Игра викторина "Мой край"
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Махно Елена Анатольевна

Данное мероприятие разработано в связи с юбилеем края. Воспитание подрастающего поколения любви к своей Родине, тому месту, где ты родился и вырос – всегда было одним  из приоритетных направлений.                                               В юбилейный год образования Алтайского края, это особенно актуально.                                                                                                                                                                                                                                                                                       Много ли дети, а зачастую и взрослые знают о своём родном крае? А ведь без знаний не может быть любви к Алтаю; только узнав о его уникальной природе, истории, культуре, мы начинаем понимать, как нам повезло. Вот тогда мы гордимся нашим краем, бережём его природу, а значит по настоящему любим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра викторина "Мой край"1023.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    «Смирненская основная общеобразовательная школа»

                                      http://rekportal.ru/wp-content/uploads/2016/02/42.jpghttps://fs00.infourok.ru/images/doc/149/172415/img0.jpg

                                                           Составитель: Махно Елена Анатольевна

                                               учитель биологии и географии

                        высшей категории

Смирненькое, 2017

Мой  край (игра-викторина)

Данное мероприятие разработано в связи с юбилеем края. Воспитание подрастающего поколения любви к своей Родине, тому месту, где ты родился и вырос – всегда было одним  из приоритетных направлений. В юбилейный год образования Алтайского края, это особенно актуально.                                                                                                                        Много ли дети, а зачастую и взрослые знают о своём родном крае? А ведь без знаний не может быть любви к Алтаю; только узнав о его уникальной природе, истории, культуре, мы начинаем понимать, как нам повезло. Вот тогда мы гордимся нашим краем, бережём его природу, а значит по настоящему любим.

Цель: создание условий для расширения знаний учащихся об истории, географии, культуре и природе Алтайского края.

Форма проведения: игра – викторина проводится по типу телевизионной игры «Умники и умницы». Участвуют 9  школьников, возраст учеников: 8-11 класс.

Оборудование и материалы: квадраты (размер 1х1 м) из ДВП в количестве 9 штук, раскрашенные в красный (2 шт.), жёлтый ((3 шт.), зелёный (4 шт.) цвета (можно нарисовать цветными мелками квадраты); экран для вынесения вопросов, компьютер, проектор (Приложение 2);  призы для участников и победителей (это могут быть книги об Алтайском крае); слайды с изображением природы Алтайского края, наиболее культурных объектов.

Музыкальное оформление: песня в исполнении М. Евдокимова «Родина – это Алтай».

Оформление зала: выставка лучших работ конкурса рисунков «Моя родина – Алтай»; выставка книг об Алтае; оформляются цитаты знаменитых людей об Алтае; оформлена фотовыставка «Природа Алтая»

Продолжительность мероприятия – 1 час

Ход игры

Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы лучше узнать о своей малой Родине – Алтайском крае.

Есть много мест на белом свете,                        Вокруг себя ты посмотри,                                                                                                                 Есть Крым, Кавказ и Парагвай.                          Увидишь – он великолепен.                                             Но сердцу дорог только этот                              Бескрайние просторы Кулунды,                         Родной, красивый мой Алтай.                            Которые цветут в благоуханье,                       Алтайский край – кусок земли                           Древнейшие курганы и холмы –                                      С огромной карты не приметен.                         Истории родной очарованье.                         Величие лазурных берегов                                  И мы, как жители Алтая,                                              Озёр Алтая – край любимый славит.                 Всем можем смело заявить,                                   Бодрящая вода из родников                                Что лучше нет в России края,                             Прохладой в летний зной тебя поманит.            Который можно так любить!

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов с изображением природы)

Игра состоит из 3 агонов – туров. В каждом агоне участвую 3 человека. Им предстоит выбрать дорожки, для этого будет проведён отдельный конкурс. Победители каждого из 3 агонов выйдут в финал, где определится абсолютный «умник» или «умница». В нашем зале сегодня нет праздных зрителей, все они – теоретики. Все вопросы, на которые не будет дан правильный ответ участниками агона, адресуются вам. За каждый верный ответ теоретики получают орден « умник» или «умница» (Приложение 3 ). По окончании финала мы подведём итоги и определим победителя среди теоретиков. Судить конкурс будет наиумнейший ареопаг (представляют членов жюри), Итак, все правила названы, начнём игру. Приглашаем участников первого агона (представляются участники). Для того, чтобы определить, кто из вас будет первым выбирать дорожки, проверим, как вы сильны в географии… сейчас вы по очереди будете называть административные районы Алтайского края. Кто продержится дольше,  назовёт последний район – тому представим право первому выбирать дорожку. (Проводится предварительный конкурс, список районов в приложении 1). Перед тем как вы выберите дорожки,  напоминаю об их свойствах. Красная дорожка самая короткая, на ней всего два этапа. На этой дорожке нельзя ошибаться. Жёлтая дорожка состоит из трёх этапов, на ней можно ошибиться один раз. Зелёная дорожка – самый длинный путь к победе, на ней можно дважды ошибиться. Победителям агона считается тот, кто пересечёт «финишную черту». Итак выбор за вами (выбирают дорожки по очереди)

Начинаем первый агон. (На экране выводятся темы первого агона, участники по очереди, начиная с агониста на красной дорожке, выбирают вопрос).

В переводе

Всё на экспорт

Соседи

Музей

Поправим здоровье

Только на Алтае

Писатель

Ваза

Кино

  1. В переводе                                                                                                                       Переведите с монгольского «Алтай» (золотой)

Ведущий: Как случилось, что наш край
Люди стали звать Алтай?
Перевод совсем простой:
Это значит- золотой.
Здесь же золото нередко 
Находили наши предки.
Красота вокруг какая-
Неземная, золотая!
Горы, озеро, утес,
Золотая нива, плес.
А пшеница в нашем крае
Вот уж точно - золотая.
Облепиха и жарки-
Золотые огоньки.
И, конечно, не забудем-
Жили здесь такие люди,
Прославляли край родной
Золотою головой.
Хоть картины с них пиши:
Евдокимов и Шукшин,
Золотухин и Титов.
Наш Алтайский край таков!
Не гордиться им нельзя.
И, поэтому, друзья,
Наш любимый добрый край
Называется Алтай!

  1. Всё на экспорт                                                                                                            Назовите продукт животноводства и соответствующие животное, прославившее Алтай на весь мир. (Пантокрин)
  2. Соседи

Назовите  государства и субъекты Российской Федерации, имеющие общие границы с Алтайским краем (Казахстан, Республика Алтай, Новосибирская область, Кемеровская область)

  1. Музей

В городе Бийске находится уникальный для России «Музей одной дороги» протяжённость её 600 км. Назовите  дорогу. (Чуйский тракт)

  1. Поправим здоровье

Назовите курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха)

  1. Только на Алтае

Уникальным явлением на планете считаются ленточные боры Алтая. Почему они называются ленточными и как образовались? (тянутся узкими лентами длиной 50-200 км. при ширине 7-8 км; это 5 ложбин древнего стока ледниковых вод)

  1. Ваза

В Петербургском Эрмитаже находится Царица ваз (её диаметр  17 м.), изготовленная  мастерами-камнерезами Алтая. Из какого камня она изготовлена? (Ремневская яшма)

  1. Писатель

Назовите имя писателя – натуралиста стоявшего у истоков Бийского краеведческого музея (В. Бианке)

  1. Кино

Назовите имя знаменитого писателя, актёра и кинорежиссёра, чьё имя неразрывно связано с Алтаем. (В.М. Шукшин)

Второй агон проводится по типу первого.

Соль Земли

Озёра

Легенда

В космос

Путаница

Мягкое золото

Ледники и имена

Казна

Гости с Урала

 

  1. Соль Земли

Как называется крепкий соляной раствор минеральных озёр в степи, который используется в лечебных целях? (Рапа)

  1. Озёра

Какое озеро самое глубокое в крае? (Ая)

  1. Легенда

В старинной алтайской легенде говорится, что жили в горах господин и госпожа они бегут на встречу друг другу, чтобы взяться за руки. Назовите их. (Реки Катунь и Бия)

  1. В космос

Алтайский край – родина второго космонавта на Земле. Он родился в селе Полковниково, там находится его музей. Назовите космонавта. (Герман Титов)

  1. Путаница

В красную книгу Алтайского края занесено растение. Одно из его названий говорит о том, что оно розовое, а другое – золотое. Назовите растение (Радиола розовая или золотой корень)

  1. Мягкое золото

Алтай всегда славился своим мягким золотом – пушниной. Добывали белку, куницу, бобра. Но самым желанным зверем для охотника всегда был…(Соболь)

  1. Ледники и имена

Назовите имя натуралиста, географа, который занимался проблемами оледенения на Алтае. Его именем назван ледник, дающий начало Катуни (Геблер)

  1. Казна

Что с XVIII века по 60-е годы XX века Алтайский край поставлял в Российскую казну по 1000 пудов в год? (Серебро)

  1. Гости с  Урала

Назовите имя основателя первого горного завода на Алтае (Акинфий Демидов)

Проводится третий агон

В пещере

Дороги

Царство Берендея

Дата

Куда течёт река

Шедевры мирового искусства

На карте Алтая

Светило науки

В глубь веков

 

  1. В пещере                                                                                                                                              В какой пещере ( по мнению учёных), были обнаружены останки первых людей, живших на территории края? (Денисова пещера)
  2. Дороги

Какая железнодорожная магистраль российского значения проходит по территории края? (Транссиб)

  1. Царство Берендея

Назовите самую распространённую древесную культура на Алтае. (Сосна)

  1. Дата

В каком году образовался Алтайский край? (1937)

  1. Куда течёт река

Основная часть рек Алтая относится к бассейну реки Обь. Но есть в западной части края бессточная область. Что находится в её центре? (Кулундинсское озеро)

  1. Шедевры мирового искусства

Назовите имя всемирного известного художника, полотна которого прославили красоту Алтая. (Николай Рерих)

  1. На карте Алтая

Назовите горную систему восточной части Алтайского края. (Салаир)

  1. Светило науки

Назовите имя выдающегося популяризатора науки, автора всемирно известной книги, который совершил путешествие по Сибири и Алтаю в 1869 г. (Альфред Брем)

  1. Вглубь веков

На территории Алтайского края до плейстоценовых оледенений, начиная с конца мезозойской эры, господствовали хвойно – широколиственные леса  с примесью субтропических пород деревьев. Однако на всём протяжении третичного периода происходило медленное, затем всё более усиливающееся ухудшение климатических условий. Теплолюбивые виды деревьев стали вытесняться более холодостойкими. В настоящее время на территории Сибири и, в частности Алтайского края, сохранилась всего лишь одна широколиственная древесная порода. Назовите её. (Липа)

  Финал. Участниками финального агона становятся победители первых трёх агонов. Если в одном из  агонов нет победителя, выбирают из числа теоретиков по наибольшему числу орденов.

Оружейник

Гражданская война

Мы помним эти имена

Впервые в мире

В горы

Места заповедные

По страницам Красной книги

Цитата

Реки Алтая

 

  1. Оружейник

С Алтайским краем связано имя известного конструктора стрелкового оружия, дважды Героя  Социалистического Труда, назовите его. (М.Т. Калашников)

  1. Гражданская война

В сентябре 1920 года все партизанские отряды Барнаульского, Каменского и Славгородского уездов объединялись в одну Западно – Сибирскую крестьянскую Красную Армию. Кто стал её главнокомандующим? (Е.М. Мамонтов)

  1. Мы помним эти имена

Писатель, возглавлял геологическую экспедицию, работавшую на Чуйском тракте. Исследовал водные пути Чарыша, Бии, Чулыма, Иртыша и других рек. Наиболее значительные его произведения – роман «Угрюм – река» и историческая эпопея «Емельян Пугачёв». Его имя носит краевая библиотека. (В.Я. Шевченко)

  1. Впервые в мире

Назовите имя выдающегося изобретателя, создателя первого в мире пароатмосферного двигателя для приведения в действие заводских механизмов. Его имя носит Колыванский камнерезный завод. (И.И. Ползунов)

  1. В горы

Высочайшая вершина Алтая – гора высотой 4500 метров. Назовите её. (Гора Белуха)

  1. Места заповедные

Существует ли в Алтайском крае заповедники? Назовите их. (Один заповедник , Тигирекский)

  1. По страницам красной книги

Назовите самого редкого зверя Горного Алтая.  По подсчётам учёных всего в горах Алтая насчитывается не более 30 особей. Занесён в Красную книгу РФ, МСОП. В Красную книгу Алтайского края не включён, поскольку давно не встречается. (Снежный барс или ирбис)

  1. Цитата

Назовите учёного, автора путеводителя по Алтаю, профессора Томского университета, которому принадлежит высказывание: «Что Альпы?! Видел я Альпы. Далеко им до Алтая!!!» (В.В. Сапожников)

  1. Реки Алтая

Назовите самый длинный приток Оби в пределах края. (Алей)

По окончании финала награждают победителя финального агона, участников финала, теоретиков, набравших наибольшее число орденов.

Ведущий: Позвольте закончить нашу встречу замечательными строками

Россия – родина моя,                                      Лежат повсюду покрывалом,

Сибирь – земля моя родная,                          А среди них бежит река

А мой Алтай – моя семья,                              Могучим, полноводным валом.

На свете нет прекрасней края.                       Катунь и Бия – две сестры,

Под сенью клёнов и берёз,                             Вы Обь великую родите,

Где лес шумит, листвой играя,                      Царице чистой красоты

Мой край родной, он быстро рос                  Алтая воды отдадите.

Под солнцем тёплым процветая.                   Давно, Алтай, ты старцем стал,

Пшеницы солнечной поля                              Давно глава твоя седая

Среди морщин – средь древних скал            И все несчастья отгоняет.

Нашли приют свой птичьи стаи.                   Таков мой  край – Алтайский край

Алтай – могучий, часовой                              Земля полей и гор надменных,

Над полем ровным выступает,                       И если есть на свете рай,

И охраняет край родной,                                 То он в Алтае непременно!

Литература

  1. Верещагина И.В. Зелёное чудо Алтая: книга о редких и исчезающих растениях Алтайского края. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1983.
  2. Занимательное краеведение. /Сот. Н.Б. Козлова, Н.В. Батлук. – Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
  3. Красная книга Алтайского края. Т 1-3. – Барнаул: изд – во Алт. Ун – та, 1998-2003.
  4. Куликов Н.А. Лекарственные растения Алтайского края. – Барнаул: Алт. кн. из – во, 1998.
  5. Организация тематических недели в образовательном учреждении. АКДЭЦ: Барнаул, 207.
  6. Энциклопедия Алтайского края. Т 1-2, - Барнаул: Алт. кн. из-во, 1995.
  7. Слайды из ИНТЕРНЕТА

                                                                                                       

                                                                                                                         

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Административно-территориальное деление Алтайского края включает 60 районов:

Алейский     Алтайский     Баевский     Бийский        Благовещенский         Бурлинский  Быстроистокский     Волчихинский     Егорьевский     Ельцовский        Завьяловский  Залесовский     Заринский   Змеиногорский    Зональный    Калманский     Каменский Ключевский     Косихинский       Красногорский     Краснощековский      Крутихинский Кулундинский     Курьинский     Кытмановский     Локтевский      Мамонтовский Михайловский     Немецкий       Новичихинский     Павловский      Панкрушихинский Первомайский     Петропавловский     Поспелихинский     Ребрихинский      Родинский Романовский     Рубцовский      Смоленский    Советский    Солонешенский     Солтонский Суетский   Табунский     Тальменский    Тогульский     Топчихинский        Третьяковский Троицкий    Тюменцевский     Угловский    Усть-Калманский      Усть-Пристанский Хабарский     Целинный     Чарышский      Шелаболихинский          Шипуновский

           

 

 

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

http://festival.1september.ru/articles/524205/img1.jpg

                                                                                                                           

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 3

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9872956ab238ead35aa9a151d97c11a1&n=33&h=215&w=167

https://docbase.org/uploads/posts/2016-03/8/4/9/849713320.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра Ямал - край Земли

Интерактивная игра по географии ЯНАО может использоваться на уроках обобщения, для классных часов и внеклассной работы по краеведению....

Интерактивная игра Ямал-край Земли

Интерактивная игра по географии ЯНАО...

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".

Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ  ...

Эколого-краеведческая игра "Мой край"

Эколого-краеведческая игра проводится в рамках предметной недели. Участники - команды 6-8 классов. Мероприятие проводится в форме игры по станциям....

Игра «Наш край родной»

Развитие познавательного интереса, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину....

Познавательно-развлекательная игра «Мой край — Югра!»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству. Задачи:- развивать  познавательный интерес учеников к...