Сборник классных часов
классный час

Чепкасова Наталья Павловна

конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Люди существуют друг для друга.

Задачи:

* помочь учащимся понять ценность общения;

* раскрыть содержание понятия  «общения»;

* показать значение общения в жизни человека;

* познакомить с правилами культурного общения.

Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.

Оформление: плакаты с высказываниями.

  • Тот, кто  думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могу обойтись без него, ошибается ещё больше (Ф. Ларошфуко).
  • Пословицы об общении, приготовленные командами.

Подготовительная работа:

  • группа делится на две команды; определяются ведущие;
  • каждая команда выбирает капитана, готовит название команды, девиз и эмблему, готовит домашнее задание (подбирает и красочно оформляет пословицы об общении);
  • подготовить вопросы для конкурсов на отдельных карточках;
  • для оценивания и награждения команд выбирается жюри (родители, учителя);
  • приготовить призы для всех участников игры.

Ход мероприятия.

 Ведущий. Тема нашей встречи сегодня – это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры, в котором принимают участие команды и зрители. А поможет нам оценивать выступления команд жюри (идёт представление жюри).

1 – й ведущий. Давно готова вам, друзья,

                            Участников представить я.

                            Тут справа от меня стоит

                            Команда (название команды 1).

                            Ну а слева от меня –

                            Команда (название команды 1)

2 – й ведущий. Похлопали вы все немного,

                            Ну а теперь пора в дорогу,

                            Как только приветствия все отзвучат,

                            Начнётся конкурс у ребят.

Начинаем приветствие команд: команды представляют свой девиз, эмблему, участников.

1 – й ведущий. А начнём  мы наш разговор с игры – упражнения «Приветствие». Участники образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течении минуты назвать партнёра по имени и поприветствовать его. Партнёр должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом, меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

2 – й ведущий. А сейчас командам  предлагается

                                         1. Конкурс «Разминка».

Ведущие предоставляют каждой команде чистый лист бумаги. К слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща…)

1 – й ведущий. Пока команды выполняют задание, поговорим со зрителями. Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, какое слово забыла Маша?

                                         Маша знала слов немало,

                                         Но одно из них пропало.

                                         И оно – то, как на грех,

                                         Говорится чаще всех.

                                         Это слово ходит следом

                                         За подарком, за обедом,

                                         Это слово говорят,

                                         Если вас благодарят.

                                         Это слово – «спасибо!»

2 – й ведущий. Слово предоставляется командам по конкурсу «Разминка».

Команды называют однокоренные слова, объясняют, что их объединяет. Листы с написанными словами передают жюри.

Жюри оценивает конкурс.

1 – й ведущий. Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму – разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют. И главное – учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые подготовили команды.

                                          2. Домашнее задание.

Участники команд по очереди читают и поясняют смысл пословиц,

                         Подготовленных заранее.

Ведущий. Так, то же такое общение? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянём в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем – либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому – либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Послушайте стихотворение В. Солуохина «Слово о словах».

        Чтец. Когда ты хочешь молвить слово,

                  Мой друг, подумай – не спеши,

                  Оно бывает то сурово,

                  То рождено теплом души.

                  Оно то жаворонком вьётся,

                 То медью траурной поёт.

                  Покуда слово сам не взвесишь,

                  Не выпускай его в полёт.

                  Им можно радости прибавить

                  И радость людям отравить.

                  Им можно лёд зимой расплавит

                  И камень в крошку раздолбить.

                  Оно одарит, иль ограбит,

                  Пусть ненароком, пусть шутя,

                  Подумай, как бы им не ранить

                  Того, кто слушает тебя.

                  Будь слову своему хозяин.

Предоставляем слово жюри (итоги двух конкурсов).

2 –й ведущий. Любое обращение, адресуемое нами кому – либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чём тут дело? (Ответы детей.)Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.

1 – й ведущий. Предлагаем выполнить задание капитанам команд.

                             3. Конкурс капитанов.

Капитаны команд получают карточки с перечислением интонаций.

Капитаны (поочерёдно) должны произнести слово «друг» как можно выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке) следующие чувства. А помогут жюри оценивать этот конкурс зрители – своими аплодисментами. Если капитан, на наш взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка – бурные аплодисменты, а если не очень удачно, - аплодисменты слабее. Итак, начали: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий. Что такое интонация? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю.

Интонация – тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего  к тому, что он произносит. Поэтому очень, важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

2 – й ведущий. Важным элементом в общении являются жесты. Предлагаем командам следующий конкурс.

                                          4. Конкурс «Язык жестов»

                           Командам выдаются карточки со словами.

На карточках написаны слова. С помощью языка жестов нужно изобразить эти слова: требования, общение, просьба, приказ, презрение, совет, радость, возмущение.

2 – й ведущий. пока команды готовятся, информация для зрителей.

Что не рекомендуется делать во время беседы:

  • бесцельно вертеть в руках какой – нибудь предмет:
  • тереть кулаками глаза;
  • почёсываться;
  • дёргать кого – нибудь за рукав.

Движения человека должны быть целесообразными и естественными, соответствующими смыслу разговора.

2 – й ведущий. Слово предоставляется командам (команды выступают поочерёдно).

Просим жюри подвести итоги.

                               5. Конкурс «Театр без слов»

1 – й ведущий. Попробуем поиграть в театр без слов, а в движениях и мимике. Команды выбирают карточку с текстом, содержание которого нужно изобразить жестами и движениями.

                                                 Пурга.

Утром толик вышел из дома. На дворе была пурга. Деревья страшно шумели. Мальчик испугался. Встал под дерево и решил в школу не идти. Вдруг он увидел Сашу. Он тоже, испугавшись пурги, спрятался под дерево. Мальчики увидели друг друга. Им стало весело. Мальчики побежали навстречу друг другу. Взявшись за руки, пошли в школу. Воет пурга, свистит, но она теперь не страшна.

2 – й ведущий. Пока команда готовятся к конкурсу, задание для болельщиков. Предлагаю решить простые задачи.

1. Ваш товарищ едет в другой город, вы хотите передать с ними письмо другу или подруге. Вопросы: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? И почему? (Ответы детей.)

2. Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих.

Можно ли это сделать прямо тут же? Почему? (Ответы детей.)

3. Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Ответы детей.)

2 – й ведущий. У каждого из нас в течении дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы?

                                                6. Конкурс.

2 – й ведущий. Команды получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» - те качества, которые ему мешают: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

Пока жюри подводит итоги конкурса, побеседуем со всеми участниками игры.

1 – й ведущий. Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, есть ли вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

                                            1- й рассказ

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня грустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.

(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на её месте? Ответы детей.)

                                           2 – й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. – Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай, давай рассказывай! – подскочила к Оле Наташа.

- Что случилось? Почему у тебя слёзы? – закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.

(В чём была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте? Ответы детей. )

                                        3 – й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

- Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

- Да у меня таких навалом! – захохотал Слава. – Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне Филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал.

(Как вы думаете, почему? Ответы зрителей.)

1 – й ведущий. Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство,, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? Многие из вас определяют его верно, хотя и назовут по – разному. Это тактичность. Обратимся к словарю (знакомимся с понятиями «тактичность»). Тот, кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомим того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

2 – й ведущий. Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чём он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат вам в жизни хорошую службу. Слово предоставляется жюри.(Жюри подводит итоги всех конкурсов.)

1 – й ведущий. Пока жюри подводит итоги игры, мы с вами выполним такое задание. Попрошу участников команд встать.

Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протяните руку, протянет её следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.

2 – й ведущий. Предоставляем слово жюри. (Жюри объявляет победителей игры и награждает участников.)

              Как нас воспринимают люди.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «сопереживание»;
  • помочь учащимся понять ценность сопереживания;
  • показать значение эмоциональных контактов (то есть умение поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей);

Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.

Оформление: Определение «Сопереживание (эмпатия)– это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга.

Подготовительная работа:

  • подготовить бумагу и ручки;
  • приготовить зонт, книжку.

Ход мероприятия.

Педагог. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, по сути, уникален. С детства мы познаём мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И всё это происходит в окружении других людей, с которыми надо уметь взаимодействовать.

Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений, поэтому очень важно допускать и принимать иное мироощущение.

Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками. Опора на положительные черты – одна из основ успешного взаимодействия с людьми.

В настоящее время вы учитесь, и ваши одноклассники – это люди, с которыми в школе вы проводите большую часть времени, поэтому необходимо позаботиться, чтобы вам было приятно в окружении друг друга.

Сегодня мы поговорим о том, что же помогает нам более комфортно чувствовать себя в коллективе.

                Упражнение «Достоинства и недостатки»

Ребята разделите лист бумаги на две половинки: слева запишите достоинства, а справа – недостатки соседа по парте. Затем половинку с перечисленными недостатками своего соседа отрежьте и выбросите, а на достоинствах вам нужно сосредоточиться и подумать ещё раз.

Вы наверное, уже поняли, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. Это потому, что вы зачастую не замечаете их. А вот в коллективе жить намного комфортнее, если ориентироваться на положительные стороны людей, а не «зацикливаться» не отрицательных.

               

                       Упражнение «Комплемент»

А сей час необходимо сделать комплемент своему соседу. Я знаю, что многие не только не умеют делать комплемент, но и не умеют  принимать его.

Существует две основные мысли.

  1. Комплемент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае – это либо подхалимаж, либо издёвка.
  2. На комплемент следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание вам их говорить.

Например: «Вы сегодня прекрасно выглядите».

Говорите друг другу комплементы! Они радуют нас и украшают нашу жизнь.

        Упражнение «Влияние группового настроения».

А сейчас я выберу двоих ребят, и они выйдут за дверь. (Им даются предметы, чтобы они могли подготовить этюды, предметы используются не по прямому назначению. Напаример, зонт можно использовать как указку, ружьё или подзорную трубу, Книгу – как зеркало, видеокассету.)

Остальные ребята первого вошедшего игрока встречают с улыбкой, хорошим настроением, поддерживающими, одобряющими репликами, а второго наоборот, с недовольным видом, безо всякого настроения агрессивными выкриками. После просмотра этюдов ребят, которые их продемонстрировали, просят рассказать о том, что они чувствовали, когда показывали свой этюд.

Практически всегда первый ученик испытал положительные эмоции, ему было комфортно, а второму, наоборот, было неловко, неудобно, хотелось всё бросить, он не понимал, что он делает не так.

Затем, я объясняю, этим двоим ученикам, какую же установку получили дети. Основной вывод, к которому должны придти ребята вместе с педагогом: гораздо комфортнее, удобнее, спокойнее чувствует себя человек в коллективе с ориентацией на положительное восприятие человека. Так что же такое сопереживание?

Педагог. Сопереживание (эмпатия)– это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга.

 

                                                         

                         Мы поссоримся и помиримся.

Задачи:

  • расширить диапазон интонационной выразительности, но и   помочь ученикам обнаружить, насколько адекватно воспринимается большинством.
  • Разъяснить детям как происходят конфликты.

Форма проведения: диалог с элементами игры.

Подготовительная работа:

* приготовить бумагу и ручки;

Ход мероприятия.

Ведущий. Между людьми, которые вступают во взаимодействие, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди, совершенно без конфликтные, которые сделают всё, только бы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.

Но дело состоит не в том, чтобы избегать конфликтов, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Почему же возникают конфликты? (дети отвечают). Очевидно, из – за столкновения интересов.

                            Упражнение «Интонация»

Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например: шёл какой – то диалог, а потом…

- А что ты голос на меня повышаешь?

- Да я не повышаю.

- нет повышаешь!

- (С раздражением) Нет, не повышаю!

- Ты чего орёшь?111

- (Крича) Да не ору я!!!

На листочках бумаги вы сейчас напишите название любого чувства, эмоции. (Затем я собираю листочки, перетасовываю их и снова раздаю.) А сейчас вы решите, какую строчку из стихотворения или просто предложение возьмёте за основу упражнения. После этого вы по очереди произнесёте эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на вашем листочке. Остальные ребята должны отгадать, какую же эмоцию вложил ваш товарищ в заданную фразу.

                          Упражнение «Паровозик»

Задаётся вопрос: «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» (дети отвечают). Чаще всего отвечают, что машинист.

Ну что же сейчас мы испытаем. Выстройтесь пожалуйста в затылок друг другу, положите руки на пояс предыдущему человеку – «паровозик».

А сейчас я вам даю следующую установку: один хлопок – это шаг вперёд, два хлопка – шаг назад, три хлопка – шаг вправо, четыре хлопка – шаг влево.

Те, кто ошибётся, занимает место в конце цепочки.

В итоге, приходим к выводу, что в крушении поезда не всегда виноват был первый игрок – «машинист». Значит, в жизни в конфликте тоже может оказаться не один виновный.

                        Упражнение «Испорченный телефон»

Я попрошу выйти пять человек за дверь. Ко мне сейчас подойдёт один участник по желанию. Я сейчас прочитаю тебе текст, который ты должен будешь пересказать одному из вышедших ребят.

Текст: «Головной убор может рассказывать о вас многое, почти всё. Именно эта деталь гардероба точнее всего отражает характер и темперамент. Чего – чего, а туфель и головных уборов у нас должно быть в изобилии. Но помните: покупая шапку, надо примерить её с верхней одеждой. Взгляните на себя в зеркало в полный рост. Если женщина невысокая, большая шапка «придавит» её, а маленькая шапочка сделает крупную даму «лохнеским чудовищем». Кстати, французы шутят: самое большое издевательство над женщиной – запереть её в комнате с десятью шляпками и не дать зеркала».

Затем заходит второй ученик, и первый рассказывает ему всё, что он запомнил. И так далее. Последний игрок рассказывает всем детям. После чего я читаю отрывок вновь.

Вы видите ребята, что исчезли не только сложные слова, но и информация исказилась. Что доверенная кому – то информация передаётся из уст в уста, искажается, и нередко такой «испорченный телефон», служит причинной конфликта. Поэтому когда вам доверяют, не стоит делиться полученной информацией, если вас об этом не просили. А если, до вас доходят какие то слухи, то не покупайтесь на это, а коль уж хотите узнать наверняка, то обращайтесь к первоисточнику.

Нам счастье не сулит обида чья – то…

Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений в группе.

Для работы необходимо подготовить:

● каждому ребёнку листы для ответов на вопросы анкеты;

● листы и маркеры для ведения записей ведущему;

● листы и маркеры для работы в группах;        

● «волшебные предметы» - зеркальце, палочку;

Столы и стулья в кабинете расставлены так, чтобы легко можно было объединяться для работы в парах, в группах, сесть в круг.

Ход работы.

1. Педагог предлагает всем ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты?». Если ребёнок знает ответ на вопрос, он записывает номер этого вопроса. Если же не знает, то записывает номер этого вопроса и обводит его кружком.

Возможные вопросы:

  1. где живёт сосед (а) по парте?
  2. есть ли у нег (неё) брат, сестра?
  3. когда у него (неё) день рождение?
  4. есть ли у него (неё) дома какие – либо животные?
  5. любимые его (её) школьные предметы (уроки)?
  6. с кем он (она) дружит в классе?
  7. с кем он (она) дружит во дворе?

Сравни, чего больше: ответов с кружочками или без.

Какой вывод можно сделать? Достаточно ли мы внимательны друг к другу?

2. Какие качества мы ценим в людях, в своих одноклассниках, в друзьях? Ребята называют различные качества. Желательно записывать их на доске или на специально подготовленном листе бумаги яркими маркерами.

Для обсуждения следующего вопроса педагог предлагает разделить лист на две части:

                         Я

            Мой (я) сосед (ка)

● Подумайте, какие качества вы особенно цените в своём соседе по парте? Запишите их в части листа «Мой сосед».

● Теперь подумайте о себе: за какие качества уважают вас другие? Запишите их в части листа «Я».

Теперь сравним. Есть ли совпадения? Как много? Что это может означать? Какие выводы сделаем?

3. Как можно обидеть товарища?

● Вспомните сегодняшний день в группе (минутка тишины). Вы сегодня никого не обидели?

● Вспомните, попросили ли вы прощения?

● Часто мы это делаем?

А кому легче попросить прощения: слабому духом человеку или тому, кто уверен в своих силах? Извинение унижает или возвышает человека? Обсуждение данных вопросов не требует ответов от каждого. Высказываются только желающие. Возможно, по некоторым из них никто не выскажется вслух, и они останутся для самостоятельного размышления или обсуждения с родителями.

4. Далее педагог организует работу в группах по 4 человека (объединяются соседи двух парт). Им предлагается обсудить и предложить решения для некоторых конфликтных ситуаций из жизни класса (по 2 – 3 ситуации в группе).

Примерные ситуации для обсуждения:

  1. Товарищ допустил ошибку на доске. Ты заметил и …
  2. Раздавая тетради, одноклассница тебе положила по ошибке чужую тетрадь. Твои слова, действия…
  3. Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)…
  4. Кто – то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…
  5. Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен…
  6. Ты бегал по кабинету, смахнул со стола товарища вещи. Что будешь делать?
  7. Ты услышал, что кто – то тебя обидно обозвал.
  8. Товарищ говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…» Что ты ответишь? Как поступишь дальше?
  9. Кто – то из детей долго болеет (лежит в больнице, уехал на длительное время в санаторий во время учебного года)…

5. Давайте теперь подумаем, что (за сегодняшний день, неделю…) вы сделали хорошего для своих товарищей, для своих близких?

Педагог предлагает взглянуть в волшебное зеркальце со словами:

Свет мой, зеркальце, скажи!

Мне всю правду доложи,

Чем я ребятам интересен?

Чем же классу я полезен?

Держа зеркальце, дети по очереди рассказывают о своих хороших делах. Если кто-либо из детей затрудняется рассказать о себе, то в зеркальце может «заглянуть» сам педагог и помочь «увидеть» положительный поступок ребёнка. Возможен вариант, когда ребята будут говорить друг о друге.

6. Работа в группах: разрабатываем законы общения в группе. Каждая группа выступает. Предложенные законы помещаются в классный урок.

7. Час общения может быть завершен кругом общения. Все ребята встают (или садятся) в круг. Педагог предлагает продолжить фрезу: «Если бы меня в руках оказалась волшебная палочка, я бы для своего соседа (соседки) по парте пожелал…»

«Любовью дорожить умейте»

Она пришла негаданно, нежданно,

Разрушив всё

И всё построив вновь,

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное всё стало несомненным.

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое – пустяком…

Речь сегодня пойдёт о любви. Любовь – самое прекрасное на свете чувство; это понятие трудно поддаётся определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придаёт силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, вливает в душу нежность, делает человека счастливым, заставляет парить над миром.

Любовь бывает разная. Как вы думаете, какая бывает любовь? (Дети отвечают) К Родине большой и малой, к родителям, детям, братьям и сёстрам, к кумирам, к животным, к природе, к Богу, любовь мужчины и женщины и даже любовь к самому себе.

Нам всем ясно одно – без любви нет жизни. Значит, чтобы жить, мы должны настроить наши сердца на любовь и любить.

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о любви мужчины и женщины. Многие из вас, наверное, задавались вопросами: «А в каком классе приходит любовь?», «В каком возрасте? Не рано ли? Не поздно ли?». Я думаю, никто не знает ответа на эти вопросы. Послушайте одну историю любви.

- Люблю, и всё, - говорила Инка.

- А он не любит, - сетовала она.

- Мне уже тринадцать, а меня ещё никто не любил? Что делать. – спрашивала Инка.

- Почему девчонки всегда должны молчать, почему не мы первые? А? – негодовала Инка.

- Я хочу признаться первой. И будь что будет. Я готова на всё, - решила она, - всё сказать, всё узнать, может быть, испортить, но всё равно – действовать.

…За корпусом у пожарного крана, где никто не бывает, Инка пересохшим от волнения голосом впервые в жизни сказала «я люблю!».

- Я люблю! – кричали её глаза.

- Я люблю! – это повисло в воздухе одиноким звуком.

- Я люблю! – и никто не услышал.

- Я люблю!

- И люби! – ответил невидимый голос.

- Я люблю!

- Ну и что? – удивился Серёжа.

Толстокожий не может услышать, духовно слепой не увидит, равнодушный не оценит страданий другого. Спала душа его, спало его сердце. Не принял, не понял Сережа. Слишком много этого чувства было у Инки. Не объять его, не унять его и не справиться с ним. Лучше подальше от этого. Лучше попроще, где меньше хлопот, где всё понятно. И ушёл Сережа от пожарной лестницы. Осталась Инка, тяжело ей.

Шло время. Казалось бы, Инка успокоилась. Появилась улыбка, и её прекрасные карие глаза, в которых помещался целый мир, засветились спокойным радостным блеском. Давно это было, это было в первой серий кинофильма о её жизни. Долгий путь в работе над собой преодолела она с тех пор. Давно высохли слёзы от первой любви, жизнь поставила в новые условия, и теперь нужно большое терпение, мужество, чтобы сохранить жизнь и работоспособность своему мужу – самому лучшему, самому родному и любимому другу.

Саша серьёзно болен. Инка любит его беззаветно и преданно, как вообще она может любить.

После свадьбы она говорила:

- У нас так всё хорошо, что даже страшно за нашу любовь.

Она мужественна. Он молод, красив, талантлив и безумно любит Инку, она его. Она настоящий друг.

И вот теперь, когда она прошла трудный участок жизни рука об руку с любимым человеком, когда она сумела побороть в себе то далёкое безответное чувство, сумела не потерять себя, выстоять, возродиться и сделать счастливым своего мужа, она получила письмо из армий от Сережи, что, конечно, он её обожает, уважает и любит…

Итак, вы выслушали историю первой Инкиной любви. А рассказали мы её для того, чтобы вы смогли понять, что любят не по заказу, не по разрешению. Любят потому, что кто – то вызвал это чувство. Первое. Яркое. Незащищенное. Ну что тут поделаешь?! «Сердцу не прикажешь».

Давайте будем размышлять вместе, размышлять о том, что уже в 13 – 14 лет подростки начинают присматриваться к себе внимательнее и строже, как бы вновь оценивая себя. Значит, вам хочется нравиться друг другу, сверстникам. И это вполне нормально.

Многими поэтами воспета светлая юношеская любовь.

        Р. Рождественский «Мальчишка»

Он был грозою нашего района,

Мальчишка из соседнего двора.

И на него с опаской, но влюблёно

Окрестная смотрела детвора.

Она к нему пристрастие имела,

Поскольку он командовал везде,

А плоский камень так бросал умело,

Что тот, как мячик, прыгал по воде.

В дождливую и ясную погоду

Он шёл по пруду бесстрашный, как всегда,

И посторонним не было прохода,

Едва он появился у пруда.

В сопровождении преданных матросов,

Коварный, как пиратский адмирал,

Мальчишек бил, девчат таскал за косы.

И чистые тетради отбирал.

В густом саду устраивал засады,

Играя там с ребятами в войну.

И как – то раз увидел он из сада

Девчонку незнакомую одну.

Забор вкруг сада был довольно ветхий –

Любой мальчишка в дырки проходил,

Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки

И девочке дорогу преградил.

Она перед ним в нарядном платье белом

Стояла на вечернем ветерке

С коричневым клеёнчатым портфелем

И маленькой чернилецей в руке.

Сейчас мелькнут разбросанные книжки –

Не зря ж его боятся, как огня,

И вдруг она сказала: - Там мальчишки…

Ты проводи, пожалуйста, меня…

И он, от изумления немея,

Совсем забыв, насколько страшен он,

Шагнул вперёд и замер перед нею,

Её наивной смелостью сражён.

Грозя сломать немедленно его,

Ватага адмиральская босая,

Глядела на героя своего.

… Легли на землю солнечные пятна.

Ушёл с девчонкой рядом командир.

И подчиненным было непонятно,

Что это он из детства уходил.

Так что же такое любовь?

А как вы думаете, с чего начинается любовь?

Итак, представьте, что вы влюблены. Но вы не знаете, как сказать об этом. Что будете делать? Ваши действия? Пригласить на свидание?

А с чего начинается свидание? Наверное, с цветов. Любое свидание начинается с цветов. Недаром же говорят: имеющий в руках цветы плохого совершить не может!

Предположим, девушка согласилась придти на свидание. Куда бы вы предложили сходить?

Всегда ли просто находиться с любимым человеком?

Не секрет, что на первом же свиданий вы можете попасть в затруднительные ситуаций. В жизни нам нередко приходится быстро и оригинально решать проблемы.

Выбрав себе ситуацию, вы должны описать нам действия.

                                Ситуации:

  1. Вы опаздываете в театр. Ваша спутница в красивом светлом платье. Вдруг проезжающая машина обрызгала девушку. Ваши действия.
  2. Вы гуляете по парку зимним вечером, неожиданно на девушку с дерева обрушился ком снега, она смущена, косметика размазалась, шапка упала, волосы растрепались. Ваши действия.
  3. Во время прогулки ваша спутница неожиданно подвернула ногу. Ваши действия.

Я думаю, вы с блеском справились со всеми ситуациями. Мальчики проявили себя как настоящие джентльмены, а девушки – как настоящие леди.

Из дружбы вытекает уважение, из уважения любовь, а любовь двух людей ведёт к созданию семьи. Для каждого из нас слово «семья» имеет особое значение. Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации. У кого-то, образ мамы, папы; возможно, образ всех членов семьи; может быть, это любимый уголок вашего дома, уютный и тёплый.

А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

Не секрет, что любовь, которая царила в сердцах людей, решивших создать семью, нередко исчезает. Что является причиной? Чаще всего – ревность, которая, увы, является спутницей любви. Нередко мы не жалеем ближнего и по малейшему поводу устраиваем сцены, достойные шекспировских героев. Да, к сожалению, всё это происходит на глазах у детей, родители втягивают детей в ссоры, нередко настраивают ребёнка против отца или матери.

Ребёнок запоминает буквально всё. Все слова, всё поведение взрослых, близких откладывается в сознаний ребёнка и постепенно формирует человека, хорошего или плохого. Когда вырастет ребёнок, неизвестно ещё, не осудит ли он такую мать. Ведь если можно ругать своего отца, тем более нечего задумываться в отношении других.

«Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей… Везде, где муж хочет жене счастья, а жена – мужу, там дети хорошие ».

Родители всю жизнь на глазах детей, и значит, всю жизнь должны подавать пример благородства, доброты и человечности. Любовь такова, каков человек. А если он несовершенен, несовершенна и любовь, а следовательно, и семья.

Что такое совершенная семья? Что является отличительной чертой хороших семей?

А есть ли в ваших семьях традиций? Какие? Какие традиции вы бы хотели упрочить в вашей семье?

Что такое уют?

Кто должен создавать уют в семье, доме?

 В завершение – несколько советов:

1. Идеальных людей не бывает. Человека нужно принимать таким, какой он есть, с его плюсами и минусами. Девочкам не надо искать принца на белом коне, а мальчикам – принцессу. Надо стараться, чтобы вашему любимому человеку рядом с вами хотелось становиться лучше.

2. Старайтесь быть разнообразнее, разностороннее, не скучным, но не путайте это с распущенностью. Старайтесь разнообразить ваше общение, будьте нестандартными. Найдите общие интересы и уважайте интересы друг друга.

3. Не требуйте от человека того, чего он сделать не может. Ставьте перед собой и любимым человеком реальные цели. И достигайте их вместе.

4. Необходимо терпимо относится друг к другу, уважать, доверять, понимать друг друга.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при Луне.

Всё будет: слякоть и пороша –

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песни нелегко сложить.

      Подводятся итоги беседы.

Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными людьми. Какой бы ни была любовь, любовь всегда возвышает человека, делает лучше.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник классных часов.

Классные  часы....

Сборник сценариев классных часов

Сборник включает в себя сценарии классных часов, познавательных игр, круглых столов, которые способствуют привлечению учащихся к участию в общественной жизни группы, развитие в них творческой ак...

Сборник классных часов

Классный час –  это настоящая духовная копилка ценностей, открытий, восторгов, замыслов, творений, суждений. Это -  время, когда по-настоящему в неформальной, «домашней» обстановке, в узком ...

Сборник материалов для проведения классных часов.

В своём портфолио хочу собрать материал для проведения классных часов по разной тематике: по ПДД, по ЗОЖ и т.п....

Сборник классных часов

" В помощь классному руководителю""ЗДОРОВЬЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОСТАВИЛА МЕТОДИСТ Л.С.ЧЕЛНОКОВА)...

Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию (методическое пособие)

Сборник классных часовпо гражданско-патриотическому воспитанию(методическое пособие)...