«Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой».
статья (9 класс)

Пузина Татьяна Александровна

9 мая в России отмечается всенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и её союзников. Я вам хочу рассказать о фронтовике, учителе и человеке с большой буквы Георгии Тарасовиче Величко. Тема моей работы: «Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой». В каждом городе есть люди, которых все знают и любят. Учитель, воспитатель, друг - именно так называли в Ханты-Мансийске Георгия Тарасовича Величко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichko_g.t.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

9 мая в России отмечается всенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и её союзников. Я вам хочу рассказать о фронтовике, учителе и человеке с большой буквы Георгии Тарасовиче Величко. Тема моей работы: «Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой». В каждом городе есть люди, которых все знают и любят. Учитель, воспитатель, друг - именно так называли в Ханты-Мансийске Георгия Тарасовича Величко. Был он статен, подвижен, с проницательным взглядом и небольшой бородкой. Его знал каждый житель, и как он говорил, каждая собака.

Георгий Тарасович родился 4 января 1911 года в Ленинграде в семье военнослужащего. После чего отец уволился из армии и с семьёй выехали в Сибирь. В Сибири семья жила в Павлодаре, на ст. Драгунская, где отец работал сенозаготовителем для армии, кассиром и счетоводом. В 1920 году от тифа умерли мать и два брата. Учиться Георгий Тарасович начал на станции Драгунская, а в Татарке в 1929 году окончил полный курс татарской 9-летней школы с педагогическим уклоном. Обучаясь в 9 классе, работал учителем по ликвидации неграмотности в 35-м полку. Ему самому пришлось прослушать курс военной подготовки по 120-часовой программе. Юный Гоша Величко изучал стрелковое дело, тактику, топографию, химию, материальную часть орудия. Так что интерес был обоюдным: военные обучали школьников – как общаться с оружием, а школьники обучали военных – как общаться со словом».

        После окончания девятого класса Георгию вручили постановление президиума райисполкома: «…Вы назначаетесь учителем в школу, на место службы следует явиться не позднее 5 сентября 1929 года и приступить к исполнению обязанностей».

       Так, в 18 лет Георгий Величко стал учителем сельской начальной школы.

        Учитель, завуч, директор сельской школы - всего этого Георгий Величко достиг к 23 годам, и в районном отделе народного образования решили направить его на учёбу в  Омский педагогический институт.

        Пришёл сюда не мальчишка, а человек с пятилетним педагогическим стажем, поэтому сразу включился в общественную работу: был членом институтского комитета комсомола, председателем профсоюза студенческого комитета. Как активного студента дирекция не раз поощряла Георгия Величко.

      В те годы Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский) национальный округ входил в состав Омской области, и выпускника Омского педагогического института Георгия Величко в 1938 году направили на работу в окружной центр завучем в педучилище. Он должен был также преподавать физику и математику. Дефицит кадров в системе образования был так велик, что в 1940 году Величко пришлось по совместительству преподавать физику в десятом классе средней школы – она единственной в городе.

   Война оборвала мирные планы жителей маленького сибирского посёлка.

  «22 июня 1941 года… Значительная часть учителей педучилища находилась уже в летнем отпуске, а учащиеся разъехались по домам на каникулы. Подавляющее большинство учителей педучилища по собственной инициативе прервали свой отпуск и вернулись в училище, как на боевой пост. Многие учащиеся также спешат в училище, чтобы получить задание быть там, где они всего нужнее».

1941-й – первую половину 1942 года Георгий Тарасович Величко работал сначала в педучилище, а затем в школе.

Весть о вероломном нападении гитлеровских захватчиков на нашу Родину вызывала в коллективе учителей, учащихся и работников училища желание немедленно отправиться на фронт и разгромить фашистов.  Своей повестки ждал и Георгий Тарасович Величко. Это случилось в мае 1942 года. Из воспоминаний учителя литературы Михаила Бубновского.

- «В числе многих я провожал его в армию, перед отправлением мы остались вдвоём. Я молчал, а он расхаживал по Самаровской горе, декламировал Маяковского. Смотрел на меня и грустно улыбался. А потом вдруг неожиданно наклонился и сказал: «Повоюем, хоть я и рядовой, и необученный. Хотелось бы вернуться к нашим детям…»

С июня по ноябрь 1942 года обучался во 2-м Омском пехотном училище. Седьмого ноября 1942 года в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии был направлен на фронт автоматчиком. С ноября по декабрь 1942 года участвовал в боях на Среднем Дону. Именно там шли кровопролитные бои в декабре 1942 года. В районе хутора Арбузовка крупные силы разбитой 8-й итальянской армии и немецкие части пытались приостановить решительное наступление наших войск. Но этого сделать им не удалось. 22 декабря вражеская группировка была окружена. Противник оказывал яростное сопротивление, пытался прорваться из кольца. Бой был упорный и ожесточённый. Фашисты превосходящими до 10 раз силами контратаковали подразделение гвардии майора Карнаухова 38-й гвардейской дивизии. Легендарный подвиг совершили гвардейцы 38-й стрелковой дивизии. 52 бойца на узком участке фронта сдерживали контратаки врага. На горстку храбрецов противник бросил до полка пехоты. Но каждый раз, встреченные сильным огнём, фашисты откатывались назад. Вот уже отбита 15-я атака, но гитлеровцы снова идут. Когда фашисты приблизились вплотную, гвардии майор Овчинников первым поднялся во весь рост, бросил гранату во врага и крикнул: «Гвардейцы, за мной!» бойцы с возгласом «Ура!» бросились врукопашную. В результате ожесточённых боёв 24 декабря 1942 года упорное сопротивление окружённой группировки противника было сломлено.

В этом бою был тяжело ранен в ноги и руку Георгий Тарасович Величко и был направлен в госпиталь.  Обморожение, гангрена, многочисленные операции и ампутация.      

Но видно, судьба услышала пожелания Григория Тарасовича. В сентябре 1943 года был демобилизован по ранению. Через два года без ноги, на костылях пришёл он с войны.

Как участник Великой Отечественной войны он был награждён орденом Красной Звезды, медалями за отвагу «За отвагу над германием в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-19415 гг.», юбилейными наградами.

В октябре 1943 года стал завучем школы №1. Георгий Тарасович очень хорошо понимал своих учеников. И дети отвечали ему взаимностью. Вот как, например, написал об этом бывший учащийся школы №1, поэт-фронтовик Алексей Смольников в своей поэме «Мальчишки»:

Нас было в классе шестеро ребят,

И пятерых на фронт зовет дорога.

И нам в глаза пронзительно и строго,

Танцуя, одноклассницы глядят…

Директор наш уже из Сталинграда -

Одна нога и пара костылей.

Он смотрит вслед, играя костылем,

Пластинки нам задумчиво меняет -

Он здесь один, наверно, понимает,

Какие мы экзамены сдаем…

    Летом 1944 года Г.Т. Величко был уже директором педучилища. Хозяйство новому директору досталось сложное. Помимо училища, надо было наладить работу интерната, подсобного хозяйства, а людей не хватало. К этому времени он имел уже богатый педагогический и человеческий опыт.  И Георгий Тарасович успевал всё. Все заботы ложились на его молодые плечи.

       Война ещё продолжалась. И страна жила по военному времени. Уходили на фронт бывшие воспитанники и учителя педучилища. В первые же дни войны учителя, учащиеся активно собирали подарки и отправляли их посылками на фронт. Это была одежда, мыло, одеколон, махорка и др. Такие сборы практиковали неоднократно. Коллектив учителей и учащихся принял активное участие в сборе средств на строительство подводной лодки «Рыбник Сибири». На протяжении длительного времени в педучилище проводились утренники для детей фронтовиков посёлка Ханты-Мансийск. В течение всех лет войны работники училища не пользовались отпуском. Отпуск, как правило, компенсировался деньгами, и компенсация сдавалась в фонд обороны.  Но это принималось как должное. Всё для фронта, всё для победы!

Победу встречали все вместе

В год моего поступления в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище ушёл из жизни Георгий Тарасович. И я и все ученики училища знали об этом удивительном человеке, который проработал более 23 -х лет учителем и директор нашего педагогического училища.

Георгий Тарасович Величко достоит того, чтобы его помнили, о нём писали. И как педагога, и как руководителя, и как человека. В 2014 году по решению думы в моём родном городе появилась улица Георгия Величко. И я этому очень рада. Так ли важно, как называется улица - спросит кто-то  из присутствующих.

-Берусь поспорить.

…Для меня улицы родного Ханты-Мансийска – моя жизнь, я люблю этот город.

Было бы замечательно, чтобы улицы Ханты-Мансийска  носили имена людей, связанных именно с историй города, в начале каждой улицы имелась бы табличка с краткими сведениями о человеке, в честь которого она названа.  Тогда многим станут ближе традиции города, это будут шаги к формированию того чувства, которое мы называем историческим сознанием, и всего того, что с ним связано.

В окружной столице, в преддверии Дня Победы, увековечили имя директора Ханты-Мансийского педагогического училища Георгия Величко.

На фасаде технолого-педагогического колледжа установили мемориальную доску, посвященную памяти ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя школы РСФСР.

Память о Георгий Тарасович живёт в сердцах его учеников и коллег до сих пор. Недавно в технолого-педагогическом колледже состоялась презентация книги «Георгий из Бессмертного полка» написанной югорской писательницей Галиной Захаровой. В ней собраны воспоминания людей, лично знавших Величко. И все они отмечают, что Георгий Тарасович был добрейшей души Человек, Человек с большой буквы, Человек стального поколения, интеллигент. А как писал учёный Личахёв, что интеллигентом нельзя притворится. Интеллигентность или есть, или её нет. Ибо это есть высший уровень культуры человеческих взаимоотношений. Георгий Тарасович Величко был представителем старой истинной интеллигенции. Георгий Тарасович был особый, корневой, стержневой Человек. О нём можно говорить много. Вечная ему память!

…Человек ушёл, но остаётся
теплота и взгляд отцовских глаз.

Человек ушёл, но отзовётся

Доброта его ещё не раз.

С бесконечно дальних лет в России

Начиналась доброта у нас.

И по ней, по доброте всесильной,

Буду помнить бесконечно вас…

                       Ольга Величко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Труженики тыла колхоза "Мустай" Сернурского района Марийской республики в годы Великой Отечественной войны

Материал собран о жизни и людей в тылу, их взаимоотношениях, непосильном труде во имя Победы. Основой исследования являются уникальные письменные источники: книги с записями протоколов общего собрания...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Сценарий торжественной церемонии вручения юбилейных медалей « 70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» труженикам тыла.

У  времени  есть  своя  память – история.  И  потому  мир  никогда  не  забывает  о  трагедиях, потрясавших  планету  в  разн...

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.  Проект предназначен для проведения внеаудиторных меро...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...