Классный час Секрет Страдивари
классный час

Коломеец Елена Юрьевна

Мастера, дающие музыкальному инструменту голоса... Их искусство окружено тайнами, у каждого из них свои секреты. Антонио Страдивари - его имя известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_sekret_stradivari.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

  МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского (филиал ул. Юбилейная)

 Классный час

«Секрет Страдивари».

        

        

                                 

                         

                                Подготовила и провела Коломеец Е.Ю.

        

Было это давным-давно,  более трехсот лет назад.  Знаменитый скрипичный мастер Никола Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал куда ему деваться. Свирепая болезнь-чума, от которой когда-то люди погибали целыми деревнями, погубила его родных. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало. Деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок. И как награду получил старательный Антонио разрешение сделать свою первую скрипку. Было ему тогда тринадцать лет. Последнюю свою скрипку Антонио Страдивари сделал, когда ему перевалило за девяносто лет.

Антонио Страдивари - его имя известно не только любому образованному музыканту, но и вообще всякому культурному человеку.

Два города Северной Италии – Брешея и Кремона богаты выдающимися скрипичными мастерами. Основателем кремонской школы скрипичных мастеров был Андреа Амати.  Скрипки его работы в настоящее время встречаются  редко.  Сыновья Амати – Антонио и  Иероним тоже были скрипичными мастерами. В течении полутора веков род Амати пользовался всемирной славой, но им не суждено было довести скрипку до высшего совершенства. Это сделал величайший мастер всех времен, ученик Никколо Амати -  Антонио Страдивари. Точной даты рождения этого великого мастера документально не установлена, и лишь вклеенная в его скрипку этикетка, где написано, предположительно рукой Страдивари «Сделал Антонио Страдивари в 1736 г. в возрасте 92 лет» дает возможность предположить, что родился Страдивари в 1644г, так как дата его кончины (1737 г.) установлена точно. Всю свою жизнь занимался изготовлением музыкальных инструментов. Страдивари сделал больше тысячи скрипок, альтов, виолончелей, 1 мандолину, 2 гитары. Все сохранившиеся инструменты Страдивари хорошо известны и зарегистрированы. Владеют ими богатые коллекционеры, артисты, некоторые экземпляры хранятся в музеях, несколько инструментов принадлежат Государственной коллекции в Москве.

Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты, дают им голоса. Их искусство окружено тайнами. И у каждого из них есть свои секреты. Выстрогать детали скрипки - дело не хитрое, наловчившись, это может сделать любой столяр. Но собрать их в целый инструмент, чтобы тот запел,- дело непростое. Казалось, все до миллиметра отмерил, все подогнал, а тронешь струны смычком - сипит скрипка, словно у нее простуда или насморк. Поди угадай, в чем тут дело. То ли дерево недостаточно высушено, то ли одну из стенок скрипичного ящечка сделал тоньше или толще. Не получилась скрипка - разбирай ее, ищи причину неудачи. Многому научил старый Амати своего ученика Антонио. Сначала - выбрать подходящее дерево. Ну сколько его там идет на скрипку! Небольшого поленца весом двести сорок граммов хватило бы, толстая книжка и та тяжелее. А вот поди ж ты, десятилетиями готовят дерево для скрипки. Еловое - для верхней крышки, белоствольный клен - для нижней. Ровные, без сучка, без задоринки бруски. А срубить дерево нужно весной, когда оно оживает и листья влагу из ствола вытягивают. Если спилишь дерево со смолистыми соками внутри, никакими силами их потом оттуда не выгонишь. И тогда дерево будет тяжелым и глухим, звук в нем будет вязнуть. Где только не ищут старое сухое дерево мастера! Как узнает мастер, что где то рушат старый дом, тотчас спешит туда. За десятилетия стропила под крышей хорошо высохли; двери старые могут в дело пойти. Но вот в руках у мастера отличное дерево. Бери в руки резец - и за работу! Да только не торопись. Посмотри, какая затейливая форма у скрипки. Почему так капризно изогнуты ее линии? Почему бы не сделать, к примеру, прямоугольный или треугольный ящичек? И проще и быстрее. А дело в том, что в изогнутом корпусе скрипки голос струны отражается в разные стороны, эхо получается не одно, а сотни маленьких эхо. И тогда у скрипки появляется не только звук, но и призвуки (тембры). « Потолок» и  « пол»  скрипкиного домика тоже мудрено выстругать. В середине они потолще, к краям потоньше. Если скрипкину грудь и скрипкину спинку сделать повсюду одной толщины, они будут слишком плотными,  не будут волноваться под струной, их дрожание сразу угаснет. Звук не будет тянутся, а сразу оборвется. Чуть ошибешься,  снимешь лишнее – пропала работа, хоть выбрасывай. А как сделает мастер деку, начинает по ней смычком водить, постукивать, слушать ее звучание. Она сама по себе должна петь звуком определенной высоты, чтобы откликаться на звук струн. На верхней деке фигурные прорези. Не для красоты, а для того, чтобы звук из скрипичного ящечка вылетал наружу, а не затихал внутри. И подставка, на которую струны ложатся, тоже фигурно вырезана неспроста. Такая подставка пружинит под струнами, смягчает их нажим. А иначе, если всей силой струны лягут на нее, скрипка задохнется, голос ее будет звучать сдавленно. А потом задача,  каким лаком скрипку покрывать. Лак скрипку от сырости уберегает.  Да вот только случается, что сковывает лак своей ледяной корочкой дерево, звучать ему не дает. Значит, лак тоже не  всякий годится…

Шестьдесят лет было Антонио Страдивари, когда зазвучали его самые лучшие – новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели они человеческим голосом, отзываясь на малейшее движение смычка новой краской. Музыканты – скрипачи  наконец могли сказать: теперь у нас в руках есть все звуковые краски, которыми можно создать любую картину.

- А где же тайна, секрет?

-Секрет Страдивари появился тогда, когда мастера не стало.

Музыкальные мастера старались по требованию скрипачей делать такие скрипки, какие делал великий Страдивари. Но у них ничего не получалось. Пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари, выходили скрипки- близнецы, как две капли воды похожие на скрипки Страдивари. Всем, кроме…звука.

Значит секрет,  Страдивари не разгадан?

Говорят, что свой «секрет» Страдивари унес в могилу. Однако дело здесь, очевидно, не в каком-то «секрете» производства, так как этот «секрет» он мог бы передать своим сыновьям Франческо и Омолино, которые также были скрипичными мастерами.

Секрет нужно искать не в дереве. А в человеке. Художники говорят, что хорошо рисовать можно научить любого человека, но не каждый становится настоящим художником. Великий Страдивари не только умел разговаривать на своем мастеровом языке. У него внутри жила музыка, жил голос скрипки. И этот голос просился наружу, как просится голос певца. Из сотен звучащих оттенков поющего дерева он выбирал те, которые складывались в певучий тон его скрипок. Антонио слышал, как прекрасным голосом еще не сделанная скрипка поет музыку Баха, Вивальди, Генделя. А может, он даже слышал в ее голосе музыку, которая еще не была написана. Такой музыки ждали его скрипки и – дождались. Этот голос внутри мастера называется талантом.

«Секрет» Страдивари живет и в наши дни. Многие исследователи и мастера уже не однажды объявляли о раскрытии «секрета»  и все-таки приходится признать, что все эти искания и «открытия» не дают желаемых результатов. Единственный путь в современных условиях к созданию инструментов высокого класса звучания на уровне классических, созданных великим Страдивари, это тесное  сотрудничество мастеров скрипичного дела с учеными.

Интересные научные исследования были проведены по искусственному старению древесины, применяемой для изготовления дек смычковых музыкальных инструментов. Этот метод заключается в облучении здоровой древесины радиоактивными изотопами кобальта в определенных дозах. Древесина после облучения принимает вид и получает свойства старой выдержанной древесины, считающейся самым желательным материалом для изготовления смычковых инструментов высокого класса.

На Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов были проведены научно- исследовательские работы по изысканию новых материалов для скрипичных струн. Было подобрано полиэфирное моноволокно лавсан взамен жилки для обвитых струн. Полученные опытные образцы скрипичных струн на основе лавсана получили положительную оценку музыкантов – исполнителей.

Каждый мастер мечтает иметь своих учеников. Наиболее способным учеником Антонио Страдивари был Карло Бергонци (1686-1747г.), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя.

Одним из современников Страдивари и его соперником был Джузеппе  Гварнери, которому было присвоено прозвище «дель Джезу».

Мы точно не знаем,  как выглядел Страдивари, но все скрипичные мастера хотели бы походить на него. Когда мы слышим пение скрипок Страдивари, когда мы смотрим на гордый завиток его инструмента, мы уверены – только красивый и сильный человек мог создать такое чудо. А секретов, которые еще не раскрыты, хватит на всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко

Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...

Классный час: Секреты здорового питания

Классный час на тему :                            «Секреты ...

Классный час "Секрет имени"

История происхождения русскийх имен...

Классный час "Секреты выбора профессии"

Классный час "Секреты выбора профессии"...

Презентация классного часа "Секреты успешности"

Материал для беседы с учащимися 10 класса с целью формирования жизненных мотиваций и волевых качеств....

Классный час "Секреты общения2

Научить способам повышения  уровня  коммуникативной компетенции учащихся.Развивать коммуникативные умени я и навыки.Развивать культурные методы общения учащихся....