детского творчества, литературы и искусства);

детский оздоровительно-образовательный лагерь;

клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

В некоторых источниках отмечается, что, «важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25%, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю». Не разделяя приведенные оптимистичные утверждения в полной мере (поскольку, как хорошо известно, в России существует масса скрытых, латентных способов придания коммерческой направленности образовательным проектам – «спонсорство» родителей, оплата «дополнительных расходов» и т.д.), тем не менее, согласимся с тем, что весьма существенная часть системы дополнительного образования детей действительно является широко доступной и в значительной степени финансируется из государственных и иных, внешних по отношению к обучающемуся и его семье, источников. При этом имеющиеся в литературе данные позволяют утверждать, что в последнее десятилетие наблюдается определенная стабилизация соотношения платного и бесплатного дополнительного образования детей.

Итак, в настоящее время известно множество форм УДОД, и их разнообразие в полной мере соответствует самой сущности дополнительного образования, его вариативности. Вместе с тем, с другой стороны, подобное разнообразие, естественно, несколько затрудняет разработку педагогических моделей образовательной среды, общих для всех указанных видов УДОД.

Вместе с тем, сам факт того, что система дополнительного образования детей, при всех отмеченных недостатках и негативных тенденциях, вышла на очень мощный, массовый уровень, также не вызывает сомнений. Так, по данным статистики официального сайта Министерства образования и науки РФ по состоянию на 1 января 2011 года в учреждениях дополнительного образования детей (по-видимому, подведомственных системе образования РФ, работало (в целом по РФ) свыше 300 тысяч различных педагогических работников, включая свыше: 15 тысяч руководителей УДОД, 185 тысяч педагогов, 53 тысяч тренеров-преподавателей, 15 тысяч методистов, 10 тысяч педагогов-организаторов, а также 744 социальных педагога, 1 904 педагога-психолога и свыше 17 тысяч иных педагогических работников; из всех педагогических работников 196 828 (65,37%) имеют высшее образование, 15 000 (4,98%) – незаконченное высшее и 72 389 (24,04%) – среднее специальное. Таким образом, современная система дополнительного образования детей представлена мощным корпусом педагогов, тренеров, психологов, методистов и т.д.

Рассматривая количественные показатели развития системы дополнительного образования, можно констатировать, что имеющиеся здесь данные зачастую разнородны, неполны, трудно сопоставимы, а иногда и противоречивы. Данным трудностям, безусловно, способствует разрозненная ведомственная принадлежность УДОД. Так, в настоящее время учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи и молодежной политики и др.

Тем не менее, систематизация и обобщение имеющихся данных позволяет получить определенное общее представление о состоянии и некоторых тенденциях развития дополнительного образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»

Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при на...

Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"

Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество...

Презентация «Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома в процессе ручного труда»

Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома проходит в практической деятельности, особенно на занятиях ручного труда. Работа с различным материалом позволяет ребенку непоср...