беседа: 190 лет сказке о попе и его работнике Балде
план-конспект занятия (7 класс)

Хохлова Ирина Владимировна

 

  1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина
  2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»
  3. Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности
  4. Развивать интерес к чтению
  5. Развивать образное мышление, память, речь
  6. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 190-let_skazka_o_pope_i_rabotnike_ego_baldea.s.pushkina.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Беседа на тему: 

190-лет «Сказке о попе и работнике его Балде»А.С.Пушкина

Подготовила:

Хохлова И.В.

2020г.

Тема беседы: 190-лет «Сказка о попе и работнике его Балде»А.С.Пушкина

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина
  2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»
  3. Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности
  4. Развивать интерес к чтению
  5. Развивать образное мышление, память, речь
  6. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности
  7. - Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. Наша беседа посвящена  «Сказке о попе и о работнике его Балде».  

 В ходе беседы за свои ответы вы будете получать жетоны, которые мне помогут в выставлении отметок.

-  О жизни и творчестве  Александра Сергеевича Пушкина вы уже многое знаете. Сегодня на уроке мы расскажем о главном.  (Сообщения заранее подготовленных учеников)

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая любовь у него была к русской речи. (слайд 2)

Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь. (слайд 3)

Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где жила его няня.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.

 «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. (слайд 4)

- А можем ли мы так же сказать про сказки самого Пушкина?  Есть ли среди ваших любимых книг сказки А.С.Пушкина? (ответы учащихся)

- Кто сможет назвать сказки, написанные Пушкиным? (слайд 5)

- Проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы должны назвать сказку. (слайды 6- 9)

IV. Кроссворд «Герои сказок Пушкина»

По горизонтали:

1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?

2.Ядро золотого ореха.

3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане.

4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

5.Имя князя, сына царя Салтана.

6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина.

7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне».

8.Сеть для ловли рыбы.

9.Жених юной царевны.

10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина.

11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.

12.Дядька прекрасных витязей.

(Ответы по горизонтали:

1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон. 6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце. 11.Звездочёт. 12.Черномор.

По вертикали: 1. Михайловское.)

 Знакомство с созданием «Сказки о попе и работнике его Балде»

-  Я предлагаю познакомиться с нашими гостями. (Инсценировка «Сказки о попе…»)

Узнали, из какой сказки к нам пожаловали гости? (слайд11)

- У вас на партах лежат разные издания «Сказки о попе…». Обменяйтесь с соседом по парте своими книгами и рассмотрите их.

- Какие чувства вызвала сказка, её герои, когда вы её читали впервые? (рассмешила, растрогала, взволновала, удивила,..)

- Какие моменты особенно запомнились? Почему?

- Кто из героев понравился и почему?

- Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…»

История создания сказки.

«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. (слайд 12)

Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».

Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.

В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 13)

Толоконный – сделанный из толокна – из овсяной немолотой муки.

Полба- разность пшеницы, каша из нее.

Розь – разные, различные

Подворье – дом с хозяйственными постройками

Оброк – денижный или натуральный сбор.

Супостат – противник, враг

 Конкурс «Самый внимательный читатель»

- Сейчас мы проверим, кто из вас внимательнее всех читал сказку. Он сможет ответить на все вопросы

1. Где встретил поп Балду?

А) на ярмарке

Б) на базаре

В) на рынке

2. Какой работник  не нужен был  попу?

А) повар

Б) гончар

В) конюх

3. Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты?

А) Поповна

Б) Попадья

В) Поп

4. Где жили черти?

А) в озере

Б) в пруду

В) В море

5. Кого подослал Балде старый бес?

А) сына

Б) племянника

В) внука

6. Чего не делал Балда в сказке?

А) Не ловил зайцев

Б) Не бросал палку

В) Не скакал на лошади

7. Какое задание Балда выполнил сам? (слайд 21)

А) Обежал вокруг моря

Б) Поднял  коня

В) высоко забросил палку

8. После какого «щелчка лишился поп языка»?

А) Первого

Б) Второго

В) Третьего

9. На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?

А) На то, что Балда забудет уговор

Б) На русский авось

В) На совесть Балды

10. Как продолжить фразу «Не гонялся бы ты, поп ….»

А) за мной

Б) за самим Балдой

В) за дешевизной

(Выигрывает тот, кто получает больше звездочек за правильные ответы)

VIII. Игра «Выбери слово»

А) Жил-был поп,

Толоконный лоб.

… поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….:

Повар, конюх, плотник.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердье и проворье»

В) Живет Балда в поповом доме,

…., ест себе на соломе,

Ест за …. Четверых,

Работает за семерых.

IX. Игра «Кто это сказал?»

  1. «Ладно. Не будет нам обоим накладно

Поживи-ка на моем подворье,

  1. Окажи свое усердье и проворье»

  1. «Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…»

  1. Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя корчить»

  1. «Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?»

     5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

 « Расшифруй имена героев сказки»

- Из данных букв составьте слова – имена героев сказки

ОПП

ДАБАЛ

КАЗАЙ

НОКСЕБЕ

ДЬЯПАПО

 Определение типа сказки: авторская или народная

- Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о попе …»?

- Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки? (повторы, устойчивые выражения и эпитеты, устаревшие слова, народная речь)

- Внимательно изучите таблицу и объясните народной или авторской является «Сказка о попе…»

- Сделайте вывод («Сказка о попе…» является авторской сказкой, но написана по сюжету народной сказки)

. Главные герои сказки.

- Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке?

(Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый, наивный….)

- На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

- Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.)

- Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

XIII. Подведение итогов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по сказке А.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"

тест проводится в 7 классе коррекционной школы VIII вида...

Театрализованное представление "Сказка о попе и его работнике Балде"

Инсценировка одноименной сказки А.С.Пушкина...

БЕСЕДА на тему: "ТЫ ПОПАЛ В ПОЛИЦИЮ"

Полиция - правоохранительный орган. Она защищает твои права и права других граждан, поэтому как законопослушный и сознательный гражданин России ты должен помогать полиции в её работе, не нарушать...

урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)

Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....

СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ Инсценировка и режиссерские указания к ней

Данная разработка поможет учителю проинсценирвать известной проихведение А. с. Пушкина 2сказка о попе и его работнике Балде". Работа способствует развитию творческого понтенциала обучающихся, сце...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....