Мероприятие " Московское сражение. Битва за Москву"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кужелева  Ирина Александровна

Данное мероприятие содействует воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину и ее защитников, гражданского самосознания и гражданской ответственности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Мероприятие « Смоленское сражение. Битва за Москву»

Звучит фонограмма песни «                               ».

                                                              I часть

Вступление.

  Учитель. 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества -Великая Отечественная война. Фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Враги рвались к Москве, но Смоленск стал щитом для нее, и не дал молниеносно завладеть столицей.

Ученик  Издавна Смоленск называли «ключом к Москве», а местность между Днепром и Западной Двиной, где расположен город, - «Смоленскими воротами».

Ученик  С первых недель войны здесь разыгралась ожесточённая битва – знаменитое Смоленское оборонительное сражение. Оно началось 10 июля 1941 года и длилось до середины сентября того же года.

( Кадры из документального фильма «Битва за Смоленск»

Ученик   Советские бойцы сражались под Смоленском, проявляя массовый героизм. Не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где не стоял бы до последнего патрона, до последнего дыхания советский солдат.

                             Стихотворение (  Карпенко Л.)

Смоленск! Когда с вершины наших дней

Гляжу на эти стройки, башни, главы,

Я не могу не думать о твоей

Истории простой и величавой.

Недаром враг, приблизившись едва,

Нарвался на удар прямой и дерзкий,

Ведь первый клич, что за спиной Москва,

Здесь прозвучал, в сраженье под Смоленском!

                         (Антоненко В.)

На сталь шла сталь, на стену шла стена,

За шквалом шквал атак ожесточенных,

И образ генерала Лукина

Напоминал черты Багратиона.

Солдатскому трехгранному штыку

Был грозный залп «катюш» в подмогу придан,

К любому партизанскому полку

Приписан был лихой Денис Давыдов.

____________________

Враг был у нас на мушке каждый день, Твоим свинцом карающим пропорот Стоял среди сожженных деревень, Сожженный, но сражающийся город.

Ученик   15 июля 1941 года под городом Рудня наша армия против немецкой армии использовала новое оружие – реактивные миномёты, которые прозвали наши солдаты простым девичьим именем Катюша, песня про которую так была популярна в то грозное время.

                        ( Кадры «Миномет Катюша»)

Ученик    За каждый дом, за каждую улицу, дерутся, гибнут, но не сдаются не только красноармейцы, но и милиция, отряды народного ополчения, истребительские батальоны. Даже старики, женщины и дети.

Ученик  Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только солдаты, но и простые мирные жители. Немцы сжигали  целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Фашисты не щадили никого.

( Сценка) Данченко Н. + Глебова Н.

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

(Брат ремонтирует табуретку)

Брат: А разве я есть не хочу?

Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат: Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Ученик    Война – жестокое время. Каждый день солдаты видели смерть.

Стихотворение (Говорова А.)

Ю. Друнина «Четверть роты уже скосило…»

Четверть роты уже скосило…
Распростёртая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сровнялось лет.)

Отлежишься. Обдует ветром.
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой кре́стный путь.

Между жизнью и смертью грани —
До чего же хрупки́ они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестрёнку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,
Не добьёт диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду —
Человека опять спасёшь.

Он вернётся из лазарета,
Снова ты обманула смерть,
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь тебя будет греть.

Ученик 8. Фашисты   форсировали   Днепр.   «Юнкерсы»   бомбили   берег   с   нашими защитниками. Днепр тек багровый от человеческой крови...

Ученик 9. Но советские воины не смирились с потерей города. 17 дней и ночей они настойчиво пытались вернуть Смоленск.

Ученик 10. Тысячи и тысячи девушек Смоленска спасали раненых бойцов. Сотни смолян, рискуя жизнью, подносили воинам воду, хлеб, боеприпасы, собирали оружие.

Ученик 11. Женщины города и его окрестностей сдали 25000 литров крови, которая спасла жизни многих воинов.

Ученик 12.Армия сражалась под Смоленском почти в окружении. Единственным путем доставки армиям пополнения людьми и техникой была Соловьева переправа через Днепр.

Ученик 13. Дорога до переправы напоминала слоеный пирог; одна деревня занята нашими войсками, другая противником. Уже не осталось снарядов к пушкам, и красноармейцы шли на танки с последними гранатами. И гибли под гусеницами.

Ученик  В результате ожесточенных боев гитлеровцы прорвались к переправе и оттеснили советские войска за Днепр. Но бойцам вновь удается восстановить переправу под пулями и осколками.

Ученик   И только тысячи бойцов, автомашин, санитарных повозок начали переправляться на левый берег Днепра, как донесся чей-то возглас: - «Воздух!» Через несколько секунд, на месте парома, лишь сворачивались кровавые воронки.

Ученик    Но не покорилась древняя земля! По всей Смоленщине уже в июле 1941 года действовало 54 партизанских отряда.

( Клип + песня  Ой, туманы мои…..) 

Ученик  Встречали незваных гостей смоленские партизаны не только на старой Смоленской дороге, а на всех больших и малых дорогах, на каждом проселке.

Ученик    План гитлеровцев окружить и уничтожить в районе Смоленска войска Западного фронта провалился. Впервые в истории второй мировой войны фашисты вынуждены были перейти к обороне. Немцы накрепко застряли в «Смоленских воротах».

Ученик  Героическая стойкость воинов в других местах Смоленщины, не допустила вражеского прорыва на Москву с любого направления.

Рудня, Рославль, Ельня, Вязьма, Духовщина, Ярцево, Сычевка..

Ученик  Горела земля под ногами захватчиков. Битва за Смоленск и Смоленское сражение, длившееся с 10 июля по 10 сентября, сорвали попытку врага с ходу прорваться к Москве. И пока фашисты бились на смоленской земле, Москва готовилась к защите. Москвичи не забудут этого.

                                                           II часть

( Кадры из худ. фильма «Битва за Москву»)

Ученик  30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. “Тайфун” назвали фашисты план своего наступления.

Ученик   Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Ученик   Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.

Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца, 
Ведь пояс твоей обороны 
Идет через наши сердца…
Москва!
До последних патронов, 
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!

Ученик  Оборона столицы на рубежах западнее Москвы, была поручена командующему Западным фронтом генералу Гергию Константиновичу Жукову, и командующему Калининским фронтом генерал-полковнику Ивану Степановичу  Коневу.

Ученик  20 октября  в Москве было введено осадное положение. В эти тяжкие дни защитники Москвы делали всё, что могли.  Большую волю к победе проявили москвичи при возведении оборонительных рубежей на подступах к Москве.

Ученик  Почти полмиллиона человек – женщины, старики, подростки с лопатами, кирками и топорами вышли на возведение укреплений. Было вырыто 700 км противотанковых рвов и свыше 5 тыс. км окопов для бойцов. Установлены десятки тысяч противотанковых «ежей», огневых точек и проволочных заграждений.

Ученик  Москвичи массово вступали в дивизии народного ополчения. В одном строю стояли студенты и служащие, рабочие и деятели культуры. В дивизиях не хватало оружия, боеприпасов, средств связи. Ополченцы имели слабую военную подготовку. Но все горели решимостью сражаться до конца за родную столицу.

Ученик   Всего было создано двадцать пять дивизий народного ополчения из числа жителей Москвы и Московской области. В Москве были сформированы четыре дивизии народного ополчения, отряды истребителей танков и особые дружины для ведения уличных боёв.

Ученик В эти суровые дни к народу обратилась Русская Православная церковь. Она вновь предстала нравственной великой силой, вдохновлявшей народ на борьбу с поработителями.

Ученик   Над городом, окруженным фашистами, поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. После облёта с иконой вокруг Москвы произошло чудо.

Наша Родина к сердцу взывает,

Нас священная сила ведет!

Всей страною, от края до края.

Встал на битву великий народ!

За родные полесья и пашни,

За детей, за родительский дом,

За Москву, за Отечество наше

И за всех, кто родится потом!

Ученик    Огромную роль в повышении морального духа нашего народа сыграл и проведённый 7 ноября исторический военный парад на Красной площади.

Ученик    7 ноября на Красной площади состоялся традиционный парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Это был невиданный парад под дулами вражеских орудий. Он длился всего 25 минут. Войска прямо с Красной площади уходили на фронт.

Ученик    Парад Красной Армии ошеломил и буквально взбесил врага. Ведь Гитлер на 7 ноября назначил парад своих войск в поверженной Москве. Фашистским солдатам и офицерам уже выдали парадную форму, в которой они готовились маршировать по Красной площади.

Ученик    Но не сбылись мечты диктатора. Парад состоялся, но это был наш парад, парад Красной Армии.

Ученик   Для гитлеровцев этот парад стал громом среди ясного неба. Узнав о его проведении, Гитлер в ярости приказал: «Разбомбить во что бы -то ни стало!» Бомбардировщики поднялись в воздух. Но до Москвы не долетел ни один. 25 из них были сбиты на дальних подступах, остальные повернули назад.

Ученик    Для всей страны парад стал неожиданным, потрясающе радостным событием. Это был парад-вызов, парад презрения к врагу, парад несгибаемого мужества.

Ученик    Он на небывалую высоту поднял дух нашего народа. И одновременно нанес первое моральное поражение фашистскому воинственному духу.

Ученик    По силе воздействия на ход событий парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 года можно сравнить с успешной военной операцией.

Видео кадры кинохроники парада 1941 г., песня «Марш защитников Москвы»

Ученик    Ноябрь 41-го. Самое тяжелое время. В середине ноября, когда ударили морозы, немецко-фашистские войска осуществили последний решительный бросок на Москву. Бронированные клинья вермахта в числе 51 дивизии двинулись вперед, чтобы окружить Москву.

Ученик  Ценой невероятных усилий и потерь враг был остановлен. В оборонительном этапе Московской битвы наши войска понесли огромные потери - более полумиллиона человек. (514 338). Но и немцы были измотаны и обескровлены.

Ученик   Советские войска, оборонявшиеся на этом направлении, получили приказ командования: задержать врага, во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой почётной боевой задачи выпало и стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. 16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 гвардейцев этой дивизии в бою у разъезда Дубосеково.

Ученик  28 солдат из дивизии генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова под командованием политрука Василия Георгиевича  Клочкова залегли у станции Дубосеково. На них шло 20 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти... 

Дальнейшее их наступление на Москву стало невозможным.

Ученик    В конце ноября — начале декабря советские войска получили значительные подкрепления. Из Сибири и Дальнего Востока  к Москве были переброшены 18 дивизий, 1700 танков и более 1500 самолетов.

Ученик   К началу контрнаступления советские войска насчитывали более 1 млн. солдат и офицеров. Но враг по-прежнему превосходил нас в 1.5-2 раза.

Ученик   Утром 5 декабря впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении.

Ученик    5-6 декабря войска Калининского фронта (командующий -  генерал-полковник Иван Семенович Конев), войска  Западного фронта (командующий - генерал Георгий Константинович Жуков) и войска Юго-Западного фронта  (командующий – маршал Семен Константинович Тимошенко) перешли в контрнаступление и отбросили врага от Москвы на 100-250 км.

Ученик    8 декабря Гитлер  подписал директиву о переходе к обороне на всём советско-германском фронте. Операция «Тайфун» провалилась.

        (Видеофильм «Мы не дрогнем в бою»)

Ученик    Советскому Союзу удалось отстоять свою столицу перед лицом мощного и грозного противника. Разгром немецких соединений стал первым крупным военным поражением нацистской Германии в ходе всей Второй Мировой войны. На полях Подмосковья был развеян миф о её непобедимости.

Ученик   Победа под Москвой воодушевила советских людей и вселила в них уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет за нами.

Ученик   Победа под Москвой послужила сигналом для начала сопротивления и партизанского движения на всех европейских территориях, оккупированных гитлеровцами.

Ученик   Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом гибели гитлеровского вермахта, началом крушения фашистской Германии.

("Битва за Москву" Ты моя надежда, ты моя отрада.)  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"

Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Сценарий мероприятия на тему «Битва за Москву»

Сценарий мероприятия на тему«Битва за Москву»...

Внеклассное мероприятие «Новокузнечане – герои битвы под Москвой»

Внеклассное мероприятие "Новокузнечане - герои битвы под Москвой" способствует воспитанию патриотических чувств учащихся, расширяет знания о Великой Отечественной войне, воспитывает уважение к пожилым...