Поговорим о воспитанности.
материал

Менякина Валентина Александровна

Формирование  знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости, в необходимости их соблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_vospitannosti.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная беседа с элементами диспута:

«Поговорим о воспитанности».

Цели:

  • Формирование  знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
  • Отработка умения решать различные ситуативные задачи из жизни.
  • Повторение некоторых правил этикета.
  • Воспитание культуры общения. 

    Ход занятия.
  1. Вступительное слово воспитателя.

Для тебя, друг, я составил

Семь очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела

-Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

Воспитатель: Как мы называем человека, который соблюдает эти правила? Такого человека можно назвать воспитанным.

- Сегодня и пойдет разговор о воспитанности.

На прошлом занятие  мы проводили анкетирование.

  На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы, ребята, отвечали так:

—  по внешнему виду;

—  по манере разговаривать и слушать других;

—  по готовности прийти на помощь;

— по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.

-Скажите, ребята,  кого из нашей семьи вы считаете человеком воспитанным?  

(Ответы детей).

     Одним из важнейших показателей культуры человека, его воспитанности является его умение общаться с людьми. Проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только портят настроение людям, но и имеет более серьезные последствия – разобщает их. Каждому человеку следует руководствоваться правилом: «В любой жизненной ситуации ведите себя так, как бы вам хотелось, чтобы другие вели себя по отношению к вам». 
- Умеете ли вы себя вести? 
- Знаете ли вы правила этикета? 
Предлагаю вам ответить, как правильно вести себя в описанных ситуациях. 
2.  Обсуждение ситуаций

Воспитатель: сейчас мы попробуем разобраться    в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитаете их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

 

                                            Ситуация 1

     На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но ещё нет Иры и  Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира:  « Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестрёнку».

Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: « Ну, что - собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали»,- закричали ребята. Володя ответил: « Телевизор смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать не красиво?»- « Знаю, но так уж получилось».

(Обсуждения  ситуации ребятами)

Воспитатель: существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано - вы теряете своё время.

Но и не опаздывайте - цените время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

 

                                            Ситуация 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев её, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

-Ну что ты.…Спасибо.…Не надо.

 

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Воспитатель: Ребята, подумайте и ответьте: «всё ли правильно было в поведении девочки?».

Обсуждение ситуации ребятами.

Воспитатель: доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них – тактичность.

На этом примере видно, что вежливость и тактичность -  не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правило этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколь бы ей ни было,25,45 или 85… Поэтому так важно определить слагаемые успешного общения, чтобы не испытывать проблем при разговоре со сверстниками, людьми старшего возраста.

                                            Ситуация 3

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенкуспрятать.

А другого парня- Сергея - определили в седьмую палату …

-Привет, ребята! Я - Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не  убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. И вообще, если что надо: книги, мяч, - берите, я их сверху положу.

Воспитатель: С кем из героев, ребята, вы хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Обсуждение ребятами ситуаций.  

Воспитатель: К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил, друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

  Чувствуете разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. 

3. Сказочная история.

        -Послушайте поучительную сказочную историю. « В одном маленьком городе жил белый мышонок. Он очень любил родителей. Когда малыш пошел в школу, он сразу подружился с другими ребятами. Он верил словам своих друзей, как будто малыш жил в другом мире. Каждому он хотел дать полезный и добрый совет. Но вокруг него стали появляться серые и злые мыши, завидующие мышонку, его достижениям и успехам. Они ничего не умели делать своими силами и даже не пытались учиться, а мышонок с удовольствием постигал науки. Серые завистники пытались любыми способами навредить малышу, распространяли про него разные небылицы, которые обижали мышонка. Он очень переживал, плакал в своей норке. Но рядом с ним всегда были верные друзья. Сколько ни старались злые серые мыши, они не смогли ожесточить белого мышонка».

         Безусловно, это только сказка. Далеко не каждый человек в жизни способен выдержать агрессию, злость других людей. Именно поэтому так важно уважительно относиться к своему собеседнику, подбирать для общения только корректные слова и выражения. 

     Для того чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. 

4. Интерактивная беседа по вопросам.

Вопросы о культуре поведения: 
1. Вы ужинаете. К вам позвонили, и пришли гости. Как вы себя поведете? (Отложите ужин, пригласите с собой или пройдете в соседнюю комнату). 
2. Кто первым выходит из автобуса: мужчина или женщина? А входит? 
3. Должен ли пожилой мужчина уступить место молодой женщине в автобусе? 
4. Какие правила должен соблюдать хозяин? 
5. Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно? 
6. Какая одежда должна быть у хозяйки, встречающей гостей? 
7. Как нужно сидеть за столом? 
8. Каким прибором (вилкой, ножом) едят рыбу, птицу? 
9. Чем берут хлеб? 
10. Вы опоздали на спектакль. Как надо идти на свое место? ( Лицом к зрителям или артистам?) 
11. Что значит быть воспитанным? 
12. Кто первый должен здороваться? 
13. Какие дела считаются мужскими, а какие женскими? 
14. Что может подарить юноша девушке ко дню рождения? 
15. Кто первый садится за стол: он или она 

5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего разговора вы взяли для себя? (Ответы и выводы делают сами учащиеся).

      Быть воспитанным, значит быть внимательным к другому,  деликатным, тактичным, скромным.  А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. Вы должны чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. И, наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность обидные прозвища, клички больно ранят, ухудшают настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Поговорим о воспитанности"

В презентации представлены непростые  жизненные ситуации, которые могут быть решены разными способами. Но как должен поступить воспитанный человек?...

Классный час в 7 классе «Поговорим о воспитанности»

Цели: способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся; формировать умения отличать проявление воспитанности от невоспитанности; познакомить с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром».Оборудован...

Поговорим о воспитании

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характе...

Поговорим о воспитанности

Цели:Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.Создать мотивацию правильного поведения....