Учебное занятие по изучению правил дорожного движения для учащихся начальных классов "Умеем ли мы путешествовать".
план-конспект

Ренжина Татьяна Александровна

Внеклассное занятие «Умеем ли мы путешествовать? » направлено на детей младшего  школьного возраста, включает в себя материал по ПДД, знакомство с историей возникновения ПДД и дорожных знаков и светофора, игры для закрепления знаний по ПДД, обзор назначения дорожных знаков, выполнение закрепляющего заданий в целях закрепления полученного детьми материала. Чередование теоретического материала и выполнения практических заданий построено в целях диагностики уровня знаний детей, и проведения профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_po_pdd_umeem_li_my_puteshestvovat.docx165.32 КБ

Предварительный просмотр:

  Внеклассное  занятие по ПДД

«Умеем ли мы путешествовать?».

Цель:

 - формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения, с целью предупреждения детского транспортного травматизма;

 - развивать знания детей о правилах дорожного движения;

- познакомить детей с историей возникновения ПДД и дорожных знаков;

- воспитывать навыки выполнения основных правил поведения детей на улице.

Актуальность

Внеклассное занятие «Умеем ли мы путешествовать? » направлено на детей младшего  школьного возраста, включает в себя материал по ПДД, знакомство с историей возникновения ПДД и дорожных знаков и светофора, игры для закрепления знаний по ПДД, обзор назначения дорожных знаков, выполнение закрепляющего заданий в целях закрепления полученного детьми материала. Чередование теоретического материала и выполнения практических заданий построено в целях диагностики уровня знаний детей, и проведения профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

 Оборудование: магнитная доска, дорожные знаки, светофор, памятки для учащихся, комплект настольной игры «Азбука пешехода».

Ход занятия

1Вводная часть

- Скажите, ребята, любите ли вы путешествовать?

- Вот сегодня мы и отправимся в путешествие. А как путешественники совершают свои путешествия? (Ответы детей)

- В нашем путешествии поговорим о правилах поведения на улицах, в транспорте, вы поделитесь своими знаниями о правилах путешествия и  узнаете много нового и важного для себя.

2.Мотивация

Участники дорожного движения - это и пешеход,  и шофер, и пассажир, и велосипедист. И все могут быть путешественниками, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них должен знать свои правила. А именно, пешеходы – на тротуаре, а водители — на дороге. Правила дорожного движения - это свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов. Поэтому знать ПДД нам всем крайне необходимо.

Проведем разминку

Игра «Доскажи словечко».

Нет конца у строчки, где стоят три точки…

Кто придумает конец, тот и будет молодец.

Чтобы я тебя повез, мне не нужен овес.

Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит… ( автомобиль).

Знает правила движенья, как урок учитель,

Плюс сноровка при вожденьи, звать его… (водитель).

Он и в поле, и на стройке, он почетный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко, возит грузы… (грузовик).

Очень нужен он в пути, где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как», звать его - … (дорожный знак).

Мы на улицу пошли. Светофора не нашли.

Как дорогу перейти, если «зебра» на пути!

Мы гадали. Мы решали. Что же это за проход?

А потом мы все узнали «зебра» - … (переход).

Там, где есть машин поток, дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток, значит, там… (дорога).

Напомни ротозею строго: «Стоп! Здесь проезжая дорога»

Кто так на улице резвится, потом окажется в…(больнице).

- Ребята, скажите, что всем нам помогает в путешествии?

Отгадайте загадку:

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда.

И подскажут и помогут

Говорящие цвета. (Светофор)

-Светофор является одним из чудесных помощников на наших дорогах.

Ученик рассказывает:

Самый первый светофор появился в Лондоне. А вот первый светофор в нашей стране заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Устанавливается светофор в тех местах, где разрешено переходить дорогу. Ребята, очень важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним.

-Какие цвета светофора вы знаете, и что они обозначают?

Ученик:

Чтоб дорогу перейти,

На светофор сначала посмотри.

На светофоре – красный свет!

Опасен путь, прохода нет!

А если жёлтый свет горит,

Он “приготовься” говорит.

Зелёный вспыхнул впереди –

Свободен путь, переходи

- Где можно переходить дорогу?

-Что нужно делать пешеходам, если загорелся желтый сигнал на светофоре?

-Как необходимо переходить дорогу?

-Если вы не успели перейти проезжую часть, загорелся красный сигнал, где необходимо переждать поток машин?

- Продолжаем наше путешествие.C:\Users\User\Desktop\IMG_20200314_093932_754.jpg

 У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. Они расставлены вдоль улицы справа, круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, эти знаки всё время о чём-то говорят на своём особом языке, понятном каждому водителю и пешеходу. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чём-то сообщают. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрёстки, площади.

-Какие знаки вы знаете? (ответы детей)

- Дорожных знаков очень много. Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться знаки (одновременная демонстрация знаков)

Этот знак такого рода -

Он на страже пешехода.

Переходим дружно вместе

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)

Тут вилка. Тут ложка,

Подзаправишься немножко,

Накормили и собаку,

Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).

Я хочу спросить про знак.

Нарисован он вот так:

В треугольнике, ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Дети).

Круглый знак, а в нём окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещён).

Тут вилка. Тут ложка,

Подзаправишься немножко,

Накормили и собаку,

Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).

Если и нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом –

Этот знак к твоим услугам. (Телефон).

Этот знак такого рода -

Он на страже пешехода.

Переходим дружно вместе

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)

В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой.

Что-то роет ,строит что-то,

Здесь … ( дорожные работы)

- Ещё один важный знак. Отгадайте его название:  

Я привык к велосипеду

И на нём я смело еду. (Велосипедная дорожка)

Шли из школы мы домой

Видим – знак над мостовой.

Круг, внутри - велосипед,

Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен).

- Рассматривая сейчас знаки,заметили ли вы, ребята, что все знаки  делятся по цвету на две группы? (Синий-разрешающие, красный – запрещающие, предупреждающие)C:\Users\User\Desktop\IMG_20200314_093852_887.jpg

-Как уже упоминалось: дорожные знаки и правила на дорогах не могут существовать друг без друга.

- Многие из вас ездят на школьном автобусе. Давайте вспомним правила поведения в автобусе

1.Посадка и высадка разрешена со стороны тротуара или обочины, только после  полной остановки автобуса.

2.Пропускай девочек вперёд, помогай им подняться в салон автобуса.

3.Не толкайся при посадке и выходе.

4.Не отвлекай водителя.

5.Не мусори.

6.Не высовывай из окна голову, руки.

7.Не ходи по салону во время движения.

8.Громко не разговаривай.

9.Обходи автобус сзади.

- И ещё одно очень важное правило для пассажиров:

При поездке в школьном автобусе и на личном транспорте не забывайте пристёгиваться ремнём безопасности. У детей младше 12 лет должно быть специальное кресло.

- А сейчас сделаем остановку в путешествии и поиграем. Игра «Запрещается-разрешается». Вам нужно добавить в стихотворение нужное слово – «разрешается» и хлопать в ладоши или «запрещается» и топать ногами.

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

- Если очень вы спешите, то перед транспортом бежать?  

- Отдохнули, а теперь прокатимся на автомобиле.

Викторина «Автомульти»

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

 - На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

 - Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?  (Вареньем)

- Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?  (В карету)

- Личный транспорт Бабы – Яги?     (Ступа)

- Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?  (Велосипед)

- На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

- На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?      (Поезд)

-Вспомнили мультики, сказочных героев, а на пути нам загорелся красный сигнал. Что он обозначает? (Стоп) Вот и мы остановимся и повторим что сегодня узнали на занятии.

- Где можно переходить дорогу?

-Что нужно делать пешеходам, если загорелся желтый сигнал на светофоре?

-Как необходимо переходить дорогу?

-Если вы не успели перейти проезжую часть, загорелся красный сигнал, где необходимо переждать поток машин?

-Какое правило должен соблюдать пешеход при хождении по тротуарам?

         (на доску - правила для пешехода)

Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

Переходи  только на зелёный сигнал светофора.

Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.

Всегда обрати внимание на знаки и светофор….

-Молодцы путешественники, знают правила все классно! И теперь для нас горит зеленый сигнал.

Учитель: Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше были бы слёз и боли. Мы всегда должны их  знать  и выполнять.

       Рефлексия собственной деятельности.

- Какие правила безопасности на дорогах вы усвоили на нашем занятии и как вы их будете применять в повседневной жизни? Назовите по одному.

-Что было самым интересным на занятии?

-Над чем следует еще поработать?

-Кто был самым активным?

-Оцените свою работу: если считаете, что хорошо поработали – поднимите зеленую карточку, если не очень потрудились – желтую, а если ленились – красную.

- Сегодня действительно все работали хорошо. Это говорит о том, что вы будете соблюдать все правила дорожного движения, станете хорошими пешеходами.

Литература:

1. «Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по

организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного

движения»/Сост. Н.А.Извекова. Москва.:Просвещение,1982.

2. «Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и

тематических занятий в 1-4 классах/авт.- сост. Е.Ю. Лавлинскова.

Волгоград: Учитель, 2008

3.«Дети и дорога». Пособие для педагогов и воспитателей. Уфа:

полиграфкомбинат,2003.

4. Правила дорожного движения. М, 2004.

3.Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М:              

Просвещение,1985.

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,199.7

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Разработка занятия по изучению Правил дорожного движения с учениками 5 класса.

Занятие по ПДД для учащихся 5 класса, используемый классным руководителем для разнообразия форм работы со школьниками по безопасности дорожного движения....

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Методическая разработка по ПДД "Знатоки Правил Дорожного Движения" для учащихся начальной школы

В разработке представлена игра по ПДД для учащихся начальной школы...

Технология организации практических занятий по изучению правил дорожного движения на примере интерактивного учебного центра «Автоград»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении -проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы...