Патриотическое воспитание в рамках санатория
статья

Киселева Елена Николаевна


В настоящее время проблема патриотического воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. В нашем современном обществе имеет место негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного и патриотического воспитания нынешней молодежи. Решение этих проблем в значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_ramkah_sanatoriya.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитания в рамках детского санатория.


В настоящее время проблема патриотического воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. В нашем современном обществе имеет место негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного и патриотического воспитания нынешней молодежи. Решение этих проблем в значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
В таких условиях главной задачей педагогов детских санаторно-оздоровительных учреждений является возрождение духовно - патриотического самосознания у воспитанников, преодоление национального эгоцентризма, пробуждение у детей интереса к национальной культуре и воспитание уважения к другим народам и культурам, толерантности, формирование активной жизненной позиции, привитие интереса к традициям своего народа, к нравственным, духовным ценностям, воспитание гражданственности, патриотизма. Но при этом, важно не забывать, что патриотизм исходит больше из сердца, чем от ума. Ум подпитывает духовно-нравственную работу души, а чувства исходящие от сердца создает патриотическое мировоззрение.
Важнейшим в патриотическом воспитании является мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего многовекового формирования наша традиция вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось целыми временами. Поэтому приоритетным должно стать народное воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих предков.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов и героев Русской земли. Все они являются, и будут являться высоким нравственным примером для нашего будущего поколения. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей. Также, народное воспитание создает у детей осознание того, что они сопричастны не только своей семье, но и общностям более высоких порядков, например, городу и народу в целом. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.
В современном мире, когда у детей мало остается настоящих примеров для подражания, когда духовная жизнь истощается с каждым днем, когда они проводят большинство времени за компьютером, перед обществом встает такой вопрос – как помочь ребенку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии.
Печально, но в последнее время понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, гуманности и патриотизма, резко опустилась вниз в большей степени под влиянием средств массовой информации, внедрения в сознание молодежи системы ценности, не соответствующей духовно-нравственным требованиям.
В данный период времени, меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.
Наша основная задача – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной педагогической системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Необходимо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, нужно уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса прекратиться, то разрушится связь между многими поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих духовно-нравственного воспитания подрастающего гражданина.
Именно от взрослых, зависит, какими будут наши дети, чего они добьются в жизни и станут ли они настоящими патриотами, поэтому нужно посмотреть вокруг и в первую очередь начать с себя, своих близких и подавать своим детям, пример каким нужно быть патриотом, как любить свою Родину и уважать права и интересы других народов.

 Формы и методы воспитательной работы, в условиях детского санаторно-оздоровительного учреждения.
Поставленная на современном этапе перед педагогами задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для ее эффективного решения от педагогов требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у воспитанников. Организация воспитательного процесса в детском санатории испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед педагогическим коллективом детского санаторно - оздоровительном учреждением стоят следующие цели и задачи.

Цель: прививать воспитанникам любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию педагогический коллектив решает следующие основные задачи:

Задачи:
•   изучение истории своего края;
•   воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
•   развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
•   создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина..

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
Формы:
-конкурсы рисунков, песен, стихов           
- участие в концертах для ветеранов
- акции
- инсценировки
- уроки мужества
- экскурсии по местам боевой славы

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.
 
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Современная педагогическая система воспитания призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований воспитания, одним из определяющих понятий которого является идеология.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Формированию гражданственности и патриотизма у детей во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню народного единства.
В рамках годового планирования по формированию у воспитанников санатория «Гайдаровец» гражданско-патриотических чувств, проводились такие мероприятия, как Конкурс военной песни «День победы со слезами на глазах» к 9 мая; «Военный парад» - участие всех отрядов ко Дню памяти и скорби; Конкурс рисунков «Символы России» -3 отряд; 23 февраля Ко Дню защитника Отечества –«Рыцарский турнир»;  5 марта- «Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла» 15 мая ко «Дню Семьи, любви и верности»-концерт; «Военно-спортивная игра зарница»- летний период; Квест-игра «Патриот» по станциям (песни, стихи, викторины); Посещение наших друзей из Москвы Разновозрастного отряда Надежда с программой «Журчат ручьи»; Викторина «Мы-патриоты» 3 отряд (5 мая); Экскурсии по берегу реки Сейм, к памятнику Репрессированным в годы Великой Отечественной войны; Игры на свежем воздухе в народных традициях Жмурки, Ручеёк, Горелки и др.
 В годовом планировании воспитательной работы санатория, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного подростка должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Подрастающее поколение составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей страны, развивать идею русской государственности.
Гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если у детей будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине.

Роль сохранения народных традиций в гражданско-патриотическом воспитании:
 
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.
В фольклоре собраны вся жизнь и история русского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. 

Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа.
Надо отметить, что в условиях детского санаторного учреждения планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей воспитанников.
         В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации детей с ослабленным здоровьем, воспитания гражданских и патриотических чувств
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013

Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году....

Патриотическое воспитание в рамках изучения культурного наследия России.

Данная презентация представлена в виде отчета по теме самообразования классного руководителя за 2014-15 уч.год. Она содержит тему, цели воспитательной работы, формы внеклассной работы и результаты сов...

Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности

На сегодняшний день, патриотические чувства способны не только сплотить наше общество, но и раскрыть для многих людей смысл их собственной жизни. Однако поднять производительность труда, дисциплину и ...

ПРОГРАММА ПО ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКА РДШ «Патриот»

Выработка системы мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества....