Творческий блокадный Ленинград
методическая разработка

Рудакова Наталья Юрьевна

Мероприятие о творчестве в блокадном Ленинграде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_blokadnyy_leningrad.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда

Музыка 1 «Метель»

Выходят Андрей, Даша, Илья

Андрей: Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
Даша: Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без стёкол,
Как люди, потерявшие глаза.
Илья: Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Хором: Мы знаем: клятвы говорить непросто.
Андрей: И если в Ленинград ворвётся враг,
Даша: Мы разорвём последнюю из простынь
Илья: Лишь на бинты, но не на белый флаг! 

Андрей, Даша, Илья уходят

Видео 1 «Блокада»

Выход ведущих (Лена, Сабина)

Ведущий 1: Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Сотни раз каждый из нас видел эти фотографии, слышал истории, читал книги…

Ведущий 2:Но на самом деле, мы никогда не сможем в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде. Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа.

Ведущий 1: Они не просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового искусства.

Ведущий  2: Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка.

Музыка 2 «Гудок телефона»

Выходит Дима с телефонным аппаратом

Дима: Алло! Москва! Комитет по делам искусств? Это снова академик Иосиф Орбели…

Голос за кадром: Ждите указаний!..

Музыка 3 «Короткие гудки»

Ставит раздраженно аппарат на рояль и уходит

Ведущий 1: Благодаря своему директору, академику АН СССР Иосифу Абгаровичу Орбели, Государственный Эрмитаж пострадал в меньшей степени, в отличие от дворцовых комплексов в пригородах Ленинграда, подвергшихся интенсивному фашистскому вандализму. Потому что эвакуационные планы были разработаны им за несколько лет до начала войны.

Ведущий 2: К 1941 году в Эрмитаже насчитывалось более полутора миллионов экспонатов. В составе двух эшелонов на Урал в Свердловск было вывезено более миллиона экспонатов произведений искусства. Первый эшелон прибыл в Свердловск 6 июля 1941 г., второй - 30 июля.

Ведущий 1: В Ленинграде продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг города замкнулось кольцо блокады. Поэтому оставшиеся экспонаты были укрыты в бомбоубежищах Эрмитажа.

Ведущий 2: Каждый из эвакуированных экспонатов был аккуратно упакован и сохранён, а после снятия блокады возвращён на своё место. По решению директора, картины были вынуты и отправлены в тыл, а рамы остались висеть на своих местах.

Ведущий 1: Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым даже проводились экскурсии.

Музыка «Шум музея»

Выходит экскурсовод с группой

Андрей: Товарищи, это была моя самая удивительная экскурсия. И пустые рамы, оказывается, впечатляют. Сила воображения, острота памяти, внутреннего зрения возрастали, возмещая пустоту. Они искупали отсутствие картин словами, жестами, интонацией, всеми средствами своей фантазии, языка, знаний. Сосредоточенно, пристально люди разглядывали пространство, заключенное в раму...

Музыка «Шум музея»

Экскурсовод с группой уходят

Ведущий 1: Все сотрудники музея, кто не был призван на фронт, ежедневно возвращались на своё рабочее место. Несмотря на голод, никому из сотрудников Эрмитажа, бок о бок находившихся с не вывезенными ценностями государственного музея, не пришло в голову продавать их во спасение живота своего.

Музыка «Шум улицы»

Выходит массовка, толкается, шумит

Кассир: Товарищи, товарищи, на завтрашний спектакль все билеты проданы. Остались на «Русских людей» на четверг вечером.

Илья: (обращается к ведущему) Извините, у вас не будет билетика лишнего?

Ведущий 2: (пожимая плечами) нет

Андрей: Ребята, пошли по Невскому пройдем, может, там у перекупщиков достанем…

Массовка уходит

Ведущий 1: В августе 1941 практически все ленинградские театры были эвакуированы. Оставались Музкомедия и Симфонический оркестр Радиокомитета. Но вскоре возник Театр народного ополчения, разделившийся потом на «Фронтовой цирк» и «Танцевальный агитвзвод».

Ведущий 2: Работал театр Краснознамённого Балтийского флота. А в октябре 1942 года родился новый Городской театр, теперь носящий имя Комиссаржевской. В труппу вошли остававшиеся в городе артисты. В основном ставили пьесы о войне.

Ведущий 1: Первым спектаклем стала постановка «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Она прошла более 60 раз! Однажды в зале погас свет. Паники не было, но артисты растерялись. И вдруг кто-то из зрителей зажёг карманный фонарик, потом появился второй луч, третий, десятый. Со временем в блокадном городе организовали оперную и балетную труппы.

Ведущий 2: Но голод в Ленинграде не щадил никого: в театрах от истощения погибли 64 человека. Но ни разу ни один спектакль не отменили. И вместо цветов артистам дарили корзины с картошкой, капустой и кусками хлеба.

Ведущий 1: Ленинградские артисты выезжали на фронт и даже - за кольцо блокады.  Представления начинались в три или четыре часа дня, чтобы успеть до комендантского часа. Их прерывали воздушные тревоги и артобстрелы. Мировой сенсацией стало исполнение в Филармонии Седьмой симфонии Шостаковича.

Ведущий 2: Дмитрий Шостакович встретил войну в Ленинграде и уже в первые недели стал писать Седьмую симфонию, посвящённую родному городу. В середине октября, ослабевший от голода, с двумя малолетними детьми композитор был эвакуирован в Куйбышев, где закончил симфонию.  

Ведущий 1: В июле 1942 года партитуру специальным самолётом доставили в Ленинград. Надо было начинать репетиции, но в оркестре Радиокомитета оставалось 15 человек. А требовалось более 80. Дали объявление по радио, дирижёр Карл Элиасберг обходил госпитали, даже отозвали музыкантов с фронта. Собрали 79 человек. Первая репетиция продолжалась всего 15 минут, на большее не хватило сил. Тогда музыканты стали получать дополнительные горячие обеды. 

Ведущий 2: В день премьеры, 9 августа, по плану фашистского командования город должен был пасть. На этот день был даже назначен парад войск. Однако вместо немецких маршей по громкоговорителям транслировали Ленинградскую симфонию, её слышали и в наших, и в немецких окопах. 

Видео «Седьмая симфония»

Выходит дирижер

Дима: Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Не дай Бог мне ещё услышать такие: руки людей еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест. Но мы понимали, что это овации в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов.  

Ведущий 1: Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии.

Ведущий 2: Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Музыка 1 «Метель»

Выходит Оля с книгами

Оля: Мы, чтоб согреться, книги жжем.
Но жжем их, будто сводим счеты:
Те, что не жалко, - целиком,
У этих – только переплеты. 
Мы их опять переплетем,
Когда весну в апреле встретим.
А не придется – вы потом
Нас вспомните по книгам этим…

Ведущий 1: Стихи, написанные в 1941-1944 годах поэтами, жившими в блокадном Ленинграде и фронтовиками, защищавшими город, произведения Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Михаила Дудина, Бориса Пастернака, Вадима Шефнера и других авторов,  -  это не просто стихи, а "исторические документы ленинградской эпопеи". Стихи, рожденные в блокадном Ленинграде или на Ленинградском фронте, звучали по радио, читались в окопах, на кораблях Балтики, в госпиталях.

Ведущий 2: Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Ведущий 1: Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

Музыка «Я буду сегодня с тобой говорить»

Ведущий 2: Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как и все горожане. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе.

Ведущий 1: В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и "Ленинградскую поэму". Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом.

Ведущий 2: Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых.

И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц:

Музыка «Сообщение о прорыве блокады»

Мухина Д.: Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею

они защищали тебя, Ленинград,
колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто.

Ведущий 1: Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто".

Видео «Пискаревское кладбище»

Ведущий 1: Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны. Наверное, свой страх смерти жители города превращали в искусство, которое сыграло огромную роль в поддержании духовных и физических сил жителей блокадного Ленинграда и помогло одержать победу над фашистскими захватчиками.

Ведущий 2: Страх растворялся в кино и спектаклях, в музыке и рисунках, стихах и юбилейных торжествах, временных экспозициях, в продолжении научно-исследовательских работ, в холодных библиотеках, промерзших кабинетах Эрмитажа, в госпиталях и больницах, куда отправлялись актеры петь и декламировать, а сотрудники музея читать лекции по искусству раненым и истощенным дистрофикам.

Андрей: Давайте не забудем изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки…

Даша: Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…

Илья: Тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы.

Оля: Тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями.

Диана: Тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

Илья: Тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

Ведущий 1: В память о погибших в годы блокады Ленинграда объявляется минута молчания

Минута молчания

Ведущий 2: Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. И, может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которые воплотились в музыке Шостаковича, в стихах Ахматовой и Берггольц, в работе академика Орбели — директора Эрмитажа и многих, многих других, которых были тысячи.

Шаталова О.:…Осада длится, тяжкая осада,
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
Я здесь жила и всё могла снести:
Медаль «За оборону Ленинграда»
Со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
Я до тебя тогда коснусь руками,
Медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать ещё упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей,
Медаль «За оборону Ленинграда».
…Война ещё идёт, ещё – осада.
И, как оружье новое в войне,
Сегодня Родина вручила мне
Медаль «За оборону Ленинграда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...