"Обычаи и традиции бурятского народа"
план-конспект

Шойжолова Надежда Альбертовна

Тема«Обычаи и традиции бурятского народа»

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.

2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа

5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обычаи и традиции бурятского народа»










 

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека.

Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей и культурой бурят. В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народов Забайкалья.

Структура программы:

1. Пояснительная записка;

2. Учебно-тематический план;

3. Содержание программы:

4. Календарно-тематическое планирование;

5. Список литературы;

6. Приложения


Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  2. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей республики
  3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  7. Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней

8. Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.

Планируемые результаты:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой бурятского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Характеристика курса

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Музыки
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

В данной программе мною применяются следующие образовательные технологии:

1. Технологии проблемного обучения;

2. ИКТ технологии;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии;

5. Проектные технологии.

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер

Формы организации разнообразные: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя «Знатоки родного края», инсценированные представления, праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Основное содержание материала

Творческое задание

1

Вводное занятие

2

Экскурсия в Музей истории Тункинского района

3

Конкурс «Родная Тунка»

Рисунки, фотографии

5

Герб и флаг Бурятии

6

Исторические памятники столицы

7

Музеи школьные в Тункинском районе

8

Театры и кинотеатры столицы

9

Викторина

10

Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел

11

Символика цвета

12

Символика орнаментов

Аппликация

13

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

14

Бурятское жилище

15

Бурятский костюм

16

Украшения. Конкурс творческих работ

Рисунки

17

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре

18

Древние игры и танцы бурят

19

Обоо, тайлаган

20

Сурхарбан

21

Сагаалган

22

Бурятская свадьба

24

Буддизм.

25

Шаманизм

26

Экскурсия по району

27

Байкал – мировое наследие

28

Растительный мир Байкала

29

Животный мир Байкала

30

Заповедники и национальные парки

31

Конкурс «Славное море – священный Байкал»

Рисунки, фотографии

32

Викторина «Знатоки Байкала»

33

Итоговое занятие




Ожидаемые результаты

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей республики

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Список литературы:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит.2002
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М: Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

Приложение

Тест

1. Как называется столица Республики Бурятия?

А) Москва

Б) Улан-Удэ

В) Новосибирск

2. Сколько городов в Республике Бурятия?

А) 4

Б) 5

В) 6

3. Назовите цвета флага республики Бурятия?

А https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_1.jpeg Б https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_2.png В https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_3.png

4. Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой?

А) Дятел

Б) Поползень

В) Дрозд

5. Какая птица способствует расселению кедра?

А) Горихвостка

Б) Кедровка

В) Дрозд

6. Морин Хуур - это…

А) Праздник

Б) Народный инструмент

В) Всадник

7. Национальное бурятское блюдо?

А) Буузы

Б) Борщ

В) Плов

8. Какая река вытекает из Байкала?

А) Волга

Б) Ангара

В) Дон


9. Как называется жилище бурят?

А. Юрта Б. Чум В. Изба

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_4.jpeg https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_5.jpeg https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/02/s_5a74858fb8015/820182_6.jpeg


10. Как называется новый год в Бурятии?

А) Пасха

Б) Рождество

В) Сагаалган


11. Каких животных, обитающих на территории Бурятии, вы знаете?

____________________________________________________________



12. Какие деревья растут в Бурятии?

____________________________________________________________


II тур. 

Ведущий: «Игра капитанов».

Капитанам задается по 1 вопросу:

- Какие народы проживают в нашей республике? (буряты, русские, татары, эвенки, армяне, грузины, азербайджанцы…)

- Сколько городов в Бурятии? (6 городов: Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Закаменск, Кяхта, Бабушкин). 


                                                                  Викторина

«Знатоки Байкала»


Тема: озеро Байкал

Цель: Расширить познавательный и культурный кругозор учащихся, что позволит раскрыть у ребят индивидуальные особенности и знания; привить учащимся любовь, а также стремление к тому, что нужно беречь и охранять природу родного края и страны в целом.

Оборудование: Листки бумаги на каждый стол.

Организационный момент

Класс делится на две команды. Командам задается вопрос и дается несколько вариантов ответов, нужно выбрать правильный, каждый вопрос имеет свою стоимость, чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать. В каждой команде ученики отвечают по очереди. В итоге побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

 

Вступительное слово учителя

Ах, сколько лет хвалу Байкалу пели,

Как он богат, красив и чист!

Листки с календаря слетели

Десятилетиями, как единый лист.

И факт печальный сердце нам

                                          Тревожит

И действий требует от нас.

Байкал себя сам защитить

                                           Не может-

Кто руку помощи подаст.


Байкал – это уникальное место на нашей планете, одно из древнейших озер мира. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий всё больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен ещё и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой  пресной воды.


1 раунд

Вопросы

 1.   Что означает слово «Байкал»? (10 баллов)

-      Богатое озеро;

-      Синее озеро;

-      Глубокое озеро.

2.   Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов)

-      Ладожское;

-      Танганьика;

-      Виктория.


3.   Назовите возраст озера Байкал? (5 баллов)

-      500 тыс. лет;

-      Миллион лет;

-      25 миллионов лет.

4.   Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов)

-      более 40 элементов;

-      155 элементов;

-      12 элементов

5.   Как Вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7баллов)

-      100 видов;

-      1550 видов;

-      5000 видов.

6.   Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов)

-      Да;

-      Нет.

7.   Назовите самых древних обитателей Байкал? (3 балла)

-      Олигохеты;

-      Губки;

-      Брюхоногие моллюски.

8.   На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (3 балла)

-      На дне;

-      На поверхности;

-      Везде.

9.   Самый большой остров на Байкале? (3 балла)

-      Мадагаскар;

-      Ольхон;

-      Сахалин.


10.  Самая знаменитая рыба озера Байкал? (6 баллов)

-      Сельдь;

-      Карась;

-      Омуль.

11Назовите рыбу эндемик Байкала? (5 баллов)

-      Карась;

-      Щука;

-      Голомянка.

12. Могут ли Байкальские рыбы изменять свой цвет? (3балла)

-      Да;

-      Нет.

13Чем обеспечивается чистота воды Байкала? (5 баллов.)

-   Водросли;

- рачок Эпишура;

-   Медузы.

14Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале? (3 балла)

-      Белый медведь;

-      Морж;

-      Нерпа.

15Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (10 баллов)

-      Весной, когда цветут водоросли;

-      При попадании озеро молнии;

-      В шторм.


 Подведение итогов по первому раунду.


2 раунд «Рассказ»

Каждой команде дается задание, которое они должны выполнить в течение 15 минут. По мере полноты и правильности ответа, каждая команда получает определенное количество баллов.

1 команда: Какие вы знаете легенды о Байкале?

2 команда: Расскажите о животных Байкала?

 Подведение итогов по второму раунду.


3 раунд «Анаграмма»

Названия, каких рыб здесь записаны, какие из них обитают в озере Байкале?
1 - УМЬЛО (омуль),

2 - ТОСЁР (осётр),

3 - АРИУХС (хариус),

4 - МЕНЬТАЙ (таймень),

5 - КУЬНО (окунь),

6 - МОЛОКНЯГА (голомянка),

7 - АЩУК (щука).

Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Подведение итогов по третьему раунду.


4 раунд «Разминка»

1. Встаньте те, кто купался в Байкале?

2. Поднимите руки вверх те, кто пил байкальскую воду?

3. Опустите руки те, кто ел рыбу, пойманную в Байкале?

4. Потянитесь вверх те, кто сам рыбачил?

5. Подпрыгните те, кто любит отдыхать на берегу Байкала?

6. Топните те, кто после отдыха оставлял на берегу или в лесу мусор?

7. Хлопните те, кто бережёт природу и, уходя, забирает мусор с собой?

Молодцы!


Подведение итогов

В итоге игры подсчитываются баллы, какая команда набрала больше баллов, та и побеждает. Участники команды получают медальки «Знатоки Байкала».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Презентация "Обычаи и традиции русского народа"

Презентация об обычаях и традициях русского народа...

тематическая неделя по обычаям и традициям русского народа

В тематической  неделе  планирование  каждодневной  работы по  хохломской росписи,гжель.также  тетрализованная представление....

Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа

инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»...

Сохраняя язык - сохраняем культуру, обычаи и традиции своего народа.

     Язык является главным инструментом для сохранения и развития культуры любого народа. Сегодня вся деятельность общества направлена на сохранение и распространение родного язы...

Обычаи и традиции калмыцкого народа (Мероприятие в детском объединении, 2020 г.)

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...

Обычаи и традиции осетинского народа

Обычаи и традиции осетинского народа (презентация)...