Имя и дело Святого Равноапостольского князя Владимира
классный час

Яковлева Юлия Вячеславовна

Классный час проводится в форме устного журнала, т. е. учащимся предлагается  заранее подобранный интересный и познавательный  материал, после прочтения которого проводится обмен  мнениями. Я постаралась, чтобы классный час осуществил   следующие воспитательные функции:

- просветительскую, т. е. классный час расширяет круг знаний и по истории, и по литературе, и по религии.

- ориентирующую, т. е. классный час формирует у школьников определенное отношение к тем событиям, которые произошли  давно, но изучаем мы их и даем оценку с позиции современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9

имени А.С. Пушкина

г. Волжск, Республика Марий Эл

План — конспект

проведения классного часа

Номинация: старшие классы

«Имя и дело

Святого Равноапостольского князя Владимира»

Автор: Яковлева Юлия Вячеславовна,

учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория,

классный руководитель 9 «а» класса

2014/2015 учебный год

ноябрь

Пояснительная записка

       В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора. На этом этапе учащиеся демонстрируют осознанные  имеющиеся у них знания. Они могут выражать знания различными путями: словами, действиями, письменными сообщениями, громко, с места, с разрешения. Может случится и такое, что представленные знания противоречивые, ложные, путанные. Как учитель, я пока  должна воздержаться  от оценки «правильно/неправильно». Но я фиксирую противоречия. В конце первой части, я должна получить 2 результата:

1) ученики продемонстрируют уже имеющийся у них комплекс знаний, и я смогу более точно представить себе картину их познавательных потребностей.

2) у учащихся появится заинтересованность в дальнейшей работе на классном часе. Возникнет эмоциональная вовлеченность в дискуссию.

            Назначение основной части определяются воспитательными задачами классного часа. На этом этапе я предлагаю учащимся различные ситуации, в которых их прежний опыт, их прежнее отношение и оценка сталкиваются с новыми знаниями, ощущениями и ценностями. Эта ситуация создается мною в моем монологе. Он предполагает активную вовлеченность каждого учащегося в осмысление новой информации.  Моя роль такова, чтобы поддерживать четкую мыслительную деятельность учащихся.  

       Во время заключительной части я постаралась обратить внимание  учеников на самовоспитание, чтобы у них возникло желание побольше узнать о князе Владимире, для этого я задала им вопросы о том, что для них осталось загадкой, какой вопрос для них остался открытым, какая информация  о князе Владимире их заинтересовала и почему.  Конечно же учащиеся на заключительном этапе высказывают выводы, проводят рефлексию. Учащиеся на моем классном часе даже решили приступить  к сбору информации о выдающихся последователях князя Владимира: князя Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича — царя Федора Иоановича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала Пятым Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

        Классный час проводится в форме устного журнала, т. е. учащимся предлагается  заранее подобранный интересный и познавательный  материал, после прочтения которого проводится обмен  мнениями. Я постаралась, чтобы классный час осуществил   следующие воспитательные функции:

- просветительскую, т. е. классный час расширяет круг знаний и по истории, и по литературе, и по религии.

- ориентирующую, т. е. классный час формирует у школьников определенное отношение к тем событиям, которые произошли  давно, но изучаем мы их и даем оценку с позиции современности.

             От классного часа с такой  исторической, религиозной тематикой я жду следующие результаты:  

- во-первых, он должен поспособствовать воспитанию компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества  как свою личную.

- во-вторых,  учащийся должен понять ценность принятия христианства для будущей российской нации.

           Я стремилась к тому, что бы в ходе классного часа создавалась ситуация, в которой учащийся бы смог самостоятельно прийти к осознанию ценности христианства как для   того далекого времени, так и для  современного. Я была очень рада, что на классном часе присутствовали учащиеся  - представители других религий, конфессий и культурных традиций.

            Преобладающая форма взаимодействия - «ученик- ученика». Вопросы мною были разработаны так, чтобы учащиеся чаще высказывали  свое мнение, которые не всегда совпадали с мнениями сверстников. Себе на классном часе я отвела важную и главную роль. Я — «провокатор» творческого и активного мышления учеников, но Я - и «носитель истины». Я незаметно для учащихся  призывала их к тому, чтобы они усвоили готовые ценности.

                Пространство организовано мною так, чтобы учащиеся сидели за круглым столом,  лицом  друг к другу.  

Время проведения: 40 минут

Подготовительная работа учителя: Учитель подбирает очень  разнообразный информационный материал, который будет способствовать  активной вовлеченности каждого учащегося в осмысление новой информации.

Цели:

Образовательные цели:

- обратить внимание  учащихся на историческую личность — князя Владимира, на понятия христианство, язычество.

- сформировать правильное представление о давних исторических событиях

Воспитательные цели: 

- обогатить учеников знаниями об историческом прошлом, об исторической личности.

- сформировать  ценностное отношение  учащихся к деятельности князя Владимира.

- воспитать чувство уважения к другим конфессиям, традициям, культурам.

- воспитать коммуникативную культуру.

Развивающие цели:

- продолжить формировать терпимость по отношение к друг другу.

- способствовать развитию у учащихся самосознания.

-развивать умение работать с предоставленной информацией.

- развивать у учащихся умение критически оценивать  как действия князя Владимира, так и

свои действия.

- научить выявлять действия, которые  соответствовали общепринятым в обществе понятиям о добре и зле,  о должном и недопустимом.

Форма проведения: устный журнал

Оформление: На магнитной доске изображения, связанные с деятельностью князя Владимира: монеты, Десятинная церковь,  князь Владимир – былинный и фольклорный образ, орден Святого Равноапостольского князя Владимира, памятник князю Владимира в Киеве, статуя Владимира Святого в Казанском соборе Санкт- Петербурга, залив Владимира.

Технические средства: 

  1. Экран, проектор, компьютер.
  2. На выбор: Видео фрагменты художественных фильмов:   «Ярослав Мудрый» (Мосфильм, киностудия им. Довженко, 1981, роль Владимира исполнял Петр Вельяминов); «Легенда о княгине Ольге» (1983 год, СССР, режиссер Юрий Ильченко, в роли Владимира в юности Иван Иванов, в старчестве Иван Миколайчук); «Владимир Святой» (в главной роли Владислав Стржельчик, 1993 год, режиссер Юрий Томошевский; «Сага древних булгар», где Владимира сыграл Андрей Сухов, 2005 год; мультфильм «Князь Владимир» (2006 год, режиссер Юрий Кулаков, Владимира озвучивает Сергей Сухоруков). (Фрагменты можно взять на U- TUBE)
  3. Сопровождающая классный час презентация.   «Князь Владимир». Желательно назначить ответственного за переключение слайдов.

Ход классного часа.  Вступительная часть - 7 минут

Учитель:  Здравствуйте, ребята. (СЛАЙД 3). Через мелочи познается мир. Если крошки собрать в ладонь, можно птенца покормить с руки. Если умело подобрать разноцветные камушки, можно сложить мозаику.  (СЛАЙД 4). Если приобщаться   к  хорошим,  мудрым людям и к делам их, то самому можно преобразиться.  Не случайно я произнесла эти выражения. Выражения с переносным значением, выражения – с тайным смыслом. (СЛАЙД 5) Что это за «мелочи», через которые мир познается? Что это за «разноцветные камушки», из которых складывается «картина»?  И как связаны пророческие выражения с темой классного часа? На эти вопросы я и попрошу ответить вас, но в заключительной части  нашего общения.

            Классный час мы начнем с просмотра фрагмента  фильма. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма -  3 мин.  «Сага древних булгар», где Владимира сыграл Андрей Сухов, 2005 год

Учитель: Как вы уже поняли, тема  классного часа связана с ИМЕНЕМ (Учитель обращает внимание учащихся на тему классного часа) Владимира Красное Солнышко и с его ДЕЛОМ.  (СЛАЙД 1)

Что мы знаем о происхождении князя Владимира?

(Если учащиеся затрудняются ответить, учитель предлагает им обратиться к раздаточному материалу ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Учитель: Что мы знаем о воспитании князя Владимира?

Учитель: Сразу ли он стал Великим Киевским князем?

Учитель: Какими методами и средствами он боролся за Киевский престол?

Учитель: Какое было вероисповедание на  Руси до правления и во время правления Владимира 1?  

(Учащиеся отвечают язычество. Но могут ответить, что во время правления князя Владимира было христианство. Тогда, уместно задать вопрос: Русь изначально была христианской? Скорей всего, учащиеся начнут уточнять свои ответы.)

Учитель: Сможете охарактеризовать Русь языческую? (Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагается воспользоваться ПРИЛЖЕНИЕМ 2)

Учитель: Как мы видим, при  князьях дома Рюрикова дома, господствовало полное варварство. Князья облагали русские народы данью, князья не объединяли народы, а скорее всего подчиняли их себе. Их власть имела скорее всего не государственные, а наезднические, разбойнические черты. Они окружали себя дружиною – шайкою удальцов, склонных к грабежу. Князья Рюрикова дома не старались ломать обычаев завоеванного народа. Не старались реформировать их уклад жизни. Лишь бы они только давали дань. Были ли попытки со стороны князей  изменить существующее положение?  (Учащиеся, скорей всего, ответят «да», и назовут имя княгини Ольги,  с которой связано официальное признание христианской религии)

Учитель: Как вы думаете, почему именно христианская религия стала второй, после язычества признанной  верой?  (Учащиеся должны  вспомнить о частых торговых, военных, культурных и  миссионерских отношениях. В помощь можно предложить воспользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 3)

Учитель: Ребята, знаете ли вы легендарный рассказ о выборе веры князем Владимиром? (Ребята делятся своими знаниями)

Учитель: Ребята, как вы думаете, грезила ли Руси другая вера, могла ли Русь принять другую религию? (Скорей всего учащиеся ответят «нет») Обратите, пожалуйста, внимание на ПРИЛОЖЕНИЕ 4, в котором описаны предлоги - объяснения в отказе другим религиям)

Учитель: Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси.

Основная часть - 25 минут

Учитель: Что дало Руси христианство? Русская история о временах, предшествовавших принятию христианству, темна и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиной явилось то, что первые летописцы писали не раньше второй половины 11 века о событиях, происходивших в их отечестве в 9 и 10 веках, за исключением немногих  письменных греческих известий, не имели других источников, кроме устных народных преданий, которые по своему толковались, подвергались домыслам и вымыслам. Но только ли письменность?  С принятием христианства Русь получила не только письменность, но и статус европейской страны Славянское язычество имело богатое религиозное – мифологическое содержание. Но оно оказалось неспособным к исполнению функций государственной религии. Освещая отношения человека с природой и между разными этносами, язычество не вторгалось в область общественных отношений на стадии государственного развития.  Язычество создавало проблемы, ибо возвышение одних племенных богов приводило к понижению статуса богов других племенных союзов. Свидетельство тому  - «Пантеон Владимира», возвысивший Перуна, но забывший Велеса. В перспективе подобная духовная и идеологическая ситуация могла привести к межплеменной розни. Христианство приобщило Русь  к византийской  культуре, к  выходу в Европу?  Да, эпоха Владимира 1 стала ключевым периодом для государственного становления Православной Руси Ребята, но за это ДЕЛО не канонизируют, не причисляют к Лику Святых.  Что еще получила Русь с принятием христианства? Почему  князь Владимир вошел в историю как Равноапостольский, т.е Святой?  (СЛАЙД  2). (Варианты ответов учащихся. Скорей всего, учащиеся не смогут ответить на это вопрос. Он слишком философский)

 Учитель (торжественно): Русь  обрела новый смысл. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживившим Русь, указавшим ей историческую дорогу. Поиск гармоничного сосуществования славян с природой и в природе – вот главный смысл язычества. Славянские божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной и производственной деятельности – славян, лесом, водой, небом, солнцем. Даже с принятием христианства, славяне долго сохраняли языческие обычаи и обряды в быту. Язычество всегда оставалось средством освоения человеком природы. Христианство оказало влияние на многие душевные проблемы, с которыми сталкивается человек. Посмотрите, у самого князя Владимира после принятия святого крещения явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственное состояние. Из страстного, гордого язычника он переродился в кроткого,  необычайно милосердного и доброго человека. Христианство перевернуло представление человека о самом себе, о своих способностях, о жизненно важных идеалов. Христиан называли «новыми людьми» - они почувствовали новый смысл бытия. Христианство стало важнейшим условием превращения разноэтнического населения в единый народ, связанный единым духовным смыслом жизни.  Христианский Бог слышит не только вождей, а каждого, обратившегося к Нему.  Бог – это не грозная сила, Любовь, поэтому задача верующего – отвечать любовью. Отсюда 10 заповедей. Это не запреты, не регламентация общественной жизни , а исцеление души. Это родительский наказ, оставленный детям, что дом не перевернулся вверх дном во вемя их отсутствия. Человек по христианству – это образ и подобие Бога, т.е. творец, другими словами – личность. А личность в ответе за себя. Вспомним притчу о талантах.  Отпадение от Бога трактуется как непослушание, но непослушание прощается, в этом мы видим спасение души, вспомните притчу о блудном сыне. Христианство учит анализировать свою жизнь. Выражение «прими свой крест», означает то, что человек может победить зло в самом себе, он одухотворится. В христианстве Владимир разглядел следы вечной мудрости. Жизненный путь Иисуса Христа – это символическое отражение битвы между злом и добром, светом и тьмой, которая есть в каждом из нас.   Подвиг его продолжили его сыновья, внуки. Князь Ярослав Мудрый сделал первый шаг к независимому существованию Русской Церкви.  Царь Федор Иоанович  в 1589 году вводи сан патриарха и Русская Православная Церковь стала Пятым Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Заключительная часть (Обратная связь) 8 минут

Учитель: (Учитель обращает внимание учащихся на тему классного часа):  За какое ДЕЛО ИМЯ князя Владимира вошло в историю России как Равноапостольского, т.е Святого? (Многие учащиеся могут ответить «за принятие христианство», «за христианизацию». Но учителя такой ответ не должен удовлетворить, поэтому уместно задать наводящий вопрос: «Что еще получила Русь с принятием христианства?»)

Учитель: Через мелочи познается мир. Если крошки собрать в ладонь, можно птенца покормить с руки. Если умело подобрать разноцветные камушки, можно сложить мозаику. Если приобщаться   к  хорошим,  мудрым людям и к делам их, то самому можно преобразиться.  Что это за «мелочи», через которые мир познается? Что это за «разноцветные камушки», из которых складывается «картина»? (Учащиеся смогут ответить «это знания», «новая информация», «новый материал»)

Учитель: Какие новые  знания вы получили на классном часе?

Учитель: Помогли ли вам эти знания по - новому осмыслить значение  деятельности (ДЕЛО) князя Владимира?

Учитель: Возникли  ли у вас  вопросы, связанные с темой классного часа?  Какая информация вас больше всего заинтересовала и вы бы самостоятельно захотели найти ее в различных информационных носителях?

Учитель: Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Но первые сведения об официальном почитании Владимира как  святого относят к 14 веку. Ряд исследователей выдвигают гипотезу, что почитание началось с победой новгородского князя Александра Невского в в Невской битве- 15 июля 1240 года.  Но почитание князя Владимира продолжается и по сей день. Патриарх Алексий 2 сказал (СЛАЙД 14): «Сегодня по общецерковному календарю в день 15/28 июля мы чтим память равноапостольского князя Владимира, поправшего всю Российскую землю Святым Крещением. Но день этот даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний праздник», а ведь без христианской веры (идеологии)   не родилось бы в России все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой». Но сфера почитания ИМЕНИ И ДЕЛА князя Владимира – огромна. (СЛАЙД 6  «Сфера почитания князя Владимира»  и далее до СЛАЙД 13)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...

СВЯТАЯ РУСЬ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

Сценарий внеклассного мероприятия цель которого, знакомство учащихся с личностью князя Владимира - знаменитого правителя древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством....

Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".

В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Кр...