Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы». Евдокимов О.В.
статья по литературе (9 класс)

Евдокимов Олег Валериевич

Предлагаемая ниже публикация может быть полезной в качестве определенной помощи при изучении "Жития святого равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы в школе.

Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси святым князем Владимиром, а событие это является, как показала история триединого русского народа, основополагающим. Мир Древней Руси, который приоткрывает нам «Житие святого равноапостольного великого князя Владимира», масштабен, историчен и глубок в своих духовно-нравственных основах.

По своей геополитической, исторической, религиозной составляющей «Житие…» святого князя, пожалуй, на порядок превосходит великий древнерусский памятник «Слово о полку Игореве», который учащиеся средней школы изучают в 9-м классе. Изучают, следует признать, не без приложения некоторых усилий, так как исторические, религиозные и культурологические познания современного школьника далеко не всегда могут быть равны глубинам изучаемого текста "Слова...". Поэтому без учителя, соответствующих комментариев в статьях учебника, привлечения дополнительных источников, поясняющих этот великий литературный памятник, никак не обойтись. Но что можно сказать об особенностях изучения в школе "Жития..." великого святого князя, Крестителя Руси? Разумеется, лишь то, что сам преподаватель дисциплины должен быть хорошо подготовлен, чтобы ввести в сложнейший мир "Жития..." учащихся и постараться совместно с ними разобраться в смыслах и понятиях этого сложнейшего материала - духовно-нравственного, исторического, богословского, культурного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Евдокимов О.В.,

учитель русского языка и литературы

Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова

Кировского района г. Санкт-Петербург

Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы».

(2022 г.)

       Образ князя Владимира, пожалуй, светится немеркнущей славой в триедином народе Руси и до сего времени: русском, малороссийском (украинском), белорусском.  

       Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси святым князем Владимиром, а событие это является, как показала история триединого русского народа, основополагающим. Как бы не складывалась в течение столетий судьбы русской государственности – судьба народа была раз и навсегда определена в 988 году великим князем Древней Руси. Два года назад, летом 2015 года, народы России, Украины и Белоруссии праздновали тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира (28 июля 1015 г. по н/ст.). Святой великий князь - небесный покровитель Северо-Запада Руси, которую он просветил светом святого крещения, а следовательно, и покровитель Санкт-Петербурга. Поэтому святой князь входит в собор Санкт-Петербургских святых и почитается Церковью. На Петроградской стороне, на улице Блохина, в Успенском сквере, недалеко от Невы, выстроен Князь-Владимирский собор, освященный в часть равноапостольного князя Владимира[1].  

       Мир Древней Руси, который приоткрывает нам «Житие святого равноапостольного великого князя Владимира»[2], масштабен, историчен и глубок в своих духовно-нравственных основах. По своей геополитической, исторической, религиозной составляющей он, пожалуй, на порядок превосходит великий древнерусский памятник «Слово о полку Игореве», который учащиеся средней школы изучают в 9-м классе.

       Школьной программой предусматривается знакомство учащихся произведениями древнерусской литературы. Это и былины о русских богатырях, князьях, и житийные повествования святых людей Древней Руси, и сведения, полученные как на уроках литературы, так и на уроках истории в 5-х – 9-х классах о русских князьях, воеводах, боярах, богатырях-воинах. Опыт изучения адаптированных к  восприятию учащихся житийных текстов представлен в современных учебниках литературы 7-го и 8-го классов. Об этом говорит включение в программы таких произведений, как:  I. «Из похвалы князю Ярославу и книгам»[3]; «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Литература. 7 класс, ч. 1; авт.-сост. В.Я. Коровина);  II. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Литература, 8 класс, ч. 1; авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.];  III. «Преподобный Сергий Радонежский (отрывки) в изложении Бориса Зайцева» (Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. Беленький Г. И.); IV. «Житие Сергия Радонежского (отдельные главы)», Житие Александра Невского (в сокращении) (Литература. 8 класс, С.Г. Меркин). Повесть В. Воскобойникова «Князь Владимир» (Изд.: Амфора, 2013. Для средней школы).

       Вероятно, есть и другие учебники, в которых предложены к прочтению жития русских святых. Поэтому введение в школьную программу «Жития святого Равноапостольного князя Владимира» продолжило бы добрые традиции образовательного процесса на уроках литературы и знакомства современных учащихся с агиографическими произведениями о богоугодных людях, которые своей жизнью являют пример жизни подвижнической, «спасительной», как говорили на Руси.        

       Духовно-нравственная сила этих текстов, осмысляемых на уроках, разумеется, не может не оказать положительного влияния на мировоззрение и воспитание в идеалах добра и нравственности наших детей.

       Тем не менее, образ древнего князя Владимира, особенности его правления настолько необычны, богаты и разнообразны, что стоит обратить особое внимание на эту историческую фигуру, которая стояла у истоков рождения Святой Руси, ее формирования и обустройства. По этой причине современному школьнику следует оказать разностороннюю помощь в изучении и осмыслении этого произведения. Для осмысленного прочтения «Жития…» князя, безусловно, потребуется подготовить особые справочные материалы, позволяющие ознакомить учащихся с грандиозной по своей значимости исторической фигурой древнего князя[4]. Необходимым подспорьем в изучении «Жития..», на наш взгляд, должен стать литературоведческий, исторический и богословский комментарии, которые помогут осмыслить «трудные» станицы произведения, вобравшего в себя глубокие церковно-богословские, исторические, этические понятия, присущие судьбоносной эпохе – эпохе Древней Руси конца X начала XI вв. По этому случаю уместно было бы вспомнить слова выдающегося ученого-лингвиста Д.С. Лихачева, который, говоря об особенностях изучения древнерусских произведений, замечал:  «Всякий комментарий (исторический, историко-литературный, лингвистический, этнографический и др.) дает ценнейший материал для истолкования художественного. Только всестороннее знание эпохи помогает нам воспринять индивидуальное, понять памятник искусства не поверхностно, а глубоко.  Памятник искусства не обладает в полной мере способностью к самораскрытию, особенно памятник искусства прошлого или инонациональной культуры. Его дополнительно раскрывают наши знания истории, истории искусств, памятников той же эпохи и т. д. <…>  Исторический, историко-культурный, историко-литературный комментарий к памятнику — это тот словарь, с помощью которого только и можно его читать для его всестороннего понимания»[5].

       «Житие святого Равноапостольного Великого князя Владимира…» возможно изучать в разных классах средней ступени школы. Разумеется, чем старше класс, тем обширнее и сложнее может быть изучаемый текст «Жития…», которое написано было еще в XII столетии и известно в многочисленных списках, составлявшихся в последующие века, с XIII по XV вв., а также воспроизводящихся в том или ином канонически верном варианте по нынешний день[6]. Говоря об изучении «Жития князя Владимира…» в школе, следует заметить, что наиболее предпочтительно прочтение житийного текста в более старшем классе, например, в классе 9-м, так как уровень  нравственного и интеллектуального развития учащихся девятого класса вполне позволяет понять,  осмыслить это «Житие…» подобающим образом. Причем текст «Жития…», по нашему мнению, должен быть адаптирован, то есть приближен к культурному уровню современного школьника. Это не означает, однако сведения текста полностью к языку современному, тем более - разговорному, желательно сохранение летописных и древних житийных цитат и цитат из Священного Писания. В то же время, опасна излишняя нагрузка, которая неизбежна в случае доминирующего древнерусского языка, мало понятного сегодняшнему учащемуся. По нашему мнению, изучение «Жития святого равноапостольного великого князя Владимира» - дело необходимое и нравственно востребованное, так как «Житие…» святого князя содержит в себе истоки духовно-нравственного зарождения той Руси, которую принято по многим критериям именовать Русью Святой, ставшей в течение последующих столетий из Руси религиозно многоликой, духовно разъединенной, языческой – Русью Новой, духовно единой, христианской. Безусловно, само наименование «Русь Святая» вовсе не означает сплошной праведности народа, из века в век незыблемо являющего избыток святости, но представляет те духовно-нравственные идеалы, воспринятые нашим народом в качестве драгоценных религиозных идеалов, во многом определявших образ жизни народа-общества-человека на протяжении столетий. Уже только по этой причине современным учащимся следует изучать «Житие…» святого князя, так как гражданская позиция современного школьника, кроме прочего, формируется на основании базовых знаний Отечественной истории, духовно-нравственный облик которой как раз и несет в себе этот житийный текст. Истоки сведений о новой Руси, а впоследствии России, заложены в духовной биографии древнерусского святого правителя.

       «Житие…» святого князя, при углубленном прочтении, приоткрывает коренные, архетипические образы древней Руси, ее человека до и после Крещения. Русь языческая с ее нравами и религиозными обычаями в «Житии…» князя представлена в лице сына княгини Ольги, сурового князя-воина – Святослава, – отвергшего христианство (ум. в 972 г.); брата князя Владимира - Ярополка (ум. 980 г.), склонявшего к христианству, но так и не принявшего его; самого князя Владимира, образ которого несет в себе богатейшие черты сначала древнерусской языческой эпохи с ее жрецами, жертвоприношениями, Перуном, Хорсом, Даждь-богом, Стрибогом и всем тем, что являет доисторический сумрак Руси, а также черты человека-язычника, умного, даровитого, рассудительного, доблестного, властолюбиво жестокого и сластолюбивого, а после крещения – человека, озаренного евангельским светом, по-христиански милосердного, воздержанного, мудрого и поразительно заботливого в деле строения будущей православной Руси. Образ князя – грандиозный, эпический образ. Княжение его, как до, так и после Крещения, - масштабно, эпохально.  Оно во многом определило последующее развитие Руси.

       «Житие…» являет собой, по сути, нравственное развитие души человеческой с последующим ее преображением, души поистине великой, сильной в Боге, души, свет которой ярко отразился как на жизни современников князя – боярах, дружинниках, киевлянах, последовавших святому князю путем святого крещения и преображения, то есть на всем древнерусском народе, - так и на последующем развитии Русского государства.

       Однако кроме великолепно интересных исторических картин, образов людей и их поступков, «Житие…» равноапостольного князя Владимира, как мы уже говорили, содержит довольно непростые смысловые понятия для восприятия современных учащихся. Поэтому следует оказать учащимся соответствующую методическую помощь, заключающуюся в создании справочных материалов.

       О чем именно может идти речь при изучении «Жития…» князя Владимира? Прежде всего, о сумме тех знаний, которые получают воспитанники воскресных школ, изучающих Закон Божий в частях Ветхого и Нового Заветов. Это следующие понятия: 1) о творении мира; 2) о грехопадении человека в раю; 3) о водах потопа и богословском истолковании этого события; 4) о пророчествах пришествия в мир Христа Спасителя, данных в книгах Ветхого Завета, 5) о Боговоплощении и искуплении страданиями Христа греха Адама и Евы и всего человечества, о чем повествуют уже главы Нового Завета[7]. Все перечисленные понятия могут быть  востребованы  при прочтении житийного эпизода «Выбор веры князем Владимиром», а именно в «Проповеди христианского философа». Поэтому учащимся, изучающим Житие Равноапостольного князя Владимира, потребуются справочные материалы, опираясь на которые они могли бы иметь соответствующий комментарий к некоторым положениям проповеди философа.  

       Кроме того, в этом же эпизоде «Выбор веры…», на наш взгляд, потребуется справка, включающая в себя хотя бы краткие историко-религиозные сведения, дающие представление 1) о Хазарии и «иудейских проповедниках», которых выслушал князь Владимир, 2) о Волжской Болгарии и «проповедниках магометанских»; 3) о проповедниках Западной Церкви, представивших «свою», «обмирщенную» заповедь согласно просьбе князя Владимира. Эпизод «Выбор Веры…» имеет не только монологические изложения преимуществ вер, но и диалоги, в которых князь вопрошает о сути веры, о ее «заповеди», а проповедники аргументированно на эти вопрошания отвечают. При разборе диалогов с их аргументами «за» и «против» для учащихся следует создать комментарий, который бы отражал истолкование тех или иных религиозных доктрин, данных в кратких фразах проповедников, а также княжеских откликов на них, с точки зрения Православной Церкви. Так как Житие святого Равноапостольного князя Владимира гармонизировано в текст именно восточно-православной христианской тематики.

       Примером подобного комментария может служить эпизод, в котором князь Владимир беседует с  проповедниками Западной Церкви – "иноземцами из Рима". «Владимир спросил: "В чем заповедь ваша?" (то есть что необходимо человеку, чтобы угодить Богу и спастись). И получил знаменательный ответ: "Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел".  "Ни слова, - замечает автор переложенного для современного читателя Жития князя Владимира, - о необходимости духовного преображения, перерождения человека во Христе и во образ Христов, об отвержении себя с необходимостью, "взяв крест", следовать за Христом! Трудно сказать, чего больше в этой проповеди "иноземцев из Рима", смысл которой вполне отчетливо отражен в кратких словах летописи, — попытки приспособиться к распущенным нравам Владимира-язычника или свойственной вообще западному христианству обмирщенности... Во всяком случае, суть ответа римских посланцев — в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и должно было оттолкнуть Владимира, уже хорошо знавшего, какую перемену жизни совершила после крещения княгиня Ольга и каков образ жизни других русских христиан, принявших веру от Константинопольской Церкви! "Идите, откуда пришли, — говорит он посланцам римского папы, — ибо и отцы наши не приняли этого"»[8].

       При изучении «Жития…» необходимо обратить особое внимание на события, предшествовавшие крещению князя, а также те внутренние и внешние изменения в образе его жизни и правления, которые произошли в результате святого крещения.

       События, предшествующие крещению, требуют хотя бы краткого устного комментария, истолкования учителя: а) совет князя с старейшинами и боярами; б) отправление посольства для испытания каждой веры на месте; в) крещение в покоренном Корсуне (Херсонесе), г) и, наконец, на факт самого крещения, его сути, его значения.

       Особое внимание учащихся необходимо обратить на Крещение Руси в 988 году в киевской купели - необратимое событие в жизни народов, населявших бескрайние просторы Руси, ставших единым христианским многонациональным народом. И власть, и образ правления в древнерусском государстве многократно менялись в течение веков. Не раз падала, видоизменялась и даже исчезала сама русская государственность. Столицы многонационального народа Руси находились в разных городах: в Старой Ладоге, Новгороде, Киеве, Владимире, позже, во времена образования России, - в Москве, Санкт-Петербурге, опять в Москве; на сегодняшний день столицы православного, духовно единого крещенного народа, образовавшего три ветви – русскую – белорусскую – малороссийскую (украинскую), – находятся одновременно в Москве, Киеве, Минске. Однако факт духовно-нравственного рождения Руси в водах Крещения 988 года оставался тем самым незыблемым событием, которое на века определило духовный облик  народа и сотворило историю этого народа, образ его существования на русской земле в течение вот уже более чем 1000 лет. Призвание Рюриковичей на Русь (862 г.), перенесение князем Олегом государственности из Новгорода в Киев (882 г.), спустя столетия во Владимир (1157 г.) и прочее – все это вещи, в общем-то, обратимые, но Святое Крещение, как показало тысячелетие, для народов, населявших просторы Руси, оказалось неотменимым, незыблемым, вечным.      

       Плоды Крещения: изменения строя личной лизни князя – от жизни языческой к жизни христианской - согласно церковному учению следующие: устроение семейной жизни на христианских началах, верность венчаной жене, пост, молитва, милосердие к ближним, попечение о бедных, храмостроительство, церковная проповедь Евангелия в народе, поддерживаемая великим князем и т.д. Все это было возведено в правило правления и имело внешнее благотворное выражение:

        - а) княжеская щедрость неимущим, запечатленная  в сознании народном в качестве признания богоугодности власти на Святой Руси. Впоследствии такое положение станет нормой, моделью поведения русских правителей - князей, позже царей - и укоренится в народном представлении о должном попечении властей о малоимущих. Выстраиваемые отношения между святым киевским князем и народом, разумеется, послужили примером и прочим князьям, которые правили Русью после Владимира Крестителя. Лучшие из них на протяжении веков следовали установившимся при князе Владимире традициям заботы о неимущих, Церкви, народе.  То есть образ правления святого князя станет неким эталоном государева служения для последующих древнерусских княжеских династий. Цель подобного княжеского служения заключалась в идеале созидания христианской государственности. Благотворительность князя Владимира выражалась в том, что правитель Руси щедро жертвовал и угощал на пиршествах горожан каждое воскресенье. Летописец, повествуя о милосердии и заботе святого князя, отмечал: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать все, что им нужно». Особое внимание князь оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра». В «Житии…» князя Владимира поясняются мотивы такого благотворения народу и дружине: «Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, "калики перехожие" (странники, ходящие по Руси – О.Е.) пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь "сотвори пирование светло", "раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога". Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин - Добрыни, Алексея Поповича, Рогдая Удалого»[9].

       - б) храмостроительство: первая церковь, построенная по повелению святого князя, была возведена в Херсонесе в честь святого Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, на месте крещения князя; затем, согласно летописи, построен первый  каменный храм на Руси - Успения Богородицы, в Киеве, в 996 году на месте убиения святых Феодора и Иоанна (+983 г.); после - церковь в Киеве во имя святителя Василия Великого на холме, где стоял Перун, и храм Преображения Господня в Василеве. Кроме того, современные киевские археологи утверждают, что знаменитый Софийский собор был заложен в правление святого князя Владимира в 1011 году, за четыре года до кончины великого князя. Окончил строительство киевской Софии его сын, благоверный князь Ярослав Мудрый в 1037 году. Одновременно с названными храмами по всей Руси было положено рубить деревянные храмы. «Житие…» князя Владимира сообщает об этом так: «Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути "из варяг в греки" - словно путеводные знаки, светочи народной святости»[10].

       - в) истоки письменности принято соотносить с тем духовным центром, который возник в Киеве при Успенском, Десятинном храме, расположенном рядом с дворцом святого князя Владимира. «Житие…» князя повествует об этом так: «С Десятинной церковью и епископом Анастасом <…> связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также "Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь". Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба»[11].

       - г) первые епархии, возникшие во время правления князя Владимира и в последующие после него годы, «Житие…» князя называет такие: «Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин (+ 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. "Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце"»[12].

       - д) первые церковные школы, заведенные на Руси при князе Владимире, «Житие…» характеризует так: «Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом "начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте". Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. "И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев"»[13].

       - е) единение земель и народов в единую православную Русь князь Владимир полагал на разумных христианских основаниях. С апостольской ревностью Креститель Руси старался распространить евангельский свет и за пределы своей Державы. Так, просвещение народов, проживавших вокруг Древнерусского государства, их правителей святой князь стремился привести ко Христу. Вот как об этом рассказывает нам «Житие…»: «Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории "засечная черта" - линия оборонительных пунктов против кочевников. "Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их". Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: "Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением". В следующем году "прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем". Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога "хранителем греков и русских"»[14].

       Завершая изучение «Жития..» на уроках литературы следует остановиться на преставлении святого князя и последующем его церковном почитании. «В приготовлениях к последнему своему походу, - сообщает «Житие…», - креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015 гг.), из них 28 лет прожил во святом крещении. <…> Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в "Слове о законе и благодати", сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов»[15].

       Поясняя суть почитания святых в Русской Православной Церкви, желательно предоставить учащимся сведения о значении церковной канонизации и почитании святых мощей, принятом в Православных Поместных Церквях и отраженных в житиях святых, например, в «Житии...» святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

       Итог княжения святого равноапостольного великого князя Владимира – рождение и устроение Святой Руси, обозначение духовных, культурных, геополитических контуров и перспектив ее развития на многие столетия вперед!

       Приложениеистолкование великой молитвы святого князя Владимира во время крещения Руси, данное архиепископом Аверкием (Таушевым): «В нынешний, - говорил в своей проповеди архиепископ Аверкий (Таушев), -  высокоторжественный день всенародного праздника нашего — день памяти Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира — благовременно каждому из нас задать себе вопрос: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. <…> Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы — заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром? А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть. Вот завет святого равноапостольного князя Владимира:

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе всю программу истинно христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть, чего именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещеному русскому народу, то есть, иными словами: молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу. Какие же это заветы?

«… И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога…» — вот в каких словах выражен первый священный завет нашего Просветителя.

Это — завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, — Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства — Богообщению, через молитву и таинства церковные.

«… И утверди в них веру праву и несовратну…» — вот второй завет — завет нерушимого хранения правой, то есть, православной веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.

Третий завет говорит о необходимости неустанной борьбы с «супротивным врагом», вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией: «… помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побжду козни его».

Кто этот «супротивный враг»? Это — враг Божий и враг человеческого спасения диавол и всякого рода зло, от него происходящее. Своими собственными слабыми человеческими силами победить диавола, победить зло, от него происходящее, мы не можем, а потому и говорит св. Владимир: «… надеяся на Тя и на Твою державу»…

Это — завет неустанной, никогда не прекращающейся борьбы со злом, гнездящимся прежде всего в душе самого человека — с своими греховными страстями и похотями, — а затем и со злом в окружающей жизни. Истинный христианин непримирим к диавольскому злу. Всю жизнь свою он должен бороться с ним, почему и именуется «воином Христовым». Ни на один миг не смеет он складывать своего оружия, но всю надежду на победу в этой борьбе должен возлагать единственно на благодать Божию: всякая самоуверенность, всякое «самонадеяние» в этой «брани» всегда посрамляется и карается поражением нашим и торжеством врага. Нужно ли говорить, как хорошо помнил и исполнял русский народ, в лице своих многочисленных лучших представителей, эти священные заветы на протяжении всей своей прежней, почти тысячелетней истории! Иначе не прославляли бы мы память — «Всех Святых, в Земле Российстей просиявших», и Родина наша не именовалась бы «Святою Русью». А если и нарушал иной раз русский человек эти заветы, то и каялся в этом и как каялся! Знаем мы много примеров такого искреннего покаяния, и единичного и всенародного. А за искреннее покаяние все прощается. Падший, по немощи, через покаяние вновь восстает и снова идет вперед, продолжая свою непримиримую борьбу с «супротивным врагом»[16].


[1]  Изначально на месте, где расположен Князь-Владимирский собор, при императрице Анне Иоанновне было решено возвести храм Успения Богородицы. Строительство храма затянулось почти на полвека; завершили его при Екатерине Великой осенью 1789 г., главный престол был освящен уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. кн. Владимира. Наименование сквера «Успенский» – долг памяти  предполагавшемуся изначально названию храма.  

[2] Житие святого Равноапостольного Великого князя Владимира, во святом Крещении Василия, Крестителя Руси (род. близ с. Выбуты, в 12 км от Пскова, ок. 960 – ум. в Киеве в 1015 гг.) (память 15/28 июля).

[3] Великий князь Ярослав Мудрый – святой благоверный князь Древней Руси. Первым, кто канонизировал князя, стала Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Событие это случилось в 2004 году, в честь 950-летней годовщины кончины Ярослава Мудрого (+ 1054 г.). Одним годом позже – в 2005 году – имя Ярослава Мудрого указом действующего на тот момент Патриарха Всея Руси Алексия II появилось и в месяцеслове Русской Православной Церкви (память 20 февр./5 март).  

[4]  Приступая к чтению, нельзя пренебречь подготовительным моментом, расширением знаний об исторической эпохе, а потому, на наш взгляд, следует ознакомить учащихся с теми историческими реалиями, согласно которым за время правления Русью кн. Владимиром были совершены следующие деяния: 1) заключено множество договоров с правителями разных стран: с королем Венгрии Стефаном I; королем Польши Болеславом I Храбрым; с королем Чехии Болеславом II; императором Византии Василием II; Сильвестром II, папой Римским. 2) Для обороны от печенегов по повелению кн. были возведены крепости по всему южному рубежу Киевской Руси, а также на южных и юго-восточных границах, на правой и левой стороне Днепра, построены линии земляных окопов с крепким частоколом и сторожевые «заставы» для защиты от кочевников. Протяженность знаменитых «Змиевых валов» только в современной Киевской области составляла около 800 км. Кн. Владимир принужден был отражать набеги печенегов, которые с 990 по 1013 гг. вторгались на Русь семь раз: в  990, 992, 993, 996, 997, 101, 113 гг. Дважды за это время пришлось воевать и с нападавшей на Русь Польшей. 3) Кроме отражения набегов, кн. Владимиром были совершены военные походы, позволившие объединять в единое государство восточно-славянские племена и народы. Так, в 981 г. кн. Владимир отвоевал у польского князя Мешко I приграничную Червоную Русь (расположена на западе современной Украины, востоке и юго-востоке современной Польши), которую присоединил к своей Державе с городами Львовом, Звенигородом, Галичем, Червенем, Перемышлем и др.  В 981-982 гг. кн. Владимир присоединил к Древнерусскому государству вятичей, обложив их данью (племена проживали на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой обл.). В 983 г. кн. Владимир покорил балто-литовское племя ятвигов, что открывало путь к Балтийскому морю. В 984 г. кн. Владимир окончательно покорил радимичей (проживали на землях современной Гомельской и Могилевской обл. Белоруссии). В 985 г. кн. Владимир в союзе с кочевыми торками воевал против болгар, одержал победу и заключил с ними мир на выгодных для Руси условиях. В 985 г. он обложил данью Хазарию. В 988 г. кн. Владимир осадил и взял Корсунь в Крыму. Византийские императоры согласились наконец отдать свою сестру Анну замуж за кн. Владимира, который принял святое крещение в Корсуне, после чего вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа. В 989 г. русские войска помогали императорам Царьграда: участвовали в подавлении мятежа болгар и военачальника Варды Фоки, чем спасли Константинополь. В 991 г. был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства. Белая Хорватия - прародина балканских хорватов, существовала в Карпатских горах, в верховьях Вислы. В 1000 г. 6-ть тысяч русских воинов участвовали в византийском походе в Армению. В 1015 г. киевское войско совершило поход на печенегов. 4) Кн. Владимиром чеканились золотые и серебряные монеты, «златники» и  «сребряники», что указывало на особые черты суверенности его государства, На этих монетах кн. Владимира изображён сидящим на престоле с  надписью: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле), на некоторых сребрениках было имя св. Василия, в честь которого кн. Владимир был крещен.

[5]  Лихачёв Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого //Вопросы литературы. 1963, №3. С.109.

[6] Фрагмент статьи из VIII т. «Православной энциклопедии», М. 2004: <<Главным источником сведений о Владимире Святославиче является древнерусский летописный свод нач. XII в. – Повесть временных лет (ПВЛ), которая объединяет летописные заметки и ранние житийные предания о князе. Однако этот корпус сведений сложился, несомненно, раньше, т. к. частично он содержится в Начальном своде, созданном, по весьма основательной гипотезе А. А. Шахматова, в 90-х гг. XI в. и отразившемся в Новгородской I летописи младшего извода. По-видимому, к нач. XII в. в своей основе также относится Память и похвала Иакова Мниха, которая в Краткой редакции является древнейшим собственно житийным произведением о Владимире Святославиче, включившим в себя сверх того древний краткий летописчик со сведениями, иногда заметно отличающимися от ПВЛ.

В рукописной традиции более распространено другое житие Владимира Святославича, среди многочисленных списков которого исследователи выделяют 4 древнейших разновидности (помимо смешанных компилятивных форм): 1. Проложное житие (старшие списки относятся к XIII в., само житие, возможно, составлено в 3-й четв. XII в.); 2. «Обычное житие», существующее в Пространной (древнейший список – Мусин-Пушкинский 1414 г.) и Краткой редакциях (старшие списки – нач. XVI в.); 3. «Слово о том, како крестися Владимир, возмя Корсунь» (в составе Киево-Печерского патерика Феодосиевской редакции и в отдельных списках 1-й пол.– сер. XV в.), 4. Легендарное житие (в Плигинском сб. XVII в., памятник, вероятно, старше 1-й пол. XV в.)>>.

       Кроме приведенных источников, легших в основу Житий св. князя Владимира, имеются современные Жития, составленные на канонической основе для чтения по радио, так называемые «аудио версии», и Жития, составленные для различных православных журнальных, газетных и пр. изданий.  

[7]Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской, Москва; Бриз, 2008. 1) О творении мира: гл. «Сотворение неба – невидимого мира». С. 103; / гл. «Сотворение земли – видимого мира». С. 106-118; / гл. «Как Бог сотворил первых людей» и гл. «Жизнь первых людей в раю». С. 122-124. // 2) О грехопадении человека в раю: гл. «Грехопадение». С. 128; / гл. «Последствия грехопадения и обетование Спасителя». С. 128-135. // 3) О водах потопа и богословском истолковании этого события: гл. «Потоп». С. 139-142. // 4) Пророчества о пришествии в мир Христа Спасителя: гл. «Авраам». С. 147; / гл. «Пророк Исаия». С. 235-237; гл. «Пророк Даниил». С. 248. // О Боговоплощении и искуплении страданиями Христа греха Адама и Евы и всего человечества: гл. «Рождество Христово», гл. «Поклонение волхвов», «Сретение Господне». С. 268-277. / гл. «Распятие и смерть Иисуса Христа». С. 408-417, / гл. «Воскресение Иисуса Христа». С. 426-433.

[8] «Житие святого равноапостольного великого князя Владимира…». С. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.

Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:·         на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...

Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира

В статье описывается роль князя Владимира в принятии христианства на Руси, его краткая биография, значение принятия христианства для развития культуры. Большое внимание уделяется храмам, построенным в...

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА...

Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".

В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Кр...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....