Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира
статья по истории ( класс) на тему

В статье описывается роль князя Владимира в принятии христианства на Руси, его краткая биография, значение принятия христианства для развития культуры. Большое внимание уделяется храмам, построенным в честь князя Владимира в разных уголках Руси и в Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hramy.docx482.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Ларионова  Нина Валентиновна учитель ГБОУ школы-интерната № 9

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)

Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная  Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, в святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель, Владимир Святой  (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей.

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. "Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали", - засвидетельствовал святитель Иларион.

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже в XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

По другой версии празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их (Евр.13,7).

Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.
День Святого Владимира есть кладезь духовной силы, из которого мы черпаем живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину.

 «Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, - пишет  Платонов - Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками».

В «Повести временных лет» рассказывается о создании Владимиром церкви пресвятой богородицы «… и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами…».

«Архитектурное дело и живопись – продолжает историк-  под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».
Имя князя Владимира сохранено многими поколениями в произведениях культуры различных направлений: литература, живопись, скульптура, музыка, театр. В честь равноапостольного великого князя Владимира построено большое количество храмов в России и за рубежом, которые показаны  на карте. Среди них:

Владимир. Князь-Владимирский храм на Старом кладбище

Храм святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Воронежско-Борисоглебская епархия, Никольское благочиние

Храм Равноапостольного князя Владимира в Старых садах. Днепропетровская и Павлоградская епархия. Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).

Храм в честь Святого Равноапостольного великого князя Владимира в Астрахани.

Храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира город Сартаково (Богородский район).
Нижегородская область

Кафедральный собор Святого равноапостольного князя Владимира (Астрахань)

Собор святого равноапостольного князя Владимира (г. Новочебоксарск)

Храм в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Вернявино (Череха) (Псковский район), Псковская область.

По преданию нашей Церкви, Святой князь Владимир родился на Псковской земле там, где река Кебь впадает в реку Череха. Это рядом с Псковом, в урочище Будник (Буденник).

http://foma.ru/wp-content/uploads/2015/07/vlad.jpg

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах. В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году.

4

Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм на Петербургской стороне, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В период раннего классицизма была сделана попытка соединить в одно целое здание церкви с колокольней. В 1741 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм. Постройкой здания  сооружавшегося по проекту М.Г. Земцова, первоначально руководил П.Трезини. но через пять лет, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить  собор « о пяти главах по древнему российскому обычаю» с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Лишь в 1782 году строительство было продолжено. Руководил им архитектор И.Е. Старов. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира. В народе до сих пор сохранилось старинное обиходное название «Успение на Мокрушах».

Несмотря на определенное смешение мотивов барокко и раннего классицизма, собор воспринимается как целое по  художественному стилю сооружение, боковые столпообразные купола храма удачно согласованы, так что вся их группа удивительна едина. С ней органична слита стройная 57-метровая колонна.

Внутреннее пространство прямоугольного типа делится на три нефа. Стены декорированы пилястрами дорического ордера. Парными пилястрами украшен и центральный барабан. Выполненные в ампирном стиле иконостасы являются превосходными образцами художественной резьбы по дереву. В алтаре, на стене апсиды, расположена огромная композиция «Святая евхаристия», копия росписи В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Там же находится запрестольный образ-витраж Спасителя.

В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась главная святыня- икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор. Здесь же находится храмовый образ святого князя Владимира.

 В 1888-1889 годах на месте современного Князь-Владимирского храма купцом М.П. Шаховым была возведена церковь в честь святого равноапостольного князя Владимира в память 900-летия Крещения Руси

«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир» - утверждал духовный писатель середины 19 века, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов).

Список использованной литературы и Интернет ресурсов

  1. А.П. Павлов «Храмы Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург Лениздат 2004
  2. С.Ф. Платонов. История русской Церкви. Издательство Сретенского монастыря. Москва, 2004 год.
  3. Н.А. Синдаловский «Петербург .От дома к дому…От легенды к легенде…» Санкт-Петербург «Норинт» 2002
  4. http://knvladimir.ru
  5. http://pravnovosti.ru/blog/
  6. http://hram-anevskogo.prihod.ru/2015/07/28/cerkov-chtit-pamyat-svyatogo-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira/
  7. http://www.liveinternet.ru/users/rozochka13/post368097263/
  8. http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА...

Выступление на XII Рождественских чтениях в ЦПШ "Косинская" "Святой равноапостольный князь Владимир в русской литературе (летописях, фольклоре и художественных произведениях)".

В 2015 году – 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Кр...

Доклад на районной конференции преподавателей на тему:«Святой равноапостольный великий князь Владимир».

Доклад на районной конференции преподавателей ОПК на тему: «Святой равноапостольный великий князь Владимир»....

Методическая разработка занятия-экскурсии "Храмы, построенные в честь князя Владимира"

Данная методическая разработка знакомит детей с иситорией России. Обогащает словарь, воспитывает нравственные качества....

Статья «Святой Креститель Руси: просветитель, законодатель, воин, государственный и религиозный деятель: особенности изучения "Жития равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы». Евдокимов О.В.

Предлагаемая ниже публикация может быть полезной в качестве определенной помощи при изучении "Жития святого равноапостольного князя Владимира" на уроках литературы в школе.Более тысячи лет м...