Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".
презентация к уроку по теме

Виктория Николаевна Ганеева

 В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, так как подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры.  В 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyaz_vladimir.docx40.12 КБ
Файл knyaz_vladimir.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях).

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! В этом году 12-е Рождественские чтения, проходящие в нашей школе, носят название «Князь Владимир и начало русской святости». Слайд 1.

Тема моего доклада: «Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)». Слайд 2.

 В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, так как подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры.

Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории. Митрополит Антоний Сурожский(1914-2003) пишет: «Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, – когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем». Слайд 3.

Память о святом равноапостольном Владимире закреплена во многих источниках – в русском летописании, в ряде фольклорных памятников XI–XVII в., в богослужебной книжности, в иконографии, храмоздательстве, а также в русской литературе.

Обратимся к летописям 11-12 веков «Повесть временных лет» (статьи за 977–1015 г.), «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха (Черноризца).

         Князь Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля (Житомирская и Киевская область). В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погибает. А уже через год, в результате войны с Ярополком, князь Владимир становится киевским князем, предательски убив своего брата.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах, иногда им приносились человеческие жертвы.

 «Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей» - пишет Святейший Патриарх Кирилл.

При всем том Владимир в эти годы укрепляет государство. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). 

Также князь Владимир проводит «языческую реформу», упорядочивая божеств разных этнических групп Русской земли и подчиняя  княжескому богу Перуну.  Все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя. Однако эта реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Слайд 4.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Согласно «Повести временных лет», бабка князя Владимира, Ольга, приняла святое крещение в 955 году в Константинополе.

Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

Историк Алексей Юрьевич Карпов, обобщая сведения разных летописных источников («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха, «Повесть временных лет (статьи за 977–1015 г.)) рассказывает о крещении князя Владимира следующим образом.

К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры Анны. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II. Слайд 5.

Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива.

После возвращения Владимира в Киев (989) начинается крещение народа. Слайд 6.

Летописи рассказывают о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого.

Князь повелел идол Перуна привязать к хвосту конскому, волочить его к Днепру и сплавить вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов.

Вот так покидало язычество Киев и всю Русскую землю. А за свержением идолов последовало и крещение народа. «Повесть временных лет» приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Днепр (по версии жития  - реки Почайны, притока Днепра). Совершали таинство приехавшие на Русь с царевной Анной священники. «И видна была радость на небе и на земле о стольких душах спасаемых, – писал преподобный Нестор-летописец, автор «Повести временных лет».

 Слайд 7.

На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры (храм был освящен 12 мая 996 года). С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины. Слайд 8.

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир Святославович начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века.  Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен. Кроме всего прочего, эта мера наносила серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства.

Кроме того, князь Владимир заботится о просвещении своего народа. По свидетельству летописей, он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Для этой цели строились училища.

Князь Владимир отменил смертную казнь, заменив её денежным откупом.

        5 июля (28 по н.с.) 1015 года князь Владимир  скончался в сельце Берестовом близ Киева и был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами —  боярами и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…»

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. Но только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к лику святых.

Князь Владимир стал героем не только памятников летописания и агиографии (изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости), но и центральным персонажем самого древнего и обширного цикла былин, свидетельствует о том, что большинство современников данного правителя воспринимало его как личность в своем роде уникальную, и это обусловило особое место образа князя Владимира в галерее персонажей русской средневековой литературы. Народная память, отразившаяся в былинном эпосе, сохранила образ Владимира Святославовича как радушного, хлебосольного киевского князя, «Красного Солнышка», «ласкова князя Владимира».  Слайд 9.

В былинах «Киевского цикла» выведен образ князя Владимира как личности уникальной и неоднозначной. Это могущественный правитель, собравший вокруг себя для защиты Отечества многочисленных богатырей, прежде всего знаменитую троицу: Илью Муромца,  Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Слайд 10.

         Во взаимоотношениях с этими богатырями проявляется характер князя. В древнерусском героическом эпосе  образ Владимира далеко не идеализирован. Однако его человеческие недостатки отодвигаются на второй план перед мудрой и конструктивной позицией князя.

Память о святом равноапостольном князе Владимире закреплена и в русской литературе 18-19 веков.

Свои произведения Владимиру Святославовичу  посвящали Феофан Прокопович(1681-1736, сподвижник Петра 1, епископ) (драма, «трагикомедия» «Владимир», 1705), Яков Борисович  Княжнин(1740-1791) (трагедия «Владимир и Ярополк», 1772), Фёдор Петрович Ключарёв (1751—1822) (трагедия в стихах «Владимир Великий», 1779), Михаи́л Матве́евич Хера́сков (1733-1807) (героическая поэма «Владимир возрожденный», 1785), Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) (трагедия «Владимир», 1825).

 В этих произведениях князь Владимир Святославович стал символом государственного становления и градостроительства, умения собирать воедино силы страны.

В поэме «Руслан и Людмила» (1820) Александра Сергеевича Пушкина отцом главной героини является князь Владимир, которого поэт называет «солнцем»:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

(считается, что у князя было тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей) Слайд 11

В поэме князь показан добрым и любящим отцом. Мы видим, как  «…с тайным, грустным умиленьем великий князь благословеньем дарует юную чету...»

Нельзя не вспомнить ещё одно поэтическое описание, изображающее отношение русских художников слова к князю Владимиру и ко времени его правления. Это строки из «Послания к Воейкову» (1813) Василия Андреевича Жуковского:

…Я вижу древни чудеса:

Вот наше Солнышко-краса

Владимир-князь с богатырями;

Вот Днепр кипит между скалами;

Вот златоверхий Киев-град;

И бусурманов тьмы, как пруги,

Вокруг зубчатых стен кипят.

Вот дивной облечён бронёй,

Добрыня, богатырь могучий

И конь его Златокопыт…

Слайд 12.

*пруги- саранча

В заключение хочется привести слова святителя Николая Сербского: «Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?»

«Владимир Красно Солнышко» — так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории…»

Слайд 13.

Источник: http://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/#ixzz3PlVklF4P


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х I I Рождественские чтения «Князь Владимир и начало русской святости»

Слайд 2

Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе ( летописях, фольклоре и художественных произведениях)

Слайд 3

Митрополит Антоний Сурожский «Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, – когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем».

Слайд 4

И.Е. Эггинк . «Великий князь Владимир избирает религию»

Слайд 5

В.М. Васнецов. «Крещение князя Владимира»

Слайд 6

В.М. Васнецов «Крещение Руси»

Слайд 7

К.В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Слайд 8

Верещагин В.П . «Закладка Десятинной церкви в Киеве»

Слайд 9

Рябушкин А.П. «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Слайд 10

В. М. Васнецов. «Богатыри»

Слайд 11

В. Владимирский «В толпе могучих сыновей…»

Слайд 12

И. Билибин «Пир у князя Владимира»

Слайд 13

Памятник князю Владимиру в Киеве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира

В статье описывается роль князя Владимира в принятии христианства на Руси, его краткая биография, значение принятия христианства для развития культуры. Большое внимание уделяется храмам, построенным в...

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА...

СВЯТАЯ РУСЬ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

Сценарий внеклассного мероприятия цель которого, знакомство учащихся с личностью князя Владимира - знаменитого правителя древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством....

Имя и дело Святого Равноапостольского князя Владимира

Классный час проводится в форме устного журнала, т. е. учащимся предлагается  заранее подобранный интересный и познавательный  материал, после прочтения которого проводится обмен  ...

Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы». Евдокимов О.В.

Предлагаемая ниже публикация может быть полезной в качестве определенной помощи при изучении "Жития святого равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы в школе.Более тысячи лет м...