Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа
рабочая программа (8, 9 класс)

Жергалова Оюна Доржеевна

инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ekoetnoteka.docx256.23 КБ

Предварительный просмотр:

      E:\МОЯ АТТЕСТ\титулки\2020-03-26_14-20-05_winscan_to_pdf._LI (2).jpg      

                         

  1. Пояснительная записка

       Изучение культуры бурятского народа в настоящее время имеет важное  значение для  воспитания  подрастающего поколения. Обрядность народа представляет тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку. Обычаи и обряды являются хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Поэтому обычаи и традиции рассматриваются как один из законов жизни.

     Изучение традиций и обычаев является фундаментом нравственного , духовного и этноэкологического воспитания подрастающего поколения. Программа способствует созданию дружного, сплочённого коллектива, обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет детям приобщиться к бурятскому языку через этноэкологическое направление, проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

   Программа  курса рассчитана на учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и направлена на изучение истории и традиции Бурятии.

  Рабочая программа предусматривает выделение  разделов: материальная культура бурят, общественная жизнь и духовная культура, народные знания. Авторы программы  Жергалова О.Д. и Балданова В.Ц. учителя бурятского языка СОШ № 19

      Программа направлена на формирование ключевых компетенций:

- познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией;

- исследовательских: сбор информации, построение гипотез, обобщение;

-  коммуникативных: передача информации;

-  социальных: умение сотрудничать в группе;

-  информационных: владение способами получения информации из разных источников.

      Методические задачи курса:

Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем, приобретению знаний из разных источников, которые можно будет использовать в жизни.

Цели и задачи программы

Изучение истории родной земли, ее культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании   патриотизма, чувства любви к большой и малой родине у учащихся.

Цель:

  Создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о культуре родного края, способствующих развитию познавательного и интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.

    Задачи курса: главной задачей курса является воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии и бережному отношению к природе.

Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

- Рефераты, доклады и сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Урок вопросов и ответов.

- Историко-литературные уроки.

- Презентации.

- Конференции.

Ожидаемый результат программы:
- устойчивый интерес к истории своей родины;
- знания культуры родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-  способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Критерии оценки.

  • Степень самостоятельности, активности.
  • Инициатива, коммуникативность.
  • Точность, своевременность выполнения.
  • Композиция, полнота, убедительность.
  • Культура речи, аргументы, умение работать в группе.
  • Умение работать с разными источниками информации.
  • Степень достижения целей исследования.    

Прогнозируемый результат.

В исследовательской деятельности  целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

Планируемые результаты освоения элективного курса:

Личностные результаты:

- понимание бурятского языка как одной из основных национально-культурных ценностей бурятского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

 -положительная динамика развития у старшеклассников этнокультурной компетентности;

 -использование коммуникативно-эстетических возможностей бурятского языка, основанных на изучении традиций и обычаев бурятского народа;

 -формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

 -формирование общей культуры и мировоззрения;

 -совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

 -расширение общего кругозора учащихся;

Метапредметные результаты

-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-интегрированные занятия  с уроками технологии, физической культуры, истории как  способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение на практике полученные знания, умения и навыки ;

- повышение интереса к изучению народной педагогики бурят, истории, художественно - прикладной деятельности, фольклорному искусству, который спо¬собствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

Предметные результаты

- приобретение знаний по бурятской народной культуре;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 

  Примечание.После прохождения данного курса, весь собранный материал по изученным темам учащиеся должны скомпоновать в одну папку т.е. хранилище. Поэтому курс называется «Экоэтнотека»

2.Место предмета в  учебном плане.

   Программа  внеурочной деятельности по бурятскому языку «Экоэтнотека» имеет  общекультурную  направленность. Программа рассчитана на один  год из расчета один  академический час в неделю (всего 18 часов) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов.

2.Тематическое планирование  курса

Программный материал

Часы

1

Материальная и духовная культура бурят.

1.1

Дерево в культуре бурят.

1

1.2

Бурятское жилище

1

1.3

Одежда и утварь .

1

1.4

Пища и домашняя утварь.

1

1.5

Обобщающий урок

1

2

Общественная жизнь и духовная культура.

2.1

Бурятская семья.

1

2.2

Система родства.

1

2.3

Традиционная обрядовая культура бурят.

1

2.4

Семейные праздники ( свадебные,родильные).

1

3

Духовная культура

3.1

Праздники и  обряды.

1

3.2

Религиозные праздники.

1

3.3

Этноконфессиональная ситуация у бурят.

1

4

Народные знания.

4.1

Ономастика

1

4.2

Семейно-родовые знаки бурят. Символика чисел, цветов.

1

4.3

Этномедицина. Лечение травами и средствами животного происхождения.

1

4.4

Этнопедагогика. Жизненные наставления предков.

1

4.5

Традиции физического воспитания.

1

4.6

Традиции нравственного воспитания.Учения наших предков.

1

Итоговый урок.Проект.Защита.

1

Итого: 18ч

3.Содержание  курса

Программный материал

Часы

1

Материальная культура бурят.

5

Дерево в культуре бурят. Экологические традиции, обычаи ,связанные с деревом.

Одежда. Обувь.Символика дополнений костюма.

Женские головные уборы.

Мужская одежда.

Пища и домашняя утварь.

Пища.Утварь

2

Общественная жизнь и духовная культура.

4

Бурятская семья.

Система родства.

Традиционная обрядовая культура бурят.

Календарные праздники, связанные с трудовой деятельностью

Семейные праздники ( свадебные,родильные).

3

Духовная культура

3

Бурятская мифология как система.

Лечение травами.

Религиозные праздники

4

Народные знания.

6

Ономастика.

Этнотопонимы. Гидронимы. Традиционные бурятские имена, фамилии.

Семейно-родовые знаки бурят.

Семейные знаки собственности. Цифровые знаки.

Этномедицина.

Лечение травами и средствами животного происхождения. Рецепты из полевых материалов.

Традиции физического воспитания.

Традиции нравственного воспитания.

Итого: 18ч

4. Календарно – тематическое планирование

Название разделов и тем

Часы

Лекция

практика

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Материальная культура бурят.

5

1

1.1

Дерево в культуре бурят.

1

1

1.2

Бурятское жилище

1

1

1.3

Одежда и утварь .

1

1

1.4

Пища и домашняя утварь.

1

1

1.5

Обобщающий урок

1

1

2

Общественная жизнь и духовная культура.

4

2.1

Бурятская семья

1

1

2.2

Имена

1

1

2.3

Система родства.

1

1

2.6

Семейные праздники.

1

1

3

Духовная культура

3

3.1

Бурятская мифология как система.

1

1

3.2

Этноконфессиональная ситуация у бурят.

1

1

3.3

Религиозные праздники

4

Народные знания.

6

4.1

Ономастика.

1

1

4.3

Традиционные бурятские имена, фамилии.

1

1

4.4

Семейно-родовые знаки бурят.

1

1

4.6

Цифровые знаки.

1

1

4.7

Этномедицина.

1

1

4.8

Лечение травами и средствами животного происхождения.

1

4.10

Этнопедагогика.

1

1

Итого: 18ч

Методическое обеспечение

1.         «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» с. 3. Москва, 2011.

2.        Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.

3.        Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.

4.        Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006.

5.        Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.

6.        Быт бурят в прошлом и настоящем. - Улан-Удэ, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Презентация "Обычаи и традиции русского народа"

Презентация об обычаях и традициях русского народа...

тематическая неделя по обычаям и традициям русского народа

В тематической  неделе  планирование  каждодневной  работы по  хохломской росписи,гжель.также  тетрализованная представление....

"Обычаи и традиции бурятского народа"

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях...

Сохраняя язык - сохраняем культуру, обычаи и традиции своего народа.

     Язык является главным инструментом для сохранения и развития культуры любого народа. Сегодня вся деятельность общества направлена на сохранение и распространение родного язы...

Обычаи и традиции калмыцкого народа (Мероприятие в детском объединении, 2020 г.)

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...

Обычаи и традиции осетинского народа

Обычаи и традиции осетинского народа (презентация)...