ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО КУБАНИ
классный час (10 класс)

Чабан Валентина Леонидовнав

Путешествие  по  храмам  Кубани

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родительское собрание77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Реферат

          на     тему

«Традиционное воспитание детей в семье верующих »

                           

                                                                                                Выполнила:        

                                                               Учитель ОПК  МАОУ СОШ 8

                                                                           Чабан В.Л.

 

               

Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни связаны с великими цивилизациями, другие объединяют членов какого-нибудь одного племени.

Наличие множества интерпретаций самого понятия «религия» напоминает об известной индийской басне о том, как четверо слепых пытались описать слона: тот, кто держал его за хобот, считал, что слон похож на змею; тот, кто касался его уха, утверждал, что слон подобен вееру; тот, кто дотрагивался до ноги, думал, что слон – это дерево; тот, кто ощупывал хвост, полагал, что слон выглядит как метла, все они были по-своему правы.

Глубок и сложен духовный мир человека. Существование множества религий неизбежно приводит к возникновению вопроса: какая же из них истинна? Каждый верующий человек делает выбор сам.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребёнок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребёнка – и его душа потускнеет; ребёнок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребёнок живёт в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своём недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

Случается, что бурная молодость, как будто бы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек уходит от религии и от Церкви, по-видимому, без всякой надежды на возвращение. Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и временами Господь стучится в его сердце. И когда человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает сознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни. Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Так, святые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент.

Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.

Воспитание – это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование – это процесс развития мыслительных способностей ребёнка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (то есть развитие умственных способностей) даёт ребёнку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны,- совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Необходимо ещё разграничить понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание – будь то семейное или школьное – преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. В некоторых странах истинное воспитание отсутствует, так как целью воспитания является не сам человек и его высшее благо, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется,- меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.

Другое дело религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах. Здесь цель воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божьим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остаётся той же.

Пока ребёнок мал, он воспринимает всё преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нём волю. Так как в раннем возрасте человек живёт преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его ещё не созрел, то надо меньше всего обременять ребёнка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребёнка к послушанию. Чем раньше ребёнок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещению: не делай этого, так делать нельзя, это нехорошо. Но ребёнок растёт, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребёнку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Чтобы преодолеть упрямство со стороны ребёнка, его нежелание подчиняться, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведёт к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребёнок привыкнет выполнять нужное только «из-под палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребёнка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребёнку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующая мать учит ребёнка так: «Не делай этого – Боженька этого не любит»,«Этого нельзя – Боженька этого не позволяет.».Или «Если будешь так делать, то Бог тебя накажет!» А если ребёнок пострадал за своё непослушание (ушибся или обжёгся), то мать говорит: «Вот видишь, Бог тебя наказал за то, что ты Его не послушался.»

Но не только запрещения внушаются именем Божьим. Ещё важнее, когда положительные требования к ребёнку основываются на Божественном авторитете. Ребёнку объясняют, что Бог помогает ему во всём добром, и главный путь к получению помощи от Бога – это молитва. Ребёнок должен понять, что без помощи Божьей он не сможет ничего достичь. Надо приучить ребёнка молиться за своих родителей.

По мере развития ребёнка родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нём внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д.  

Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких к ребёнку людей – вот что каждый день и час воздействует на его душу. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими – школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Семья старается дать ребёнку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети часто подвержены дурному влиянию. Но это не значит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой: такое положение создало бы искусственное разобщение ребёнка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. Надо только следить, чтобы ребёнок дружил с товарищами, наиболее положительными и религиозно настроенными и чтобы влияние семьи преобладало над посторонними влияниями.

Для того, чтобы семья имела такое решающее влияние на ребёнка, необходимо непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для

успешного воспитания: любовь к детям; справедливое отношение к ним; последовательность в поступках. Уясняя эти нелёгкие обязанности, родители всё больше сознают свою ответственность за своих детей.

Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой вере. В случае же смешанного брака очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно ещё до заключения брака), что дети будут воспитываться в какой-либо одной вере. Расхождение родителей в вопросах веры и, в особенности, споры по принципиальным вопросам в присутствии детей, создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им.

В некоторых странах получила распространение теория «свободного воспитания» детей, что требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять к самым маленьким детям, у которых ещё нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжёлые последствия – и физические, и моральные!

Может ли верующий человек согласиться с таким воспитанием? Конечно, нет! Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности. Церковь же учит, что ребёнок с ранних лет должен различать должное и недолжное. На родителях лежит обязанность направлять его поступки, подготавливая ребёнка к самостоятельной жизни, и эта подготовка должна начинаться как можно раньше.  

Все воспитательные принципы в любой религии одинаковы, имеют общую основу – любовь, братство, чувство сострадания к ближнему. Отличие может быть в традиции, культуре, в каких-то конкретных ритуалах, во внутрисемейной иерархии. Но все эти отличия не разрушают – не должны разрушать – главного принципа – любви.

Христианство – одна из трёх мировых религий – возникла в 1 в.н.э. Разделено на Православие и Католицизм и Протестантизм.

Для католиков христианская семья это община, которая строится на чувстве любви,- той Любви, которая идёт от Бога и подразумевает бескорыстную отдачу себя другому человеку. Католики начинают воспитывать ребёнка задолго до его рождения. Для них важно, чтобы появление ребёнка было подготовлено, чтобы он рождался на свет не спонтанно, а как долгожданный плод любви. На развитие личности маленького человека очень влияет ближайшее окружение, взаимоотношения родителей. И первые представления о Боге возникают у детей благодаря ближайшему окружению. Если родители каждый вечер вместе молятся,

читают Библию, то у ребёнка довольно рано может появиться первое ощущение Бога, знание о Нём.

Обряд крещения, который обычно совершается сразу после рождения ребёнка, молитвы, которые читает мать над ребёнком, окропление его святой водой – всё это ребёнок впитывает, запоминает. В семье существует традиция совместной молитвы. Сама молитва может быть произвольной, спонтанной, но идущей от души. И ещё одно правило – особым образом проводить воскресные дни. Причём, если нет возможности идти в храм, надо хотя бы выключить телевизор, почитать Библию или хороший религиозный журнал, а потом поговорить с ребёнком о прочитанном, обсудить всей семьёй какую-то из глав. В католической церкви дети впервые причащаются в 8 лет. Существует длительная многолетняя подготовка к этому событию. Родители должны как можно раньше показать ребёнку дорогу к храму, открыть ему возможность этого пути. Мать показывает малышу иконы, крест, учит правильно перекрещиваться. Но религиозное воспитание не может существовать отдельно от всего остального. Оно должно стать образом жизни.

Православная церковь всегда рассматривала семью как очаг церковного просвещения. Апостолы называли семью «домашней церковью», и учили супругов и всех членов семьи жить совместной духовной жизнью.

Нельзя пренебрегать постами, установленными Церковью для развития самодисциплины и твёрдости в христианах.

Иудаизм считает, что рождение ребёнка наступает в момент зачатия. А, значит, воспитание начинается ещё в утробе матери.

Уже на восьмой день, согласно заповеди, данной Богом Аврааму, новорождённому мальчику делают обрезание. Это может происходить дома, в синагоге или в роддоме, неважно. Важно, чтобы присутствовало 10 мужчин-евреев. Они становятся свидетелями заключения завета между Авраамом и его новорождённым потомком. В этот момент ребёнку даётся второе имя. Обычно это библейское, святое имя, которое имеет оберегающее значение. Девочки тоже получают второе имя.

Один из самых больших праздников в жизни каждого ребёнка – это день совершеннолетия (когда мальчику исполняется 13лет, девочке – 12.). Этот день рождения отмечается в синагоге. Ребёнка вызывают к чтению святой Торы.

В иудаизме запрещено изображать какие-либо образы. Поэтому ни в синагоге, ни дома не может быть ни икон, ни скульптур. Стараются, чтобы ребенок понимал образ жизни: какие есть праздники, посты, что евреи едят, как одеваются. Эти знания могут дать не только родители, но и садик, и воскресная школа, и детские лагеря. Приобщать к вере малышей начинают рано.

Отсутствие семьи или развод – страшный грех. Сегодня в еврейской семье все имеют равные права, зачастую глава семьи – это женщина. У неё все деньги, власти, и её все слушаются, потому что она – хранительница домашнего очага.

В мусульманской семье воспитанием детей в основном занимаются матери .Это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Богом за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Бога вознаграждение. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные моления. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и  приятным исполнением обрядов.

Философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

В семье человек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своего долга. С первых дней сознательной жизни новый член семьи учится ценить ту повседневную работу, от которой зависит его питание, его здоровье и удобства жизни. Семья – хранительница традиций. Здесь, в родном доме, ребенок получает и первые чистые эстетические впечатления. А при христианском религиозном семейном укладе здесь-то и закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.    

Список использованной литературы:

1. Г.М. Бонгард – Левин, А.Н. Мещеряков «религии древнего Востока». М.: Восточная литература, 1995.

2. Г.М. Бонгард-Левин, О.Ю. Васильева, А.А.Кислова «Религии мира: История и современность.». М.: Наука, 2003.

3. М.П. Мчедлов, Ю.И. Аверьянов «Религии народов современной России: Словарь.».М.: Республика, 1999.

4. Л.В. Сурова «Мироведение.» - Клин, 2004.

5. Журнал «Фома», № 8/40, август 2006// Вера соединяет семью.

6. Издание Саратовской епархии. Православная вера.// «Если бы люди знали, сколько радости у священника…»,2006, №16.

7. М.М. Шахнович «Религии мира: Учебное пособие.»- С.-П., 2003.

8. И.Н. Яблоков «Религиоведение: Учебный словарь – минимум по религиоведению».- Гардарика, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое кольцо Кубани. Православные монастыри

Урок знакомит учащихся с монастырями, расположенными на территории Краснодарского края. Форма: урок-экскурсия. В течение путешествия учащиеся заполняют путевой лист. По итогам занятия проводится тест....

урок-экскурсия по ОПК "По золотому кольцу Кубани"

урок представляет собой заочную экскурсию по православным храмам Кубани...

презентация к уроку "По золотому кольцу Кубани"

презентация содержит фотографии крупнейших православных храмов Кубани...

Обзорная экскурсия по монастырям Краснодарского края "Золотое кольцо Кубани" (Методическая разработка по ОПК)

Обзорная экскурсия по монастырям  Краснодарского края "Золотое кольцо Кубани"  (Методическая разработка по ОПК)...

Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе

Ежегодный конкурс знатоков Отечественной  истории - один из самых любимых для детей и  взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...

Творческое название проекта «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»

Во время подготовки и оформления этого проекта ученики должны научиться определять понятие "Золотое кольцо России" , уметь называть города, входящие в состав Золотого кольца, объяснять по ка...

Открытое занятие «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»

Это занятие  заключительная часть  одноименного проекта. Ребята защитили свои проекты, рассказали про города Золотого Кольца России. Посмотрели презентацию про предварительную работу по созд...