Блокадный хлеб
методическая разработка

Ванаева Елена Анатольевна

данный материал можно использовать для проведения внеклассного патриатического мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb2.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Показ социального ролика о найденном через много лет Блокадном Хлебе.

 Ведущий 1:  (взрывы, вой серен, Левитан) СЛАЙД 1-4

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город,  с целью стереть его с лица земли.  Для осуществления этого варварского замысла фашисты бросили к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Ведущий 2: СЛАЙД 5-7  Но они глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город    Ленинград!  На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.  Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Однако, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Вместе: 8 сентября 1941 года началась блокада. СЛАЙД 8 -9

Ведущий 1:  Что такое блокада?  Блокада- окружение города, крепости, армии войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий.

Девочка из блокадного Ленинграда.

Какое ужасное слово «блокада».

Кто выжил, казалось, что вышли из ада.

Растерзаны души, поломаны судьбы,

И мысль в голове: «Поскорее уснуть бы,

А утром проснуться, быть снова счастливой,

Играть, улыбаться, быть всеми любимой».

Но нет, не вернуть тех прекрасных минут,

Где мир без войны, где все дружно живут.

И близких людей не вернуть никогда.

Ведь всех разлучила надолго война.

Братишка на кухне сидел за столом,

Когда разбомбили фашисты наш дом.

Я с мамою рядом в то время стояла.

Стон, крики и мама дышать перестала.

Я крестик нательный сжимала в руке.

Господь не оставил, помог сироте…

Прекрасным врачом эта девочка стала.

И жизни блокадникам часто спасала.

(Звучит 7-ая симфония Шостаковича.) СЛАЙД 10 -12

Ведущий 1: Именно 7-ая симфония Шостаковича звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт. Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей».  Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Ведущий 2: СЛАЙД 13-15  Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Ведущий 1:  Начался голод. Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. 

Ведущий 2:  СЛАЙД 16  В городе не хватало продуктов.  Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников.  20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов.  Получить хлеб можно было по хлебной карточке - бумажному листочку, расчерченному на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день..

Показ пайки хлеба  видео

125 граммов блокадного хлеба.
Военное, хмурое, серое небо.

Улицей длинной, морозной зимой 
Мальчишка один возвращался домой.

Он шел, но ему хотелось бежать, -
Ждала его дома голодная мать.

Прошел он по Невскому Аничков мост,
Навстречу ему кто-то саночки вез.

Шагая чуть слышно и не спеша,
Двое везли хоронить малыша.

Мальчишка стремглав припустился домой,
Сжимая в руке то, что нес он с собой.

Откроет дверь в комнату:
«Милая мама! Смотри, для тебя 125 граммов

С завода принес половину пайка».
Мама погладит вихор у сынка:

«Мой мальчик! Какой же ты взрослый!

Только ты выглядишь грустным, серьезным».

«Боюсь за тебя, не случится беды?
Вставай же, скорей, принеси мне воды!»

В печурке открытой не гаснет огонь,
На сердце такая не детская боль!

Ему на завод возвращаться пора,
Смена начнется уже в 5 утра.

«Скажите мне, люди,
Ну почему?  
Придумали взрослые эту войну?»

Ведущий 1: СЛАЙД 18-21 Что такое блокадный хлеб? Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины, жмыха, обойной пыли, выбоек из мешков, хвои. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низко калорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно.

Сценка у булочной
На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредет девочка, разговаривая сама с собой, потом встает в очередь. 
Девочка: Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький,  съем. Прижму его языком к губам и буду держать, Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совеем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой, и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров.

Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея повязана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом.
Мальчик: «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю».
Все молчат
Девочка:(про себя) Если карточки потерял, зачем тебе в булочную. Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать.
Голос из булочной: Следующие 20.
Девочка заходит, потом выходит, держа в ладонях хлеб. Мальчишка толкнул её, прыгнул, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая колени к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему и он исчез под валенками и сапогами. Мальчишка не отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Подошла к краю сцены, разжевывая кусочек...
Девочка: Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку.(про себя) Завтра они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду.
Гаснет свет, воет ветер, рвутся снаряды немецких орудий и налетами вражеской авиации.

Ведущий 2: СЛАЙД 22-23 Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

 Из воспоминаний работников хлебозаводов.

В цеху - морозно. А чтобы тесто поднялось - нужно тепло. Носили ветошь, доски, ветки и жгли костры прямо в цеху - следы от них сохранились надолго. Снимали ватники с себя и укутывали тесто... Печи должны были работать беспрерывно. Дров не хватало. Случалось, что из шести печей топились лишь две, и даже - одна, но полностью завод никогда не останавливался. Едва ли не через каждые полчаса объявляли воздушную тревогу. Немецкие самолеты летели в три ряда, будто птицы на юг, и сбрасывали бомбы на хлебозавод. А в это время шел хлеб - и НИКТО не уходил от печей: вытащить хлеб, чтобы не сгорел, достался людям, было важнее, чем выжить самому. Очень многие погибли...

Ведущий 1: СЛАЙД 24 - 25  А вот посмотрите на фотографию. Это он. Не из папье-маше, не из пластика или бетона. Живой хлеб на живой руке блокадного пекаря Анны Гороховой.

Гасли котлы электростанций — останавливались станки, машины, остановился ленинградский трамвай.  Анна  ходила 2 часа в одну сторону и 2 часа в другую. Она могла бы не ходить, а спать в цехе, но в общежитии  жила старая работница, которая уже не могла ходить. Анна приносила ей жженые крошки, осыпавшиеся из форм, и хотя крошек тех было немного — формы, смазанные машинным маслом, были скользкие, а хлеб вязкий, как глина, — пожилая женщина пила крошки с водой и жила. А Анна снова шла на работу.

Ведущий 2: Шестая печь и до войны имела электрический привод. Но электричества не было… Но, кроме мотора,  у печи было некое приспособление, напоминающее ворот. К нему в бессветные ночи вместе с другими работницами становилась Анна Горохова. На себе, на своих тощих плечах беспрерывно тащили они этот конвейер — хоть умри. Потому что остановить — это значит сжечь хлеб. Хлеб, которым они кормили Ленинград и который ели сами. Их паек отличался лишь тем, что они такие же, как у других, граммы получали теплыми.

Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

 Ведущий 1: Вы знаете, как ели блокадный хлеб?  Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.

Ведущий 2: В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Ведущий 1: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Ведущий 2: СЛАЙД 27 - 28   Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».  «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен. Не легче было и всем остальным и на фронте и в тылу. Не будь хлеба – не было бы и Победы!

 Соната №14 «Лунная».

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Ведущий 2:  Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.

Ведущий 1:  Да, ленинградцы голодали, но город жил. Жизнь в городе не замирала.  Восстановили свою деятельность театры и музеи. Работали библиотеки. В осажденном городе работало 39 школ. Дети шатались от голода, но шли на занятия. В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Ведущий 2: В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!"; на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась.

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Ведущий 2:  И 18 января 1943 года был освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. В городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.

Блокада Ленинграда

Я знаю о войне по тем рассказам,

Что слышала от бабушки своей,

Которая в блокадном Ленинграде

Спасала умирающих людей.

Как пайку хлеба, будто бы алмазы,

В платочек завернув, хранила мать.

Спешила, чтоб успеть ей до бомбёжки,

Голодным детям крохи те отдать.

«Дорога жизни» для людей была спасеньем.

Другого просто не было пути.

И чтобы поставлять продукты в город,

По льду машины караваном шли.

Но люди в осаждённом Ленинграде

Старались выжить всем врагам назло.

А мужество советского народа

Прорвать кольцо блокады помогло.

На старых пожелтевших фотоснимках

Я видела измученных людей.

И всё же они верили в победу,

В победу своих лучших сыновей.

Ведущий 1:  Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек.  Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба.

Говорят, блокадный хлеб был без запаха и невкусным. Но пережившие осаду люди рассказывали, что этот маленький липкий чёрный кусочек обладал и удивительным запахом, и удивительным вкусом. Тот волнующий запах "хлеба жизни" ленинградцы, выдержавшие блокаду, помнили всю свою жизнь

Ведущий 2:  Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку?

Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови.
Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

Потому что хлеб – это хлеб!
«что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба
Кончается все людьми.»

Звучит песня «Баллада о блокаде» Марии Тюдо.

  

        

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»

        Блокадный хлеб

        Разработали: Е.А.Ванаева

                                                                                                                      учитель немецкого языка                        

                                                                                                                       Т.Ю.Тихонова

        учитель математики

        с. Фоминичи  2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества "Блокадный хлеб"

Урок Мужества рассказывает о роли хлеба в жизни человека, особенно в тяжелые военные годы, учит ценить хлеб....

Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб"

Мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...

Литературно-музыкальная композиция "Нам не забыть тех страшных дней". По мотивам стихотворения Сергея Чекмарёва "Блокадный хлеб". Дню снятия Блокады Ленинграда посвящается.

Мои ученики - это творческие, отзывчивые ребята. С ними претворять смелые идеи легко, потому что они ребятя серьёзные, ответственные, им можно доверять серьёзные проекты. Одним из таких проектов стала...

презентация к уроку памяти "Блокадный хлеб"

В данной презентации рассказывается об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны - блокаде города-героя Ленинграда, о жизни людей в это время, о холоде т голоде, о блокадном хлебе....

Блокадный хлеб

Презентация для классного часа....

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...